Б. Бюджетные полномочия
Бюджетные полномочия Европейского парламента корреспондируют его второй важнейшей (после законодательной) функции, которую он также осуществляет совместно с Советом ЕС – бюджетной функции (§ 1 ст. 14 ДЕС).
К бюджетным полномочиям Европейского парламента относится, прежде всего, принятие ежегодного бюджета Союза, на основе которого производятся финансовые ассигнования ЕС. Бюджет Союза издается ежегодно – в расчете на один финансовый год, который начинается 1 января и заканчивается 31 декабря (ст. 313 ДФЕС). В него должны включаться все доходы Союза и его расходы на соответствующий финансовый год. Бюджет ЕС всегда "должен быть сбалансирован в доходах и расходах", т.е. быть бездефицитным (ст. 310 ДФЕС). Ежегодный бюджет, а равно многолетний финансовый рамочный план Союза (см. ниже) составляются в евро (ст. 320 ДФЕС).
Поскольку бюджетная функция и бюджетные полномочия реализуются Европейским парламентом совместно с Советом ЕС, процедура принятия ежегодного бюджета Союза (ст. 314 ДФЕС) сходна с обычной законодательной процедурой в том плане, что дает равные права по принятию или отклонению бюджета Евро- парламенту и Совету ЕС[1]. В связи с этим оба института, вместе взятые, квалифицируются в источниках права ЕС как "бюджетная власть" (англ. budgetary authority; франц. autorite budgetaire).
С учетом необходимости утверждения бюджета к началу очередного финансового года, процедура его принятия предусматривает более жесткие сроки как для Европейского парламента и Совета ЕС, так и для других участвующих в ней институтов.
Проект бюджета разрабатывается Европейской комиссией с учетом предварительных смет своих расходов и предварительных смет расходов других институтов ЕС, которые должны быть представлены ей до 1 июля года, предшествующего исполнению бюджета (до 1 июля 2012 г. в отношении бюджета на 2013 г. и т.д.).
До 1 сентября проект бюджета должен быть представлен Европейскому парламенту и Совету ЕС. Свою позицию по этому проекту сначала принимает Совет и передает ее Европейскому парламенту до 1 октября.
Европейский парламент в течение 42 дней после передачи ему позиции Совета по проекту бюджета вправе:
1) одобрить эту позицию, что означает окончательное принятие бюджета;
2) не принимать никакого решения, что также означает принятие бюджета (с молчаливого одобрения Европарламента);
3) принять поправки к проекту.
Вариант 3 переводит процедуру принятия бюджета на следующий этап (в отличие от обычной законодательной процедуры, термин "чтение" в процедуре принятия бюджета ЕС не используется).
Если Совет ЕС в течение десяти дней проинформирует Европейский парламент о согласии с его поправками, то проект бюджета принимается с этими поправками. В противном случае Европейский парламент и Совет на паритетной основе формируют согласительный комитет с целью достичь соглашение о "совместном проекте" в течение 21 дня. Если соглашение не удалось достигнуть, то Комиссия представляет новый проект бюджета (т.е. процедура возвращается на начальный этап).
В случае выработки согласительным комитетом совместного проекта бюджета в установленный срок данный проект должен быть подтвержден Европейским парламентом и Советом ЕС в течение 14 дней. Каждый из институтов может на данном этапе выражать свое согласие как прямо (принимая решение об одобрении совместного проекта), так и путем молчаливого одобрения (т.е. не принимая никакого решения в течение 14 дней).
При утверждении совместного проекта Европейский парламент имеет большие права по сравнению с Советом. Если совместный проект отклонен Европарламентом, то процедура возвращается на начальный этап (Комиссия представляет новый проект бюджета). Если же Европейский парламент одобрил совместный проект, а Совет отклонил его, то Европарламент квалифицированным большинством голосов (3/5 поданных голосов, представляющих большинство депутатского корпуса) может "принять решение подтвердить все или часть поправок", которые были предложены им к проекту бюджета. В подобном случае бюджет принимается с учетом парламентских поправок (в отношении той части поправок, которая не подтверждена Европарламентом, бюджет принимается в редакции совместного проекта, одобренного в согласительном комитете).
После успешного завершения бюджетной процедуры "Председатель Европейского парламента констатирует факт окончательного принятия бюджета" (§ 9 ст. 314 ДФЕС), и бюджет Союза на очередной финансовый год публикуется за его подписью в Официальном журнале Европейского Союза. Если к 1 января бюджет принять не удалось, то до его принятия расходы производятся ежемесячно исходя из ассигнований, запланированных на предыдущий финансовый год, если только Совет с одобрения Европейского парламента не решит увеличить соответствующие расходы (ст. 315 ДФЕС).
Кроме полномочий по принятию ежегодного бюджета ЕС, Европейский парламент наделен рядом других полномочий в бюджетной сфере, которые он также реализует совместно с Советом ЕС. Важнейшими из них являются:
– участие в принятии "многолетнего финансового рамочного плана", который служит инструментом долгосрочного (обычно на семь лет) бюджетного планирования. В соответствии со ст. 312 ДФЕС данный план "фиксирует суммы ежегодных потолков ассигнований", т.е. устанавливает их предельный размер применительно к различным направлениям финансирования ЕС (предельные размеры расходов на экономическое, социальное и территориальное сплочение, на сельское хозяйство и т.д.). По своей юридической природе многолетний финансовый рамочный план является законодательным актом ЕС, принимаемым посредством специальной законодательной процедуры Советом с одобрения Европейского парламента[2];
– принятие совместно с Советом ЕС (по правилам обычной законодательной процедуры) финансовых регламентов, устанавливающих детальные правила в отношении порядка составления и исполнения бюджета, а также правила бюджетного контроля и подготовки финансовой отчетности распорядителями бюджетных ассигнований (§ 1 ст. 322 ДФЕС);
– издание совместно с Советом ЕС (также по правилам обычной законодательной процедуры) законодательства "в области предупреждения мошенничества, посягающего на финансовые интересы Союза, и в области борьбы с ним" (§ 4 ст. 326 ДФЕС).
Еще одним важным бюджетным полномочием Европейского парламента, которое он осуществляет полностью самостоятельно (по рекомендации Совета, не имеющей обязательной силы, и с учетом докладов и замечаний Счетной палаты), является утверждение исполнения бюджета за истекший финансовый год. Только после принятия Европейским парламентом подобного решения с Европейской комиссии как института, ответственного за исполнение бюджета Союза, снимаются соответствующие обязательства. В этой связи утверждение Европейским парламентом исполнения бюджета Комиссией в учредительных документах ЕС обозначено термином "освобождение обязательств по исполнению бюджета" (ст. 319 ДФЕС)[3].