Бюджетная политика на современном этапе

Бюджетная политика является важнейшим инструментом макроэкономического регулирования и обеспечения сбалансированного развития экономики, проведения необходимых системных реформ в ведущих секторах экономики, создания условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, улучшения инвестиционного климата, повышения уровня жизни населения.

Проводимые в стране структурные реформы должны быть увязаны с объемами финансирования и бюджетными ограничениями. Ориентиром для бюджета должны стать цели государственной политики. Глава Стокгольмской экономической школы Кнут Виксель писал: "Теория государственных финансов всегда должна учитывать политические условия". Без знания целей государственной политики дать оценку эффективному или неэффективному использованию бюджетных расходов невозможно. Необходимая "политичность" расходам придается с помощью долгосрочных государственных целевых программ, на основе которых строится бюджетная стратегия.

В рамках долгосрочной бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2023 г. определены ключевые векторы: финансовое обеспечение государственных программ в целях улучшения условий жизни человека путем адресного решения социальных проблем и стимулирование инновационного развития страны.

Приоритетными целями бюджетной политики на среднесрочную перспективу являются:

• формирование бюджетных параметров, исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств с учетом их оптимизации и повышения эффективности использования финансовых ресурсов;

• минимизация рисков несбалансированности бюджетов бюджетной системы при бюджетном планировании;

• повышение устойчивости федерального бюджета и снижение его зависимости от внешнеэкономических факторов в долгосрочной перспективе;

• сравнительная оценка эффективности новых расходных обязательств с учетом сроков и механизмов их реализации;

• использование механизмов повышения результативности бюджетных расходов, стимулов для выявления и использования резервов для достижения планируемых результатов.

Основными задачами на бюджетный цикл 2014–2016 гг. являются:

1) обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы как базового принципа ответственной бюджетной политики при безусловном исполнении всех обязательств государства;

2) оптимизация структуры расходов федерального бюджета;

3) развитие программно-целевых методов управления;

4) долгосрочная сбалансированность и прозрачность пенсионной системы;

5) создание новых механизмов финансирования развития инфраструктуры;

6) переход к формированию государственного задания на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам на основе единого перечня этих услуг и единых нормативов их финансового обеспечения;

7) развитие налоговой системы и повышение ее конкурентоспособности;

8) совершенствование межбюджетных отношений;

9) повышение прозрачности бюджетов и бюджетного процесса.

Среднесрочная бюджетная политика РФ ставит главной целью укрепление макроэкономической стабильности и обеспечение бюджетной устойчивости. Для укрепления макроэкономической стабильности, обеспечения бюджетной устойчивости предстоит последовательно и неуклонно решать основную проблему бюджета – превышение нефтегазовых доходов над всеми другими бюджетными доходами. С целью ее решения законодательно закреплены бюджетные правила использования нефтегазовых доходов и ограничения на размер дефицита федерального бюджета. Это позволит снизить зависимость бюджетной системы от изменчивости цен на мировом рынке энергоресурсов, сформировать необходимые резервы.

Важным направлением совершенствования бюджета является интегрирование бюджетного планирования в процесс формирования и реализации долгосрочной стратегии развития страны. Это взаимосвязанный процесс. Так, долгосрочный и среднесрочный прогнозы социально-экономического развития, находящиеся в компетенции Министерства экономического развития, будут корректироваться в соответствии с основными положениями бюджетной стратегии до 2023 г.

В целях развития межбюджетных отношений необходимо совершенствовать механизмы межбюджетных трансфертов, делегирование полномочий между уровнями публичной власти в пользу субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, налогообложение, долговую политику в регионах и на местах.

При определении параметров развития пенсионной системы необходимо обеспечить ее сбалансированность, долгосрочную устойчивость и прозрачность для работающих, работодателей и пенсионеров.

Российская налоговая система, тесно связанная с формированием бюджета, должна стать фактором устойчивого развития и обеспечивать справедливое налогообложение доходов экономических агентов.

Эффективность бюджета обеспечивается повышением отдачи от использования государственных расходов. Подтверждены актуальность и необходимость большей части долгосрочных проектов, к которым относятся:

• перевод внебюджетных фондов на полноценное казначейское обслуживание с 2014 г.;

• реформа бюджетной сети;

• реформа системы субсидий.

Предполагается расширение применения механизмов государственно-частного партнерства при реализации модерни- зационных и инновационных инвестиционных проектов. Необходима кардинальная перестройка системы государственных закупок, ее интегрирование в единую институциональную среду – федеральную контрактную систему.

В целях повышения качества оказания сетью государственных учреждений услуг, обеспечения прозрачности и неформальности их деятельности организуется мониторинг правоприменительной практики реформы бюджетных учреждений. Будет совершенствоваться нормативная и методическая база для перехода на единые нормативные затраты оказания государственных и муниципальных услуг. Работники социальной сферы перейдут на "эффективный контракт".

В перспективе предусматривается существенное снижение роли государства в непосредственном управлении экономическими активами. Это предполагает проведение последовательной и эффективной с точки зрения бюджета приватизации. Управление государственными активами и обязательствами страны означает также приемлемый доступ на долговые рынки, снижение стоимости управления долга, капитализацию средств суверенных фондов.

Россия уже вошла в десятку лучших стран по индексу открытости бюджета Международного бюджетного партнерства. Для дальнейшего обеспечения прозрачности и открытости бюджетного процесса, его представления в понятной, информативной и компактной форме важно создание единого портала бюджетной системы, дальнейшее развитие интегрированной информационной системы управления общественными финансами ("Электронный бюджет").

Реализации целей бюджетной политики способствуют благоприятная ценовая конъюнктура на сырьевых рынках, расширение налоговой базы и увеличение собираемости налогов, позитивные экономические ожидания. Но следует обозначить и главные риски бюджета, среди которых: сохраняющаяся зависимость от ситуации на мировых сырьевых рынках, рождающая высокие риски сохранения дефицита бюджета в условиях недостаточно диверсифицированной экономики; ограниченные возможности наращивания доходов и их вероятное сокращение в связи с прогнозом снижения доли нефтяного сектора в условиях стабилизации добычи нефти; невозможность существенного сокращения социальных обязательств; недостаточно высокая эффективность бюджетных расходов, препятствующая структурному маневру в целях модернизации экономики.