Лекция 11. Человеческая телесность
Решая проблемы философской антропологии, мы с вами всё более и более погружаемся в тайну человека: его происхождения, его сущности, его потенциала, его социализации, его окружения, его взаимодействия, его будущности и т.п.
Познавая те или иные грани человека, человеческого бытия, мы в то же время остаёмся вневедении очень многого присущего человеку и истории его происхождения.
Человек — самый главный, но и наиболее сложный и загадочный предмет исследования научного мира. Его изучают и условно делят между собою ряд наук, в частности, биология и физиология, психология и медицина, геронтология и акмеология, социология и культурология, педагогика и история и ряд других. Они создают собственные частнонаучные образы человека, порождают мозаичную картину его бытия с биологическими, физиологическими, психологическими, медицинскими, социологическими, педагогическими, историческими и иными ракурсами. Интегральный образ человека может и должна дать философская антропология, а в перспективе — антропономия, как общефилософская теория человека.
На данный момент развития науки антропономия находится в стадии становления, а накопленные знания о человеке представляет философская антропология. В лекции будет представлен обобщённый научный материал, который позволит конкретизировать его в необходимом философском аспекте. Одной из основ здесь будет являться философская концепция человека профессора Л. Зеленова.
Речь пойдёт о телесности человека и той среде человеческого бытия, которую дала человеку природа, а главное той среде, которую человек создавал в течение тысячелетий, особенно той, которая присуща современному высокоиндустриальному, информационному веку, веку высоких технологий, веку новационного и инновационного прогресса, веку глобализации.
Рассматривать эти, и связанные с ними, проблемы мы будем в аспекте уже известной системы "универсум — человек", в противном случае можно будет затронуть только частности, грани человеческого бытия, а общеметодологическое осмысление человека останется в стороне. Система "универсум — человек" даёт нить к философскому пониманию человеческой телесности в среде его деятельности, его бытия, помогает осознать ценность человеческой жизни.
Человек как телесное существо и среда его деятельности
Мы уяснили, что человеческая сущность заключается в его природно-общественном, биосоциальном единстве на основе разума и определённого уровня психики.
Человек — многогранное существо, универсальный объект для исследования. Всё, что происходит в мире, взаимосвязано с человеком. Человек отражает в себе все реальные явления, одновременно являясь субъектом бытия. Эта взаимосвязь прослеживается в рамках системы "универсум — человек".
Человек — высший цвет развития субстанции, высшая форма состояния закономерного мирового процесса. Поясним это схемой:
В обозначенном процессе важно отметить, что высшие формы бытия любого параметра основаны на низших и содержат их в себе в снятом виде. Известный постулат, заключённый во фразе К. Маркса: ключ к анатомии обезьяны лежит в анатомии человека, реально отражает это. Поэтому социальные системы, человек, деятельность, целесообразность — ключ к пониманию живых и неживых систем, организмов и тел, жизнедеятельности и взаимодействия, геносообразности и законосообразности.
Представим зеркальное отражение этой схемы: на первое место переходит третья (Ш) позиция, то есть высшее включило в себя низшее. В этом отражении человек предстаёт уже в субъектном плане: человек — организм — тело.
Исходя из представленной схемы, мы ещё раз убеждаемся в диалектической картине происхождения человека, и одновременно убеждаемся, что человек телесное существо. Ранее мы говорили о его биосоциальной сущности.
Так или иначе, человек оказывается элементом универсума: он появился, он объективно включен в отношения с телами, организмами, другими людьми. Кто он?
Человек как тело, обладающее общими ему с другими телами механическими, физическими, химическими свойствами и закономерностями. Пример: механически тело может сжиматься, расширяться, сужаться, двигаться в трёх измерениях; физически тело является проводником, состоит из атомов и молекул, подчиняется законам, общим для всех природных объектов; химические процессы аналогичны для органических природных и искусственных тел — распад, горение, тление.
У человека сто триллионов клеток— 100 000 000 000 000. Он на 65% состоит из воды (Н2О). У взрослого человека около 10 кг кислорода, углерода, водорода и азота, 2 кг кальция и фосфора, по нескольку десятков граммов калия, серы, натрия и хлора, 6 г железа.
Как тело человек подчиняется единому мировому закономерному процессу, хотя является молодым для универсума телесным образованием. Правда, это такое тело, которое включено в присущие ему биологические и социальные процессы и состояния. Эти состояния являются высшими по отношению просто к телу, поэтому они влияют как высшие на телесную организацию и телесные процессы человека, определяя их специфику: особенности механики и моторики, статики и динамики, физического и химического в человеке. То есть, телесность человека тесно увязана с его биосоциальной сущностью: долго жить или рано умереть, вести здоровый образ жизни или употреблять наркотики, заниматься спортом или сидеть в прокуренном кафе и многое другое.
Человек как организм, обладающий общими ему с другими организмами биологическими свойствами и закономерностями. Например: любому организму присущ обмен веществ, размножение, наследственность, изменчивость, приспособляемость, рост, подвижность.
В человеческом организме общая длина кровеносных сосудов составляет около 100 тысяч километров. Кровь распределяется так: 25% в мышцах, 25% в почках, 15% в стенках кишечника, 10% в печени, 8% в мозгу, 4% в венечных сосудах сердца, 13% в сосудах лёгких и остальных органах. Общий вес мышц у мужчин до 40%, у женщин до 30%. Воспроизводственная функция человека может составлять во времени более 80 лет.
