Бюджетный профицит и бюджетный дефицит
Общая сумма доходов в идеальном случае должна покрывать запланированные расходные статьи бюджета. Когда расходы превышают доходную часть в общей структуре, образуется бюджетный дефицит.
Образовавшийся остаток доходов правительство может использовать на не предусмотренные программой или планом расходы, осуществлять долгосрочные выплаты по государственному долгу или перенести этот остаток в бюджет следующего периода (года).
Бюджетный дефицит по установившимся международным стандартам не должен превышать 5% от ВВП. Покрывается он внутренними и внешними государственными займами в виде продаж государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов (фонда страхования или фонда страхования по безработице, пенсионного фонда).
Но это не единственный путь покрытия бюджетного дефицита. Во время экономических потрясений правительства нередко прибегают к эмиссии денег для покрытия бюджетного дефицита
Последствия такой эмиссии перерастают в неконтролируемую инфляцию.
Согласно Маастрихтскому договору страна — член ЕС должна удерживать бюджетный дефицит, не превышающий 3% ее ВВП. Но в настоящее время этому основному критерию не соответствует большинство стран, включая самую сильную экономически страну — ФРГ. Проблема в том, что длительная рецессия, в которой оказались европейские страны, резко затормозила деловую активность, а безработица устойчиво держится на уровне, превышающем 10%, и следовательно, налоговый источник поступлений в бюджет от среднего класса значительно сократился. Крупные предприниматели и банки, ссылаясь на свои трудности, получая от государства огромные льготные кредиты и иные формы помощи, всячески уходят не только от повышения налогов, но и от выплаты в полном объеме тех налогов, которые они обязаны платить. Это создает трудноразрешимые противоречия для европейской экономики. Поэтому вполне объяснимо, что накал политических страстей высок в тех странах, которые сталкиваются с наибольшими финансово-экономическими проблемами, а их население — с растущими трудностями. Это в первую очередь Греция, Испания, Португалия, Венгрия, Латвия, Ирландия, Румыния; далеко не благополучна обстановка во Франции, Великобритании и даже в самой крупной экономически стране — ФРГ, которая остается единственным "мотором" для всего ЕС.
Расходная часть бюджета в целом характеризует главные цели бюджетных ассигнований для развития народного хозяйства и культуры страны. Они всегда имеют четкий целевой характер и безвозвратный принцип. Безвозвратное предоставление государственных средств из бюджета на целевое развитие называется бюджетным финансированием. Этот режим расходования финансовых ресурсов отличается от банковского кредитования, которое, как правило, предполагает возвратный характер кредита. Безвозвратность предоставления финансовых ресурсов не означает произвольность в их использовании. В таких случаях разрабатываются особый порядок и условия использования ресурсов для целевого направления и обеспечения общего экономического роста и улучшения жизни населения.
Государственный бюджет и экономическая политика
Государственный бюджет страны — это далеко не только и не столько "технический план" доходов и расходов, а главный финансовый годовой закон, в котором отражается сущность экономической политики государства, его теоретико-методологическая база. В последние десятилетия альфой и омегой государственной бюджетной политики почти всех стран мира (кроме быстрорастущих экономик, не пострадавших от глобального кризиса, а также скандинавских стран), стала ориентация правительств на низкую инфляцию любой ценой, в том числе через сдерживание кредита посредством высокого кредитного процента центрального банка. В соответствии с монетарным подходом, считалось, что именно такая политика обеспечивает высокий рост при минимуме инфляции. В США, Японии и странах ЕС, действительно, удалось справиться с инфляцией (которая была кошмаром со второй половины 1970-х гг.), но не удалось обеспечить высокие темпы экономического роста, что отмечают многие самые авторитетные экономисты[1].
Более того, акцент на чисто денежно-кредитную политику, в то время как явно недооценивался более фундаментальный элемент финансово-экономической политики — налогово-бюджетная политика, во многом и сформировал современные трудноразрешимые противоречия. Разница между этим двумя составляющими финансово- экономической политики состоит в том, что активная налогово-бюджетная политика требует интенсивного и прямого государственного регулирования экономических процессов и финансовых рынков (кейнсианский подоход). В то время как денежно- кредитная политика этого не требует и резко суживает рамки такого вмешательства, ограничиваясь манипулированием ставкой кредитного процента центрального банка и введением иных косвенных индикаторов (монетарный подход).
