Бухгалтерский учет у одаряемого
Имущество, полученное по договору дарения, принимается в соответствии с п. 23 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации от 29.07.1998 № 34н (далее – Положение по ведению бухгалтерского учета), п. 7, 10 ПБУ 6/01, п. 5, 9 ПБУ 5/01 к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости (фактической себестоимости), которой признается его текущая рыночная стоимость на дату оприходования [1].
В бухгалтерском учете одаряемого оформляются следующие записи.
При получении МПЗ:
ДЕБЕТ 10 "Материалы", 41 "Товары" и др. – КРЕДИТ 91 "Прочие доходы и расходы" субсчет "Прочие доходы" – отражена рыночная стоимость полученного имущества.
При получении объекта ОС:
ДЕБЕТ 08 "Вложения во внеоборотные активы" – КРЕДИТ 98 "Доходы будущих периодов" субсчет "Безвозмездные поступления" – отражено безвозмездное получение объекта ОС.
Несмотря на то что с 1 января 2011 г. в соответствии с подп. 19 п. 1 приказа Минфина России от 24.12.2010 № 186н утратил силу п. 81 Положения по ведению бухгалтерского учета, в котором устанавливалось понятие "доходов будущих периодов", оно продолжает использоваться в Методических указаниях по бухгалтерскому учету основных средств от 13.10.2003 г. № 91н, а также в Плане счетов. В связи с этим, на наш взгляд, организации вправе применять прежний порядок принятия к учету объектов ОС.
ДЕБЕТ 01 "Основные средства (03 "Доходные вложения в материальные ценности") – КРЕДИТ 08 "Вложения во внеоборотные активы" – принят к учету объект ОС.
Стоимость ОС погашается путем начисления амортизации, которая признается в составе расходов ежемесячно (п. 17, 18, 19, 20, 21 ПБУ 6/01, п. 5 ПБУ 10/99):
ДЕБЕТ 20 "Основное производство" (23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы" и др.) – КРЕДИТ 02 "Амортизация основных средств" – начислена амортизация но объекту ОС.
По мере признания в бухгалтерском учете указанных расходов одаряемый в соответствии с п. 7 ПБУ 9/99, п. 29 Методических указаний по бухгалтерскому учету ОС признает прочий доход, что отражается записью:
ДЕБЕТ 98 "Доходы будущих периодов" субсчет "Безвозмездные поступления" – КРЕДИТ 91 "Прочие доходы и расходы" субсчет "Прочие доходы".
Пример 4.3
ООО "Мир" в апреле 2014 г. получило по договору дарения от физического лица, не являющегося учредителем данной организации и не зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, компьютер.
Рыночная стоимость компьютера (ранее не эксплуатировался) на дату принятия его к учету по данным независимого оценщика составила 45 000 руб. Расходы на доставку и настройку компьютера, осуществленные собственными силами ООО "Мир", составили 1800 руб.
Компьютер введен в эксплуатацию в апреле 2014 г. Срок полезного использования для целей бухгалтерского и налогового учета установлен равным трем годам. Начисление амортизации в бухгалтерском и налоговом учете производится линейным способом.
В бухгалтерском учете ООО "Мир" будут отражены следующие записи:
ДЕБЕТ 08 "Вложения во внеоборотные активы" субсчет "Приобретение объектов основных средств" – КРЕДИТ 98 "Доходы будущих периодов" субсчет "Безвозмездные поступления" – 45 000 руб. – отражена стоимость полученного компьютера (первичные документы – договор дарения, документы, подтверждающие рыночную стоимость, акт приема-передачи имущества);
ДЕБЕТ 09 "Отложенные налоговые активы" – КРЕДИТ 68 "Расчеты по налогам и сборам" – 9000 руб. (45 000 • 20%) – отражен ОНА (первичный документ – бухгалтерская справка-расчет) [2];
ДЕБЕТ 08 "Вложения во внеоборотные активы" субсчет "Приобретение объектов основных средств" – КРЕДИТ 10 "Материалы" (69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда") – 1800 руб. – отражены расходы по доставке и настройке компьютера (первичные документы – распоряжение руководителя организации, требование-накладная, расчетно-платежная ведомость, бухгалтерская справка-расчет);
ДЕБЕТ 01 "Основные средства" – КРЕДИТ 08 "Вложения во внеоборотные активы" субсчет "Приобретение объектов основных средств" – 46 800 руб. – отражено принятие к учету компьютера (первичные документы – акт о приеме-передаче объекта ОС, инвентарная карточка учета объекта ОС).
Ежемесячно с месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию компьютера:
ДЕБЕТ 20 "Основное производство" – КРЕДИТ 02 "Амортизация основных средств" – 1300 руб. – отражена сумма начисленной амортизации (первичный документ – бухгалтерская справка-расчет) [3];
ДЕБЕТ 98 "Доходы будущих периодов" субсчет "Безвозмездные поступления" – КРЕДИТ 91 "Прочие доходы и расходы" субсчет "Прочие доходы" – 1250 руб. – признан прочий доход (первичный документ – бухгалтерская справка-расчет);
ДЕБЕТ 68 "Расчеты по налогам и сборам" – КРЕДИТ 09 "Отложенные налоговые активы" – 250 руб. (1250 • 20%) – уменьшен ОНА (первичный документ – бухгалтерская справка).
Затраты по доставке имущества, осуществленные одаряемым, включаются в фактические затраты, формирующие первоначальную стоимость полученного объекта ОС, либо в фактическую себестоимость МПЗ.
Торговые организации могут не включать затраты на транспортировку безвозмездно полученных товаров в их фактическую себестоимость, а отнести стоимость доставки на расходы на продажу. Выбранный способ учета расходов на доставку закрепляется в учетной политике организации.
В случае доставки собственными силами в бухгалтерском учете отражаются следующие записи:
ДЕБЕТ 23 "Вспомогательные производства" (44 "Расходы на продажу", 41 "Товары") – КРЕДИТ 10 "Материалы" (70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 69 "Расчеты с внебюджетными фондами" и др.) – отражены затраты по доставке имущества;
ДЕБЕТ 10 "Материалы" (08 "Вложения во внеоборотные активы") – КРЕДИТ 23 "Вспомогательные производства" – отражено включение затрат по доставке в состав фактических затрат, связанных с получением имущества по договору дарения.
Если доставка осуществлена транспортной организацией, оформляются бухгалтерские проводки:
ДЕБЕТ 10 "Материалы" (41 "Товары", 44 "Расходы на продажу", 08 "Вложения во внеоборотные активы" и др.) – КРЕДИТ 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" – отражены затраты одаряемого по доставке имущества;
ДЕБЕТ 19 "НДС по приобретенным ценностям" – КРЕДИТ 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" – отражен НДС;
ДЕБЕТ 68 "Расчеты по налогам и сборам" субсчет "Расчеты по НДС" – КРЕДИТ 19 "НДС по приобретенным ценностям" – принят к вычету НДС.