Бюджетная компетенция (права) Российской Федерации
Бюджетная компетенция Российской Федерации является материальной гарантией верховенства и независимости государственной власти и выражает экономический аспект суверенитета России.
Анализ бюджетного законодательства позволяет выделить значительную совокупность полномочий, составляющих бюджетно-правовой статус Российской Федерации, и объединить их в следующие группы: бюджетные права России как единого суверенного государства; бюджетные права относительно федерального бюджета; бюджетные права относительно бюджетов субъектов РФ; бюджетные права относительно местных бюджетов; бюджетные права относительно бюджета Союзного государства России и Белоруссии.
К первой группе относятся права, которые осуществляются в сфере бюджетной деятельности всего государства, состоящего из субъектов РФ:
o законодательное установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, основ бюджетного процесса для бюджетов всех уровней бюджетной системы, порядка осуществления заимствований Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями, управления внутренним долгом соответствующих субъектов РФ, общих принципов и условий предоставления бюджетных кредитов. Законодательное регулирование названных сфер бюджетной деятельности осуществляется Российской Федерацией в пределах ее компетенции относительно установления основ федеральной политики в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития. Согласно федеративному устройству государства в сфере бюджетной деятельности Российская Федерация устанавливает основы регулирования, дальнейшая детализация которых осуществляется субъектами РФ и муниципальными образованиями в рамках их компетенции;
o право установления доходных источников бюджетов всех уровней бюджетной системы, в том числе налогов, сборов и иных обязательных платежей;
o разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ;
o установление минимальных государственных социальных стандартов норм и нормативов финансовых затрат на единицу предоставленных государственных или муниципальных услуг;
o утверждение бюджетной классификации РФ;
o установление единых форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;
o установление оснований и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ;
o централизация средств бюджетов других уровней бюджетной системы РФ для целевого финансирования общегосударственных мероприятий.
Бюджетная компетенция Российской Федерации относительно федерального бюджета складывается из совокупности прав, основные из которых следующие:
o право иметь федеральный бюджет;
o право нормативно-правового регулирования бюджетной деятельности федерального уровня;
o право на получение собственных доходов, включаемых в федеральный бюджет;
o право на установление предельного размера дефицита федерального бюджета и разработку мер по его сокращению;
o право самостоятельно определять направления использования федерального бюджета и объем средств, выделяемых по конкретным статьям;
o право утверждать состав защищенных статей текущих расходов федерального бюджета;
o право образовывать в составе федерального бюджета резервные и иные целевые фонды;
o право на утверждение в составе федерального бюджета оборотной кассовой наличности;
o право на организацию и осуществление бюджетного процесса относительно федерального бюджета.
Второй группой бюджетных прав Российской Федерации является компетенция по отношению к бюджетам субъектов РФ. Основополагающими элементами названной группы бюджетных прав Российской Федерации следует считать:
o разграничение бюджетных доходов межу федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ;
o предоставление межбюджетных трансфертов;
o осуществление бюджетных полномочий субъектов РФ при введении временной финансовой администрации;
o образование в числе прочих фонда финансовой поддержки субъектов РФ;
o возмещение субъектам РФ дополнительно произведенных расходов или выпавших доходов, обусловленных действиями федеральных органов государственной власти;
o установление порядка и осуществление судебной защиты бюджетных прав субъектов РФ.
В основе государственного устройства России федеративные начала сочетаются с самостоятельностью местного самоуправления, что обусловливает выделение в бюджетной компетенции Российской Федерации третьей группы прав, в определенной степени направленных на регулирование бюджетной деятельности муниципальных образований. К ним относятся:
o создание правовых основ порядка аккумулирования, распределения и использования централизованного денежного фонда муниципального уровня;
o правовое регулирование основных вопросов организации межбюджетных отношений органов местного самоуправления;
o определение единых методологических подходов формирования местных бюджетов;
o установление минимальных государственных социальных стандартов для формирования местных бюджетов;
o регулирование порядка передачи в местные бюджеты части доходов федерального бюджета для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий федерального уровня;
o установление видов и порядка предоставления финансовой помощи из федерального бюджета в бюджеты муниципальных образований;
o установление порядка предоставления средств, выделяемых из федерального бюджета в фонды финансовой поддержки местного самоуправления субъектов РФ;
o установление порядка компенсации увеличения расходов или уменьшения доходов местных бюджетов, возникших в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти;
o правовое регулирование особенностей порядка образования, распределения и использования средств местных бюджетов в приграничных и закрытых административно-территориальных образованиях;
o установление порядка и осуществление судебной защиты бюджетных прав муниципальных образований;
o обеспечение гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления;
o осуществление контроля за соблюдением органами местного самоуправления нормативных бюджетно-правовых актов РФ.
Вперед группа бюджетных прав Российской Федерации обусловлена заключением межгосударственного союза России и Республики Беларусь. Анализ содержания Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 08.12.1999 "О создании Союзного государства" позволяет выделить в бюджетной компетенции России четвертую группу прав относительно бюджета Союзного государства. Среди прав этой группы следует выделить:
o осуществление в пределах предоставленной компетенции нормативно-правового регулирования бюджетных отношений России и Республики Беларусь;
o принятие участия в разработке, утверждении и исполнении бюджета Союзного государства;
o производство ежегодных согласованных отчислений в бюджет Союзного государства;
o осуществление до создания казначейства Союзного государства исполнения союзного бюджета в части, касающейся территории РФ;
o судебная защита своих бюджетных прав в сфере союзного бюджета в Суде Союзного государства.
Перечисленные бюджетные права Российской Федерации в сфере бюджета Союзного государства принадлежат России как субъекту международного права, относятся к ее исключительной бюджетной компетенции (т.е. не могут быть делегированы иным субъектам бюджетного права) и имеют особенность, заключающуюся в наличии временного полномочия по казначейскому исполнению соответствующей части этого бюджета.
Таким образом, рассмотренная совокупность бюджетных прав Российской Федерации позволяет сделать вывод о разностороннем характере бюджетной компетенции Российской Федерации, которая является реальным показателем уровня развития федеративных отношений. Бюджетные права Российской Федерации показывают направленность осуществления бюджетных отношений с учетом федеративной природы государства.