Лекция 9. Человеческий фактор в менеджменте
В результате изучения темы студенты должны:
знать
• основные характеристики личности;
• характеристики человеческого капитала;
• поведение людей в организации;
уметь
• анализировать рабочее время сотрудников организации;
• использовать человеческий капитал;
• организовывать оптимальное поведение людей;
владеть
• методологией работы с персоналом;
• навыками эффективного использования человеческого капитала.
Личность и управление
Все цели менеджмента ставятся и достигаются людьми, имеющими необходимые профессиональные навыки, квалификацию и личностные качества. Поэтому фактор личности всегда играет решающую роль в работе организации.
Личность – это субъект активной сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых качеств.
Основными личностными качествами являются направленность, способности, темперамент.
Под направленностью понимается устойчивая ориентация человека, его поведения, мотивов, интересов независимо от конкретной ситуации. Ее можно рассматривать в нескольких аспектах.
1. На что она обращена:
– на свой внутренний мир (интроверсия);
– внешнее окружение (экстраверсия).
2. Какие цели при этом преследуются:
– взаимодействовать с другими людьми, участвовать в совместной деятельности, ее ОГЛАВЛЕНИЕ не играет роли (направленность на общение); таких людей целесообразно назначать на должности представителей, агентов, сотрудников рекламных, маркетинговых подразделений и т.п.;
– решить поставленную задачу (деловая направленность), т.е. для человека главное – достижение цели, причем неважно, собственной или задан
ной; он добросовестно исполняет свои обязанности, ради дела стремится к первенству, лидерству; требователен к себе и другим; это тип руководителя (преимущественно высшего ранга), конструктора и др.;
– в первую очередь получить личную выгоду, решить собственные проблемы, добиваться благополучия, успеха (направленность на себя); ради этого люди часто пренебрегают своими обязанностями, стремятся переложить их на других, создать видимость работы; для таких лиц подходят агентские должности, заработок на которых определяется в виде процента от полученного результата.
3. Какова ее сфера интересов (этот аспект направленности определяется способностями, о которых речь пойдет ниже).
4. Какие у нее преобладающие инстинкты:
– при эгофильном типе направленности доминирует стремление к самосохранению, забота о личной безопасности и сохранении здоровья, повышенная осторожность, мнительность, осмотрительность;
– генофильном типе направленности доминирует инстинкт заботы о близких, детях, домашнем очаге;
– альтруистическом типе направленности доминирует забота об общем благе, самоотверженность, готовность посвятить себя служению высшим идеалам;
– познавательном типе направленности преобладает стремление к поиску нового, истины, любознательность;
– доминантном типе направленности на первое место выходит стремление ставить цели, организовывать, руководить, контролировать, делать карьеру;
– либертофильном типе направленности доминирует инстинкт свободы, склонность к протесту, риску, готовность к лишениям, подавление инстинкта самосохранения.
Знание направленности сотрудников, определяемой с помощью специальных тестов, играет важную роль при формирования трудовых коллективов и значительно облегчает процесс управления.
Второе важное личностное качество – способности.
Способности рассматриваются как совокупность индивидуальных качеств человека и склонностей, которые необходимы для выполнения того или иного вида деятельности и позволяют добиться успеха (от уровня развития способностей зависит легкость его обретения). Способности характеризуются скоростью восприятия и усвоения знаний и навыков.
На индивидуальном уровне способности определяются знаниями, умениями, мотивами, врожденными возможностями. На уровне группы добавляются навыки совместной работы.
Изучение способностей работников в трудовом коллективе составляет одну из важнейших задач менеджера.
Способности определяют, во-первых, кого и на какое рабочее место необходимо поставить, и во-вторых, насколько эффективно данное лицо сможет там трудиться. При этом в основе одинаковых достижений могут лежать разные способности, а один вид способностей – быть условием достижений в разных сферах деятельности.
Практика показывает, что люди, обладающие одинаковыми способностями, должны занимать в организации равноценные должности. Это позволяет наиболее полно использовать их потенциал и предотвратить внутренние конфликты.
Разрыв в способностях руководителей и их непосредственных подчиненных обеспечивает при прочих равных условиях их хорошее взаимопонимание, а также естественность руководства и подчинения.
Считается, что способности даются человеку от природы. На самом деле от природы люди получают задатки, которые превращаются в способности благодаря обучению, опыту и воспитанию. Таким образом, способности представляют собой уже сплав природных и приобретенных личностью качеств в результате целенаправленного развития и саморазвития.
Способности подразделяются на физические и психические.
К физическим способностям относятся механические и двигательно- координационные. Первые характеризуются, например, силой, выносливостью (необходимы для грузчиков); вторые – ловкостью, хорошей координацией, быстротой действий (требуются водителям, артистам цирка, балета) и др.
К психическим способностям относятся:
1) общие, присущие в той или иной мере всем нормальным людям (думать, действовать). Они измеряются уровнем интеллекта;
2) элементарные частные, которыми обладают уже не все (решительность в действиях, критичность мышления и т.д.);
3) сложные частные, которые подразделяются на профессиональные (к отдельным видам деятельности – технике, экономике, медицине и др.) и специальные (к определенному ее характеру).