Как организм человек подчиняется законам биологического уровня развития единого мирового процесса, хотя тоже является молодым для биотических систем организменным образованием. Тем не менее, закономерности жизнедеятельности, закономерности безусловных и условных рефлексов, закономерности действия генетической программы справедливы и для человека. Человек — это такой организм, который включён во внутренне присущие ему телесные и социальные процессы и состояния. Следовательно, телесное и социальное влияют на биологическое в человеке, определяя его специфику: рост, размножение, питание, сон, гигиену, наследственность, продолжительность жизни и многое другое.
У человека масса мозга составляет 1/46 общей массы тепа, а общая площадь коры головного мозга варьируется от 1468 до 1670 см2. Начиная с тридцатого года жизни, у человека ежедневно гибнет 30-50 тысяч нервных клеток, с возрастом вес его может уменьшаться (если в организме нет наследственных или приобретенных отклонений) и он уплотняется по форме. Глаз человека способен различать до 130-250 чистых тонов и до 5-10 млн смешанных оттенков (например, собака всё видит только в сером цвете).
Человек как человек, обладающий общими с другими людьми социальными качествами: образованностью, воспитанностью, коммуникативностью, наблюдательностью, информированностью, обученностью, деловитостью, самокритичностью, аналитичностью.
Как человек он включён в социальную систему, в человеческий род, в историю человеческого общества. В обществе он находит однородные (гомогенные) себе, такие же новые и молодые для универсума социальные образования по сферам деятельности: экономические и экологические, научные и управленческие, педагогические и художественные, медицинские и физкультурные, оборонные и госбезопасности. Они тождественны человеку, это тождество формирует социум, который не просто включён в универсум и является его высшей формой, но который единственно способен противопоставить себя всему универсуму как ноосфера.
К законосообразным (тела) и геносообразным (организмы) взаимодействиям в универсуме человек добавляет целесообразное взаимодействие, основанное на сознании, на разуме, на целеполагании. Но эта целесообразность бытия человека существует не рядом с законосообразностью неживого и геносообразностью живого, а на их основе, и представлена в единстве с ним в самом человеке. Более того, лишь та целесообразность эффективна, которая опирается на законосообразность и геносообразность как социальной, так и других систем.
Объективно человек заключает в себе все типы низших систем — тел и организмов — одновременно и представляя их. Человек выступает "мерой всех вещей" (Протагор) в мире (универсуме).
Вот с этой точки зрения человеческая телесность представляет уникальный интерес. Рассматривать её целесообразно совместно со средой, в которой человек конкретно живёт и трудится (или пребывает).
В этих целях определимся с антропологическими константами человека как телесного существа и средой человеческого обитания и деятельности.
Антропологические константы (лат. — постоянная величина):
- жизнь и смерть;
- рождаемость и наследственность.
Данные константы находятся в прямой зависимости от человеческой телесности. Человеческий алгоритм жизни и смерти, рождаемости и генетической наследственности напрямую зависит от среды обитания человека, его образа жизни и системы питания, которые зависят от экономических, политических, нравственных условий, создаваемых государством, социальным сообществом, в котором развивается человек. Существенную роль играют этнические и территориальные особенности, ментальность нации.
В силу этого среда человеческого обитания — это окружающая его действительность, это предметно освоенный им универсум, освоенный посредством базовых форм человеческой деятельности:
- экономической и экологической;
- управленческой и научной;
- педагогической и художественной;
- медицинской и физкультурной;
- оборонной и общественной безопасности.
Человек — существо деятельностное, поэтому среда его обитания является и средой его деятельности.
Вывод: человек как телесное существо рождается, живёт и умирает в определённой среде (природно-социальной), передавая по наследству (генетически по двум аллелям — мужскому и женскому) устоявшиеся биологические признаки рода.
В последнее время, особенно со второй половины XX в., человек усиленно вторгается в природу, нарушая её естественное существо. Экологические проблемы могут приобрести характер неуправляемости: "ядерная зима", изменение климата на Земле, уничтожение популяции животно-растительного мира, использование человеком в производстве негативно активных веществ... всё это нарушает естественный баланс планеты и приводит к необратимым последствиям. Человек как телесное существо всё более и более ощущает это на себе: генная мутация, снижение рождаемости, уменьшение продолжительности жизни, иммунные болезни, физическое истощение (голод).
В начале XXI в. на планете было около 40 млн человек ВИЧ-инфицированных (на 6,5 млрд населения), каждый день в мире инфицируется до 20 000 человек; в Зимбабве каждую неделю умирает от СПИДа около 2 500 человек; в городе Дзержинске Нижегородской области (химическая индустрия), были случаи рождаемости детей с серьёзными заболеваниями мутационного уровня.
Человек методично создаёт искусственную среду (свою вторую природу — тех но экологическую), которая во многом чужда естественно-природной среде и разрушает последнюю. Порождается кризис телесного и эмоционального бытия человека (например, в первой половине XX в. человек из сельской местности, попадая в город, просто терялся, потому что это была чуждая для него среда. Сейчас человек как телесное существо зачастую теряется в пространстве техники и технических систем, наукоёмких технологических приспособлений. Эмоциональное бытие человека на грани стресса: число суицидов неуклонно растёт именно в городах).