Бюджетная компетенция (права) Российской Федерации

Бюджетная компетенция Российской Федерации является материальной гарантией верховенства и независимости государственной власти и выражает экономический аспект суверенитета России.

Анализ бюджетного законодательства позволяет выделить значительную совокупность полномочий, составляющих бюджетно-правовой статус Российской Федерации, и объединить их в следующие группы: бюджетные права России как единого суверенного государства; бюджетные права относительно федерального бюджета; бюджетные права относительно бюджетов субъектов РФ; бюджетные права относительно местных бюджетов; бюджетные права относительно бюджета Союзного государства России и Белоруссии.

К первой группе относятся права, которые осуществляются в сфере бюджетной деятельности всего государства, состоящего из субъектов РФ:

o законодательное установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, основ бюджетного процесса для бюджетов всех уровней бюджетной системы, порядка осуществления заимствований Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями, управления внутренним долгом соответствующих субъектов РФ, общих принципов и условий предоставления бюджетных кредитов. Законодательное регулирование названных сфер бюджетной деятельности осуществляется Российской Федерацией в пределах ее компетенции относительно установления основ федеральной политики в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития. Согласно федеративному устройству государства в сфере бюджетной деятельности Российская Федерация устанавливает основы регулирования, дальнейшая детализация которых осуществляется субъектами РФ и муниципальными образованиями в рамках их компетенции;

o право установления доходных источников бюджетов всех уровней бюджетной системы, в том числе налогов, сборов и иных обязательных платежей;

o разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ;

o установление минимальных государственных социальных стандартов норм и нормативов финансовых затрат на единицу предоставленных государственных или муниципальных услуг;

o утверждение бюджетной классификации РФ;

o установление единых форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;

o установление оснований и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ;

o централизация средств бюджетов других уровней бюджетной системы РФ для целевого финансирования общегосударственных мероприятий.

Бюджетная компетенция Российской Федерации относительно федерального бюджета складывается из совокупности прав, основные из которых следующие:

o право иметь федеральный бюджет;

o право нормативно-правового регулирования бюджетной деятельности федерального уровня;

o право на получение собственных доходов, включаемых в федеральный бюджет;

o право на установление предельного размера дефицита федерального бюджета и разработку мер по его сокращению;

o право самостоятельно определять направления использования федерального бюджета и объем средств, выделяемых по конкретным статьям;

o право утверждать состав защищенных статей текущих расходов федерального бюджета;

o право образовывать в составе федерального бюджета резервные и иные целевые фонды;

o право на утверждение в составе федерального бюджета оборотной кассовой наличности;

o право на организацию и осуществление бюджетного процесса относительно федерального бюджета.

Второй группой бюджетных прав Российской Федерации является компетенция по отношению к бюджетам субъектов РФ. Основополагающими элементами названной группы бюджетных прав Российской Федерации следует считать:

o разграничение бюджетных доходов межу федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ;

o предоставление межбюджетных трансфертов;

o осуществление бюджетных полномочий субъектов РФ при введении временной финансовой администрации;

o образование в числе прочих фонда финансовой поддержки субъектов РФ;

o возмещение субъектам РФ дополнительно произведенных расходов или выпавших доходов, обусловленных действиями федеральных органов государственной власти;

o установление порядка и осуществление судебной защиты бюджетных прав субъектов РФ.

В основе государственного устройства России федеративные начала сочетаются с самостоятельностью местного самоуправления, что обусловливает выделение в бюджетной компетенции Российской Федерации третьей группы прав, в определенной степени направленных на регулирование бюджетной деятельности муниципальных образований. К ним относятся:

o создание правовых основ порядка аккумулирования, распределения и использования централизованного денежного фонда муниципального уровня;

o правовое регулирование основных вопросов организации межбюджетных отношений органов местного самоуправления;

o определение единых методологических подходов формирования местных бюджетов;

o установление минимальных государственных социальных стандартов для формирования местных бюджетов;

o регулирование порядка передачи в местные бюджеты части доходов федерального бюджета для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий федерального уровня;

o установление видов и порядка предоставления финансовой помощи из федерального бюджета в бюджеты муниципальных образований;

o установление порядка предоставления средств, выделяемых из федерального бюджета в фонды финансовой поддержки местного самоуправления субъектов РФ;

o установление порядка компенсации увеличения расходов или уменьшения доходов местных бюджетов, возникших в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти;

o правовое регулирование особенностей порядка образования, распределения и использования средств местных бюджетов в приграничных и закрытых административно-территориальных образованиях;

o установление порядка и осуществление судебной защиты бюджетных прав муниципальных образований;

o обеспечение гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления;

o осуществление контроля за соблюдением органами местного самоуправления нормативных бюджетно-правовых актов РФ.

Вперед группа бюджетных прав Российской Федерации обусловлена заключением межгосударственного союза России и Республики Беларусь. Анализ содержания Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 08.12.1999 "О создании Союзного государства" позволяет выделить в бюджетной компетенции России четвертую группу прав относительно бюджета Союзного государства. Среди прав этой группы следует выделить:

o осуществление в пределах предоставленной компетенции нормативно-правового регулирования бюджетных отношений России и Республики Беларусь;

o принятие участия в разработке, утверждении и исполнении бюджета Союзного государства;

o производство ежегодных согласованных отчислений в бюджет Союзного государства;

o осуществление до создания казначейства Союзного государства исполнения союзного бюджета в части, касающейся территории РФ;

o судебная защита своих бюджетных прав в сфере союзного бюджета в Суде Союзного государства.

Перечисленные бюджетные права Российской Федерации в сфере бюджета Союзного государства принадлежат России как субъекту международного права, относятся к ее исключительной бюджетной компетенции (т.е. не могут быть делегированы иным субъектам бюджетного права) и имеют особенность, заключающуюся в наличии временного полномочия по казначейскому исполнению соответствующей части этого бюджета.

Таким образом, рассмотренная совокупность бюджетных прав Российской Федерации позволяет сделать вывод о разностороннем характере бюджетной компетенции Российской Федерации, которая является реальным показателем уровня развития федеративных отношений. Бюджетные права Российской Федерации показывают направленность осуществления бюджетных отношений с учетом федеративной природы государства.