Существует три вида специальных способностей:
• интерсоциальные – ориентированы па организацию взаимодействия людей, управление ими; они необходимы руководителям среднего и низового звена, а также работникам, запятым рекламой, маркетингом, проведением переговоров, с широкими внешними контактами;
• конструктивные – направлены па создание конкретных объектов в тех или иных сферах деятельности: естественной, технической, знаковой, художественной и др.; их реализация не требует активных контактов с окружающими. В управлении такие способности нужны руководителям высшего звена для выработки политики организации, а также специалистам;
• аналитические – склонность их обладателя к поиску причин происходящих событий, осмыслению их роли, последствий, формулировке выводов.
Специальные способности имеют три уровня: одаренность, талантливость, гениальность.
Одаренность – это совокупность факторов, обусловливающих особо успешную деятельность в определенной области и выделяющих человека из окружения (возможность что-то улучшать, совершенствовать).
Талантливость представляет собой задатки, реализуемые через творчество, создание нового, необычного, того, что не существовало прежде.
Гениальность – высшая степень одаренности, когда ее обладатели генерируют новые результаты, имеющие общеисторическое значение.
Таким образом, специальные способности тесно связаны с творчеством, генерированием нового (успешное воспроизведение "один в один" того, что есть, означает наличие у человека репродуктивных способностей).
Творчество есть высшая форма реализации интуиции и логики, выход за пределы заданного, требующий умения преодолевать стереотипы. В отличие от репродуктивного процесса, творческая деятельность и ее результат не согласованы, поэтому возникает "побочный продукт", который и является результатом творческих усилий. На способность к творчеству во многом влияет атмосфера в организации.
Творческие личности обладают:
– широким кругозором, глубокой эрудированностью;
– самостоятельностью мышления, независимостью от прежнего опыта, традиций и авторитетов;
– умением чувствовать и видеть сложные нетривиальные проблемы и превращать их в возможности развития;
– обилием идей, способностью принимать нестандартные решения, рисковать;
– настойчивостью, напористостью, склонностью к самоутверждению, стремлением работать по-своему (творчески мыслящих людей нельзя заставить постоянно отчитываться за каждый шаг);
– отсутствием уважения к традициям, правилам, нормам, любовью к свободной игре фантазии;
– терпимостью к неопределенности;
– тягой к новым впечатлениям и т.п.
Способности к творчеству можно разделить на интуитивные (обычно ими обладают предприниматели) и интеллектуальные. Это разные явления, во многом предопределяемые данным природой типом мышления.
Образному мышлению свойственна яркость, богатая фантазия, но одновременно импульсивность, непоследовательность, поверхностность. Чаще всего оно свойственно бизнесменам и лицам, склонным к занятию различными видами искусства.
Логическое мышление характеризуется, наоборот, критичностью (способность объективно оценивать), ясностью, последовательностью, глубиной, однако часто излишней отвлеченностью, преобладанием абстрактных логических построений, теоретизированием, не всегда понятным окружающим.
Смешанному типу мышления присущи черты образного и логического мышления, хотя они и не столь ярко выражены. Это дает его обладателям необходимую широту взглядов, самостоятельность и быструю реакцию в процессе принятия решений, позволяет успешно справляться с различными управленческими проблемами.
Интеллект – способность человека к логическому анализу и мышлению, к кропотливому умственному труду, сознательному восприятию и осмыслению окружающего мира и собственных поступков. Он основывается на здравом смысле и не зависит от других личностных качеств человека.
Основное интеллектуальное развитие человека происходит в первые 20 лет жизни; затем наступает фаза стабилизации; после 30 лет снижается лишь скорость мышления.
Интуиция – это внутреннее ощущение правильности или ложности решения без логических обоснований, базирующееся на подсознательных процессах. Признаками интуитивного творческого процесса являются: бессознательность, спонтанность, неконтролируемость волей и разумом (поэтому поведение соответствующих личностей может иногда казаться продуманным).
Способности автоматически выполнять конкретные элементы трудового процесса называются навыками. Чем больше у человека навыков, тем меньше он затрачивает сил, тем рациональнее и ритмичнее работает.
В то же время имеющиеся навыки могут не только облегчать процесс приобретения новых (всем известно, что второй язык усваивается быстрее), но и стать для этого помехой, затрудняя в отдельных случаях переориентацию людей.
Навыки являются разновидностью привычек, т.е. стандартных, автоматических (часто даже неосознанных) форм поведения. Они складываются на основе многократных прошлых действий, которые благодаря повторению долго сохраняются в изменившихся обстоятельствах.
Навыки и привычки, с одной стороны, освобождают сознание от контроля над рутинными операциями или принятием множества мелких повторяющихся решений, позволяя сосредоточиться на выполнении важных функций. С другой стороны, привычки осложняют работу, например, могут порождать сопротивление переменам, неадекватное поведение в новых необычных обстоятельствах.