И глобальный кризис, и продолжающаяся ныне Великая рецессия показали ущербность монетарного подхода, его слабое влияние на позитивное развитие экономики и заставили американские и европейские власти шире использовать возможности бюджетно-налогового регулирования в синтезе с денежно-кредитными инструментариями. Но проблема в том, что за прошедшие три десятилетия доминирования монетарной школы ее идеи и практические конструкции были настолько прочно внедрены в сознание представителей деловой и политической элиты множества стран, причем с позиций конкретных интересов доминирующих сил (деловых и политических), что крайне затруднен переход к качественно другой системе регулирования при высоком уровне государственного вмешательства. Это, впрочем, неизбежно уже в недалеком будущем. Но сегодня все еще широко распространены представления о некой, чуть ли не божественной "руке рынка", которая якобы автоматически решает все проблемы и противоречия экономики на базе саморегулирования. Интересна в связи с этим мысль профессора Джозефа Стиглица, который подчеркнул: "На очень высоком уровне анализа есть понимание того, что сами по себе рынки не обязательно эффективны и стабильны. До кризиса многие экономисты считали их таковыми"[2].
Очевидно, на этом "очень высоком уровне", в том числе в руководстве МВФ (который жестко и последовательно требовал проведения монетарной политики три десятилетия кряду), сегодня уже есть такое понимание ограниченности рынка. Главный экономист МВФ Оливье Бланшар сказал на конференции в штаб-квартире МВФ в Вашингтоне следующее: "Кризис со всей очевидностью указал на лимиты как рынка, так и государственного вмешательства. Пора подвести итоги и извлечь первую серию уроков"[3]. Что касается первой части фразы — относительно выявившихся "лимитов рынка" — это сущая правда. Но остается непонятной вторая часть фразы, в которой О. Бланшар говорит также о "лимите государственного вмешательства". Хотелось бы поставить вопрос о том, какие конкретно страны он имеет в виду, где же обнаружился этот самый "лимит вмешательства"? Если речь идет о Китае (или Индии), то как раз мощное государственное регулирование экономики и финансов уберегло эти страны от кризиса. Похоже, в МВФ все-таки "не дозрели" до указанного Стиглицем "высокого уровня анализа" проблемы.
Резюме
• Платежный баланс и его показатели (источники денежных средств, экспорт товаров и услуг, приток капитала, импорт товаров и услуг и отток капитала и т.д.) дают возможность реально представить динамику экономического состояния страны как в годовом, так и в более коротком временном срезе (месяц), оценить в объемных и стоимостных показателях рост любого сектора национальной экономики и, соответственно, использовать результаты непрерывного анализа в экономической политике государства.
• Внешнеторговый баланс оказывает основное воздействие на платежный баланс в целом, поскольку он непосредственно играет ключевую роль в формировании баланса по текущим операциям. Накопление из года в год суммы отрицательного сальдо формирует внешнюю задолженность страны. Это характерно для групп развивающихся и трансформирующихся стран (предмет специального анализа в книге).
• Платежный баланс — это универсальный учетный инструмент в области финансово-экономической деятельности современного государства, позволяющий объективно оценивать главные параметры его общего состояния в конкретном году, дающий возможность проводить расчеты на выполнение тех или иных социально-экономических, производственных, технических задач и обеспечивать функционирование государства как такового (в его основных функциях).
• Одновременно этот учетный инструмент позволяет количественно оценить связи и взаимосвязи страны в системе мировой экономики и мирового рынка, характер (качество) этих связей и отношений. Это представляется особенно важным в прогнозировании развития страны и ее внешнеэкономических связей, а также в перспективном анализе мирового экономического развития как в целом, так и на отдельных направлениях (мировая торговля, рост прямых иностранных инвестиций, мировые финансы и т.д.).
• Платежный баланс — важнейший инструмент соединения национальной экономики с мировой экономикой, отсюда актуальность понимания того, как это осуществляется на практике. Платежный баланс страны дает достоверную информацию о результатах внешних операций и сделок за определенный период времени. Он самым тесным образом связан с национальной и международной валютами и выступает наиболее "чувствительным" элементом финансовой политики государства. В сравнительном анализе особое значение имеет "Баланс (счета) текущих операций" разных стран, позволяющий определить общее финансовое состояние той или иной страны или группы стран.
• Отметим, что высокий и постоянно растущий дефицит торгового баланса представляет собой серьезную угрозу для экономики любой страны. Поэтому одна из важнейших целей внутренней и внешнеэкономической политики государства состоит в том, чтобы платежный баланс сводился с положительным сальдо. Этот принцип важен и в деятельности любой компании. Его нарушение, рано или поздно, ведет страну к катастрофическим последствиям, что отражается в дисбалансах — внешнеторговом дефиците, дефиците платежного баланса, а это приводит к росту государственного долга в крупных размерах. Многие страны ныне как раз столкнулись с этой проблемой.
• Государственный бюджет страны — основной финансовый документ, получающий форму закона. В нем отражаются доходы и планируемые расходы по всем направлениям деятельности правительств на запланированный год.