Бюрократия как организация
История формальных организаций насчитывает не одну тысячу лет. Так, еще 25 веков назад китайский философ Конфуций говорил о том, что в правительственных учреждениях должны работать способные, талантливые люди. В то время это повлекло за собой ряд мероприятий, в частности, был установлен порядок экзаменов для принятия на государственную службу для ее соискателей. Индустриальная революция возвестила рождение в Западной Европе и Северной Америке новой организационной структуры, озабоченной эффективностью, которую Макс Вебер назвал бюрократией (от фр. bureau – бюро, канцелярия и греч. κράτος – господство, власть). Сегодня мы все живем в мире бюрократических организаций.
По Веберу, бюрократия – это организационная модель, рационально выстроенная для эффективного выполнения задач. Вебер выявляет тенденцию в развитии организаций, присущую, как он считал, Западу и заключающуюся в том, что организации становятся все более рациональными, подчиняя свою деятельность формальной рациональности – достижению наибольших результатов с наименьшими затратами. Он сконструировал, "идеальный тин" бюрократической организации, который в действительности нигде в таком чистом виде не существует, но представляет ее типичные черты. По Веберу, бюрократию отличают ряд особенностей.
Должностная иерархия. Бюрократия организует персонал в соответствии с должностями. Здесь, как принято говорить, выстраивается бюрократическая лестница (или бюрократическая пирамида). Каждый высший чин (должность) имеет в отношении к низшему значительные прерогативы и полномочия. Так, например, чиновник, занимающий более высокий пост, может принимать решения и отдавать приказы, обязательные для чиновников более низких уровней, контролировать их исполнение; он также обладает более высоким престижем и более высоким заработком.
Специализация и разделение функций. Каждый чин (должность) имеет четко обозначенную компетенцию, сферу полномочий. Компетенция ограничена кругом лиц, которые подчиняются данному должностному лицу, и кругом дел, вопросов, в отношении которых он может принимать решения.
Обезличенность (деперсонализация). Бюрократия ставит правила превыше личных прихотей, в результате с клиентами обращаются так же единообразно, как и с работниками. Бюрократические отношения должны быть свободны от всяких личных, эмоциональных моментов, исключительно сосредоточены на деле, которое является предметом принимаемого решения.
Правила и установления. Деятельность бюрократической организации направляется рациональным выполнением правил и установлений. В идеале бюрократия стремится функционировать абсолютно предсказуемым образом.
Универсальность критериев подбора кадров. Кандидаты на должностное место должны обладать технической компетенцией, позволяющей им выполнять свои обязанности. Здесь нет места родственным связям, личным знакомствам. Поиску наилучших кандидатов и отбору среди них в интересах дела должны способствовать, к примеру, открытые конкурсы.
Критерии карьерного роста. Частью правил функционирования бюрократии являются установления и процедуры продвижения по службе, избавленные от произвола. Сотрудник должен иметь основания для продвижения по службе, где он имеет определенные успехи или проработал определенный срок.
Вознаграждение. Чиновник получает установленное вознаграждение, связанное с видом его служебной деятельности, должностью, которую он занимает.
Письменная форма всяких действий, в том числе принимаемых решений. Такая процедура в бюрократической организации необходима для контроля, который является основой ответственности бюрократа.
Все это черты, характеризующие идеальный тип организации. Реальные бюрократии, конечно, несколько иные, идеально-типичное в них воплощено в той или иной мере. Понятно, что на практике любой из принципов идеального типа бюрократии может так или иначе быть нарушен, превращая тем самым идеальную модель Вебера в свою определенным образом противоположность. Более того, даже тогда, когда бюрократия функционирует в соответствии со своими принципами, ее действия могут иметь дисфункциональные последствия. Вот некоторые из них:
1) чрезмерная специализация приводит к сужению кругозора и невозможности учета важных моментов в видении ситуации в более широком контексте;
2) строгость регламентов исключает принятие во внимание нетипичных случаев, ситуаций;
3) бюрократиям трудно меняться, приспосабливаться к быстроизменяющимся условиям и обстоятельствам;
4) в результате чрезмерной озабоченности правилами и установлениями происходит перестановка целей и средств;
5) множество предписаний приводит к ситуации их неполной скоординированности, когда нормы одних документов противоречат положениям других;
6) существует опасность образования олигархии – ситуация, когда контроль над организацией сосредоточивается в руках небольшой, часто неформальной группы, подчиняющей интересы организации интересам этой группы.
В последнее десятилетие прошлого века американские социологи отметили одну немаловажную особенность современной общественной жизни, а именно: тот факт, что бюрократии уже перешагнули за рамки организаций как таковых и словно бы выплеснулись на общество, формируя жизнь социума на бюрократический лад. Американский социолог Джордж Ритцер (р. 1940) данное явление назвал макдонализацией общества. Имеется в виду, что принципы, по которым построена и действует сеть ресторанов быстрого питания McDonald's, проникли в систему образования, труда, здравоохранения, туризма и т.д., американцы начинают воспринимать их как принципы организации общества.
М. Вебер опасался социальной экспансии формальных организаций. Он считал, что бюрократии эффективны, но они могут привести к дегуманизации ("железная клетка бюрократии"), ситуации, когда люди утрачивают контроль над системой. Американский социолог Джон Масионис полагает, что будущее организаций связано с противоречивыми тенденциями: с одной стороны, стремление к большей автономии для высококвалифицированных работников, с другой – надзор и дисциплина, которые оказываются уделом менее квалифицированных работников, занятых в сфере услуг.