Лекция 10. Бюджет как основное звено системы финансов
После изучения материалов данного параграфа вы сможете:
o определить ОГЛАВЛЕНИЕ понятий "бюджет", "бюджетный план", "бюджетный фонд";
o рассмотреть роль бюджета в перераспределении валового национального продукта;
o перечислить функции бюджета, раскрыть их ОГЛАВЛЕНИЕ.
Совершенно очевидно, что глубоко разобраться в содержании бюджета, понять и оценить его роль в макроэкономическом регулировании возможно лишь после детального изучения материалов всей главы. Необходимо ознакомиться с принципами построения и функционирования бюджетной системы РФ; структурой и динамикой доходов и расходов федерального бюджета; системой межбюджетных отношений; особенностями структуры доходов и расходов территориальных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов. Поэтому к осмыслению положений настоящего параграфа советуем вновь вернуться после изучения главы 10 в целом.
Обратимся, прежде всего, к самому понятию "бюджет".
Бюджет - центральное звено системы финансов, выражающее все их основные качественные признаки.
Поскольку государственные финансы - это совокупность императивных денежных отношений, в процессе которых образуются и используются централизованные денежные фонды, то и бюджет представляет собой совокупность денежных отношений, но более узкую, а именно: бюджет - это совокупность императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд. Последний является централизованным денежным фондом, предназначенным для финансирования широкого круга общественных потребностей (благ) - отраслей хозяйства, социальных нужд, управления, обороны и т. д.
Следует обратить особое внимание на применение термина "бюджет" в нормативных правовых документах и экономической литературе: монографиях, учебниках, научных статьях. В трактовке БК РФ бюджет - это "форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций государства и органов местного самоуправления"; примеры из учебников - "основной централизованный фонд денежных средств"; "... совокупность ... денежных отношений ... основной финансовый план... важнейший финансовый регулятор..."; и др. Как видно, часто не соблюдаются правила формальной логики: каждому определяемому объекту (отношению, предмету, документу) принадлежит только ему присущее определение и, соответственно, - термин. При этом никто не называет, например, "финансами" одновременно и финансовый документ и финансовые ресурсы. Сложившуюся ситуацию можно проиллюстрировать следующей схемой (рис. 10.1.1).
Рис. 10.1.1. Применение термина "Бюджет"
Если руководствоваться сформулированным выше правилом, то "бюджетом" не следует называть соответствующий документ, так как для него уже с давних пор использовали термины "роспись государственных доходов и расходов", "государственная роспись", "смета доходов и расходов государства", "баланс доходов и расходов" и др. Правильнее было бы именовать этот документ бюджетным планом, в котором система денежных отношений выражена количественно (суммарно). Иными словами, составляется, рассматривается, утверждается и исполняется бюджетный план - основной финансовый документ страны. В процессе формирования и исполнения бюджетного плана образуется и используется бюджетный фонд - основной государственный централизованный денежный фонд. Соблюдение единого методологического подхода к терминологии можно проиллюстрировать следующим образом. Трем понятиям соответствуют три термина (рис. 10.1.2.)
Рис. 10.1.2. Иллюстрация методологического подхода к терминологии
Сущность любой экономической категории, в том числе и бюджета, проявляется в ее функциях. Под функциями финансов следует понимать форму проявления их общественного назначения. Поскольку бюджет является наиболее широкой финансовой категорией, то ему принадлежат все функции, присущие финансам: образование бюджетного фонда (бюджетные доходы); использование бюджетного фонда (бюджетные расходы); контрольная.
Первую функцию выполняют бюджетные доходы, включающие налоги, займы, доходы от государственной собственности (предприятий), доходы от эмиссии бумажных денег и др. Основной источник бюджетных доходов - полученные в результате первичного распределения чистого национального продукта доходы хозяйствующих субъектов, а именно: заработная плата работников; доходы лиц, работающих не по найму; предпринимательская прибыль (промышленности, сельского хозяйства, торговли, других отраслей); рента; процент (прибыль банков и вкладчиков) и др. Структура бюджетных доходов непостоянна, она зависит от конкретных экономических условий развития страны. Динамика структуры бюджетных доходов отражает изменения, связанные с экономическими процессами. Так, например, изменение соотношения между налогами и займами в сторону увеличения доли последних свидетельствует о спаде производства, изменения соотношения между потреблением и накоплением.
Вторая функция бюджета принадлежит конкретным целевым бюджетным расходам. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех других участников воспроизводственного процесса, в связи с чем бюджетные расходы охватывают всю экономику. Соблюдение макроэкономических пропорций в хозяйстве страны предлагает бюджетное финансирование отдельных отраслей, учреждений социальной сферы, отдельных хозяйствующих субъектов. Структура бюджетных расходов подвержена еще более частым изменениям, чем структура бюджетных доходов. Структура бюджетных доходов и расходов, в которой проявляется сущность бюджета любого государства, находит свое отражение в бюджетном плане.
Контрольная функция бюджета предполагает создание условий для проведения контроля, осуществляется одновременно и с первой, и со второй функцией. Контрольная функция обусловливает возможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы. При этом контроль и контрольная функция не идентичные (хотя и взаимосвязанные) понятия: первое выражает одну из важных сторон деятельности финансовых и других органов, второе - присущее финансам свойство, создающее объективную основу для осуществления контроля.
Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе. Используя средства бюджетного фонда на финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей хозяйства, государство влияет на перераспределение национального дохода между отраслями. Через бюджет доходы более рентабельных отраслей перераспределяются в отрасли с низкой рентабельностью (например, в сельское хозяйство). Финансируя за счет бюджетного фонда ОГЛАВЛЕНИЕ учреждений и организаций социальной сферы, государство обеспечивает воспроизводство рабочей силы. Через бюджет перераспределяются доходы между федеральным уровнем и субъектами РФ, а в составе последних - между муниципальными образованиями. Роль бюджета в перераспределении валового национального продукта схематически показана на рис. 10.1.3.
В условиях финансового кризиса регулирующая роль бюджета существенно возрастает. Бюджетная политика должна способствовать: повышению реальных доходов и занятости населения, прежде всего, за счет оптимизации бюджетных расходов, уменьшения налоговой нагрузки хозяйствующих субъектов, сохранения темпов устойчивого экономического роста; осуществлению провозглашенной политики модернизации экономики.
В заключение хотелось бы еще раз обратить внимание на концептуальную значимость бюджета в жизни страны, необходимость овладения тончайшим механизмом формирования и исполнения бюджетных параметров в рамках научно обоснованной бюджетной политики.
Рис. 10.1.3. Роль бюджета в распределении валового национального продукта