Бухгалтерский учет прекращения обязательств зачетом встречных однородных требований

Зачет встречных требований является одним из способов прекращения обязательств, предусмотренных гл. 26 ГК РФ.

Порядок проведения взаимозачетов установлен ст. 410 ГК РФ, согласно которой обязательство одного участника договора прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования другого участника договора, срок исполнения которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования.

В соответствии со ст. 410 ГК РФ проведение взаимозачета возможно при соблюдении следующих условий:

1) наличие встречных или "круговых" задолженностей, признанных и не оспариваемых сторонами договоров. Стороны, производящие зачет, не вправе погасить требование, предъявленное одному из участников зачетной операции сторонней организацией, не участвующей в сделке но зачету требований;

2) однородность встречных требований. Денежные обязательства признаются однородными вне зависимости от оснований их возникновения. Неоднородные взаимные требования погасить зачетом нельзя. Например, одна организация имеет задолженность по оплате перед другой организацией по договору купли-продажи, которая, в свою очередь, должна выполнить по договору подряда строительные работы для первой. Обязательства неоднородны, поскольку с одной стороны возникло денежное обязательство, а с другой – обязательство по выполнению строительных работ;

3) взаимозачетная операция подлежит проведению лишь по обязательствам, срок которых наступил либо срок которых не указан или определен моментом востребования. Это означает, что зачесть можно только то обязательство, которое не было выполнено в срок и превратилось в задолженность. Договор, в котором отсутствует условие о сроке его действия, признается действующим до момента окончания исполнения сторонами своих обязательств.

Зачет взаимных требований может быть произведен либо по заявлению одной из сторон, либо по соглашению сторон.

Заявление одной из сторон составляется после сверки взаимных задолженностей. Акт сверки расчетов оформляется сторонами в произвольной форме с указанием всех реквизитов, необходимых при составлении первичных документов, перечень которых приведен в ст. 9 Закона о бухгалтерском учете.

Сделка по проведению взаимозачета вступает в силу с момента получения указанного заявления другой стороной. Подтверждением получения заявления служит почтовая квитанция, уведомление или роспись о получении.

Двусторонним документом для оформления взаимозачета может быть акт зачета взаимных требований, в котором обязательно указываются сведения об основаниях возникновения задолженности (реквизиты договоров), дате проведения зачета и сумме зачтенных взаимных требований с выделением НДС. Если в сумму долга включены другие налоги, предъявленные покупателю поставщиком (например, акцизы), эти суммы также указываются в акте для того, чтобы стороны могли правильно отразить их в бухгалтерском и налоговом учете. Такой акт может быть составлен только на основании данных бухгалтерского учета обеих организаций. Задолженность сторон, отраженная в акте, должна сопровождаться ссылками на документы (договоры, накладные, счета-фактуры, акты выполненных работ). В нем стороны подтверждают расчеты и выражают взаимное согласие на проведение зачета. Этот документ формально будет являться первичным учетным документом для отражения операции погашения взаимной задолженности на зачтенную сумму (задолженность должна быть снята с баланса) и возникновения соответствующих налоговых обязательств (к уплате, возмещению) в бухгалтерском учете каждого из участников зачета.

Необходимыми документами для проведения взаимозачета являются:

1) акты выполненных работ (оказанных услуг) с окончательной суммой платежа по каждому из договоров с обязательным выделением сумм НДС;

2) накладные на отгрузку и оприходование продукции (товаров) с выделением сумм НДС;

3) акты сверок сумм начисленных кредиторских и дебиторских задолженностей на балансах организаций с обязательным выделением сумм НДС.

Акты выполненных работ и накладные определяют объем реализации продукции (работ, услуг), который полежит отражению на счетах реализации.

Для правомерного возмещения НДС в акте необходимо выделить сумму НДС отдельной строкой.

При отражении зачета взаимных требований в бухгалтерском учете следует учитывать, что сумма засчитываемых взаимных требований не может превышать меньшую сумму из числящихся за той или другой стороной в момент проведения зачета. При этом сторонами засчитываются равные по величине отвлеченные суммы независимо от того, содержат ли они согласно условиям договоров суммы НДС, одинаковы ли эти суммы НДС или одна из сторон предъявляла другой требования, сумма которых вообще НДС не содержала.

В случае равенства договорной стоимости обязательств по выполненным договорам взаимные обязательства сторон будут погашены полностью. В противном случае у одной из сторон останется кредиторская задолженность, правда, в меньшем размере по сравнению с первоначальным. В этом случае способ погашения остатка задолженности также должен быть оговорен в соглашении о проведении взаимозачета.

