Быт народа
Культура народа неразрывно связана с его бытом, повседневной жизнью, а быт народа определяется уровнем развития хозяйства страны, связан с культурными процессами.
Люди жили как в больших для своего времени городах, насчитывающих десятки тысяч человек, так и в селах в несколько десятков дворов и деревнях из двух-трех дворов.
Киев был большим и богатым городом. По своим масштабам, множеству каменных зданий – храмов, дворцов он соперничал с другими современными ему европейскими столицами. Дочь Ярослава Мудрого Анна Ярославна, вышедшая замуж за французского короля Генриха I во Францию и увидевшая Париж середины XI в., была удивлена бедностью французской столицы по сравнению с Киевом. Здесь сияли своими куполами златоверхие храмы, поражали изяществом дворцы Владимира, Ярослава Мудрого, Всеволода Ярославича, удивляли монументальностью, замечательными фресками Софийский собор, Золотые ворота. Неподалеку от княжеского дворца стояли бронзовые кони, вывезенные Владимиром I из Херсонеса; в старом Ярославовом городе располагались дворы видных бояр, здесь же на горе находились дома богатых купцов, других видных горожан, духовенства Интерьеры домов украшались коврами, дорогими греческими тканями. С крепостных стен города можно было видеть в зеленых кущах белокаменные церкви Печерского и других киевских монастырей.
Во дворцах, богатых боярских хоромах игла сложная жизнь, располагались дружинники, слуги, толпилась бесконечная челядь. Отсюда шло управление княжествами, городами, селами, здесь судили и рядили, сюда свозились дани и подати. На сенях, в просторных гридницах нередко происходили пиры, где рекой текло заморское вино и свой родной "мед", слуги разносили огромные блюда с мясом, дичью. Женщины сидели за столом наравне с мужчинами. Женщины вообще принимали активное участие в управлении, хозяйстве, политической жизни и других делах. Известно немало деятельниц такого рода: княгиня Ольга, сестра Владимира Мономаха Янка, жена Андрея Боголюбского и др. Гусляры услаждали своим искусством именитых гостей, пели им "славу", большие чаши, рога с вином ходили по кругу. Одновременно происходила от имени хозяина раздача пищи, мелких денег неимущим. На всю Русь славились такие пиры и такие раздачи во времена Владимира I.
Любимыми забавами богатых людей были соколиная, ястребиная, псовая охота. Для простого люда устраивались скачки, турниры, различные игрища. Неотъемлемой частью русского быта, особенно на севере, являлась баня.
В княжеско-боярской среде в три года мальчика сажали на коня, затем отдавали его на попечение и выучку к пестуну (от пестовать – выращивать, воспитывать). В 12 лет молодых князей вместе с видными боярами-советниками отправляли на управление волостями и городами.
В Киеве на берегу Днепра шумел веселый киевский Торг, где продавались изделия и продукты не только со всей Руси, но и со всего тогдашнего света, включая Индию и Багдад. По склонам гор к Подолу спускались разношерстные – от хороших деревянных домов до убогих землянок – жилища ремесленников, работных людей. У причалов Днепра и Почайны теснились сотни больших и малых судов: большие княжеские многовесельные и многопарусные ладьи, купеческие остойчивые насады, бойкие, юркие лодочки.
По улицам города сновала пестрая разноязыкая толпа. Проходили здесь бояре и дружинники в дорогих шелковых одеждах, в украшенных мехом и золотом плащах, в епанчах, в красивых кожаных сапогах. Пряжки их плащей были сделаны из золота и серебра. Появлялись и купцы в добротных льняных рубахах и шерстяных кафтанах, сновали и люди побед нее в холщовых домотканых рубахах и портах. Богатые женщины украшали себя золотыми и серебряными цепями, ожерельями из бисера, который очень любили на Руси, серьгами, украшениями из золота и серебра, отделанными эмалью, чернью. Но были украшения и для небогатых людей – попроще, подешевле, сделанные из недорогих камешков, простого металла – меди, бронзы. Известно, что женщины уже тогда носили традиционную русскую одежду – сарафаны, голову покрывали убрусами (платками).
Храмы, дворцы, деревянные дома и полуземлянки на окраинах стояли и в других русских городах, там шумели торги, а в праздники нарядные жители заполнили узкие улицы.
Свах жизнь, полная трудов, тревог, текла в русских селах и деревнях, в рубленых избах, в полуземлянках с печками-каменками в углу. Там люди терпеливо и настойчиво боролись за существование, распахивали новые земли, разводили скот, бортничали, охотились, оборонялись от "лихих" людей, а на юге – от кочевников, вновь и вновь отстраивали спаленные после вражеских набегов деревянные жилища. Нередко пахари выходили в поле, вооруженные рогатинами, дубинами, луком и стрелами, чтобы отбиться от половецкого дозора. Долгими зимними вечерами при свете лучин женщины пряли пряжу, мужчины пили хмельные напитки, мед, вспоминали минувшие дни, слагали и пели песни, слушали сказителей и сказительниц былин, а с деревянных полатей и дальних углов за ними с любопытством и интересом наблюдали глаза маленьких русичей, чья жизнь – с такими же заботами и тревогами – была еще впереди.