Лекция III. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР УПРАВЛЕНИЯ

В результате изучения материала данной главы студент должен:

знать

• определение, ОГЛАВЛЕНИЕ и характерные признаки понятия "человеческие ресурсы";

• специфику и основные особенности деятельности в сфере управления человеческими ресурсами;

уметь

• отбирать и применять знания о поведении (деятельности) с целью совершенствования социальной его регуляции в организации;

владеть

• навыками оценки человека как ресурса эффективности организации путем анализа внутренних и внешних ресурсов с учетом социальных и социально-психологических требований.

Одна из основных задач социологии управления состоит в изучении условий рационального применения способностей, сил и знаний индивидов в конкретных условиях действующих институтов и организаций. Эту задачу можно назвать исследовательской. Вторая задача – социально-инженерная – выражается в формировании культуры управления, обеспечивающей необходимые условия для оптимизации управленческой деятельности.

Данная глава посвящена управлению человеческими ресурсами (далее – УЧР) как особой функции, пронизывающей в рамках организации все ранее названные этапы управленческого цикла – от предвидения до технологии – и необходимой не только для признания роли и значения человеческого фактора, но и использования его как активной созидающей, координирующей силы, венчающей конечный результат любой модификации управления. Важность решения этой задачи обусловлена рядом причин. Речь идет о социальном механизме, о средствах, ориентированных на эффективное использование исполнительского и творческого потенциала всех работников для достижения высокого результата, реализации намеченных целей.

Такая ориентация управления обусловлена следующим:

а) человеческий ресурс рассматривается в качестве одного из ведущих факторов, определяющих эффективность и конкурентоспособность современных организаций, человеческий компонент любой организации – это не только и не столько объект управления, но и активный и дефицитный ресурс, необходимый для успешного функционирования и развития;

б) в мировой науке состоялась апробация и легитимация термина "Human Resource Management" (HRM) или "управление человеческими ресурсами";

в) теоретическая мысль и успешная практика осознали необходимость профессионализации этой деятельности.

Существенную роль играет тот факт, что теория и практика управления испытывают неудовлетворенность реальным состоянием в сфере работы с человеческими ресурсами как в отечественных, так и в западных деловых организациях.

В сфере управленческой практики это проявляется в следующем:

1) в фактической несформированности той сферы профессиональной деятельности, которая направлена на активизацию, развитие и рациональное использование человеческих ресурсов в организации;

2) невозможности рассматривать существующие сегодня, даже в крупных деловых организациях, службы управления персоналом в качестве полноценных подразделений, равных по профессионализму и значимости таким подразделениям (департаментам), которые занимаются техникой, технологией, финансами, маркетингом, информационным обеспечением и др.;

3) дефиците кадров, которые с полным правом могли бы рассматриваться в качестве специалистов в сфере УЧР и в перспективе стали основой для создания полноценных служб, направленных на работу с сотрудниками всех уровней и компетенций;

4) фактическом отсутствии в отечественных вузах специальностей и специализаций, готовящих специалистов, которые могли бы взять на себя выполнение функций по УЧР.

Указанная проблема сохраняется и при научном осмыслении специфики УЧР. Она проявляется в нечеткости представлений о содержании понятия "управлении человеческими ресурсами (УЧР)"; излишне расширительной трактовке базового для этой сферы управленческой деятельности термина "менеджмент", часто употребляемого как синоним понятия "управление"; неразделенности двух созвучных, но различных по смыслу терминов – "управление персоналом" и "управление человеческими ресурсами"; фактическом отсутствии продуманной модели деятельности и концепции построения действенных служб в сфере УЧР; постоянно воспроизводящихся, но не всегда успешных попытках построить полноценное образование в сфере управления персоналом и УЧР только на экономическом фундаменте.