Датой проведения зачета считается день подписания сторонами официального документа об осуществлении взаимозачета.

В бухгалтерском учете взаимозачетная операция отражается одинаково у обеих организаций следующим образом.

На дату получения продукции (работ, услуг) от контрагента:

ДЕБЕТ 10 "Материалы" (08 "Вложения во внеоборотные активы", 20 "Основное производство", 41 "Товары" и др.) – КРЕДИТ 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами") – отражена сформированная задолженность за поставленные материалы (выполненные работы, оказанные услуги);

ДЕБЕТ 19 "НДС по приобретенным ценностям" – КРЕДИТ 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами") – отражен НДС по расчетам с поставщиком (исполнителем);

ДЕБЕТ 68 "Расчеты по налогам и сборам" – КРЕДИТ 19 "НДС по приобретенным ценностям" – отражено списание на расчеты с бюджетом сумм НДС по оприходованным материалам (полученным работам) по договору, погашенному через взаимозачет (только в момент совершения взаимозачета полученные материалы считаются оплаченными).

На дату отгрузки продукции (работ, услуг) контрагенту:

ДЕБЕТ 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" – КРЕДИТ 90 "Продажи" субсчет "Выручка" – отражена договорная стоимость реализованной по основному договору продукции (выполненных работ, оказанных услуг);

ДЕБЕТ 90 "Продажи" субсчет "НДС" – КРЕДИТ 68 "Расчеты по налогам и сборам" субсчет "Расчеты по НДС" – отражено начисление НДС, причитающегося к получению от покупателей;

ДЕБЕТ 90 "Продажи" субсчет "Себестоимость продаж" – КРЕДИТ 20 "Основное производство" (41 "Товары", 44 "Расходы на продажу" и др.) – отражено списание затрат на производство реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг);

ДЕБЕТ 90 "Продажи" субсчет "Прибыль / убыток" – КРЕДИТ 99 "Прибыли и убытки" субсчет "Прибыль" – отражено определение финансового результата от реализации.

На дату проведения взаимозачета:

ДЕБЕТ 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами") – КРЕДИТ 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" – отражено закрытие задолженности в сумме зачета взаимных требований согласно акту о взаимозачете.

Пример 11.6

Как отразить в учете проведение зачета обязательства организации по оплате приобретенных материалов и требования к покупателю по оплате реализованной собственной продукции?

Договорная стоимость отгруженной организацией контрагенту в январе продукции составляет 35 400 руб., в том числе НДС – 5400 руб. Задолженность организации перед контрагентом но оплате приобретенною у него в феврале сырья (отпущенного в производство в этом же месяце) составляет 59 000 руб., в том числе НДС – 9000 руб. В марте организации подписали акт зачета взаимных требований. Окончательный расчет за сырье произведен организацией в апреле путем перечисления денежных средств на расчетный счет контрагента.

В бухгалтерском учете будут отражены следующие записи.

В январе 2014 г.:

ДЕБЕТ 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" – КРЕДИТ 90 "Продажи" субсчет "Выручка" – признана выручка (первичный документ – накладная на отпуск продукции);

ДЕБЕТ 90 "Продажи" субсчет "НДС" – КРЕДИТ 68 "Расчеты по налогам и сборам" – начислен НДС с выручки (первичный документ – счет-фактура);

ДЕБЕТ 90 "Продажи" субсчет "Себестоимость продаж" – КРЕДИТ 43 "Готовая продукция" – списана себестоимость проданной продукции (первичный документ – бухгалтерская справка).

В феврале 2014 г:.

ДЕБЕТ 10 "Материалы" КРЕДИТ 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" – отражена стоимость приобретенных материалов (первичные документы – отгрузочные документы поставщика, приходный ордер);

ДЕБЕТ 19 "НДС по приобретенным материалам" – КРЕДИТ 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" – отражен НДС (первичный документ – счет-фактура);

ДЕБЕТ 68 "Расчет по налогам и сборам" – КРЕДИТ 19 "НДС по приобретенным ценностям" – принят к вычету НДС (первичный документ – счет-фактура).

В марте 2014 г:.

ДЕБЕТ 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" – КРЕДИТ 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" – отражен зачет взаимных требований (первичный документ – акт зачета взаимных требований).

В апреле 2014 г.:

ДЕБЕТ 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" – КРЕДИТ 51 "Расчетные счета" – погашен долг в полном объеме (первичный документ – выписка банка с расчетного счета).

В случае если договором обусловлен момент перехода права владения, пользования и распоряжения отгруженной продукцией (товарами) от организации к покупателю (заказчику) после оплаты, выручка от реализации такой продукции (товаров) отражается на дату оформления зачета.