Лекция 17. БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

В результате изучения данной темы студент должен:

знать

• тенденции развития современного человечества;

• глобальные проблемы современности;

• возможные сценарии дальнейшей эволюции человека;

уметь

• высказаться о путях решения тех глобальных проблем, которые встали теперь перед человечеством;

• выявлять реальный смысл человеческой истории;

• давать общую характеристику развития человечества в исторически обозримом будущем;

владеть

• умением анализа современной истории как диалога цивилизаций;

• способностью обосновать свои представления о развитии человечества;

• сознанием тех факторов, которые угрожают природе человека.

Смысл человеческой истории

Будущее является открытым не только для индивидов, по и для отдельных обществ, и для человечества в целом.

Смысл, или цель, истории – не финал, к которому история придет со временем, независимо от обстоятельств и даже от стремлений и деятельности людей. Цель истории – это тот выработанный самими людьми идеал, реализации которого они должны настойчиво добиваться и который может остаться пустой мечтой из-за внешних для человека обстоятельств или если люди не приложат максимальных усилий для его воплощения в жизнь.

Поскольку история имеет только субъективный, зависящий от деятельности человека смысл, должна быть отброшена старая, ошибочная в своей основе идея, что высший суд есть суд истории. Эта идея противоречит убеждению, что высшим судьей своей жизни и своей истории является сам человек. Именно он своей деятельностью, направленной на реализацию определенных идеалов, делает конкретный отрезок истории оправданным или неоправданным.

В основе представления об истории как средстве реализации идеалов, выработанных самим человеком, лежит идея самосозидающегося человечества, будущее которого определяется им самим, а не божественной волей или непреложными законами истории. Человечество, подобно богу в еретической мистике, должно совершить парадоксальное действие: опираясь на свои собственные, ограниченные (в отличие от божественных) силы, оно должно возвыситься над самим собой.

История – результат деятельности людей, направленной на определенные, сформулированные ими самими цели и ценности. Как средство достижения последних история имеет отчетливо выраженный субъективный, зависящий от человека смысл. Другой вопрос, что, преследуя свои, казалось бы, ясные и хорошо продуманные цели, люди нередко приходят к совершенно неожиданным и нежелательным результатам.

В истории невозможны предсказания, опирающиеся на научные законы. Но в ней возможны предсказания, основывающиеся на знании причинных связей и устойчивых социальных тенденций, подобных современным тенденциям роста численности человечества, совершенствования техники и т.п.

Согласно восходящей еще к Античности позиции is вопросе о смысле истории история является позитивно ценной сама по себе, как текущий ход событий, приносящий удовлетворение тем, кому выпала удача быть погруженным в него. Этот смысл можно назвать автаркическим (от греч. autarkeia – самодостаточность) и передать словами: "история ради истории". Это близко к идее "искусство ради искусства", искусство имеет не только инструментальную ценность, но является также ценным само но себе, независимо от своих социальных последствий.

История является само осмысленной в том же самом смысле, в каком осмысленны индивидуальная жизнь, познание, истина, любовь и иные практические действия людей.

Жизнь человека в своем течении сама себя оправдывает. Это не исключает, конечно, того, что она является ценной и для достижения каких-то иных целей. Истина и любовь также во многом находят свое оправдание в самих себе. Любят, чтобы любить, и ничто не может оправдать любовь, кроме нее самой.

Автаркический смысл истории получил свое классическое выражение в древнегреческом мышлении. С точки зрения последнего история движется по кругу, постоянно возвращаясь к своему исходному пункту, она не имеет никакой находящейся в конце ее или вне ее цели. Течение истории включает возникновение, расцвет и упадок каждого отдельного исторического бытия. Будущее случайно, и оно не может придать ценность и смысл настоящему. В моменты триумфа следует думать о возможных ударах судьбы. Выражая эго мироощущение, римлянин Сципион говорил по поводу разрушения Карфагена: та же судьба, которую готовил Рим своему врагу, постигнет когда-нибудь и сам Рим, так же, как некогда она постигла Трою. Сходным образом высказывался и Тацит: "Чем больше обдумываю я события старого и нового времени, тем больше видится мне во всех делах и свершениях слепота и ненадежность всех человеческих дел". Характерно, что у греков и римлян не было особого слова для того, что теперь обозначается существительным "история" в единственном числе: они знали только "истории", во множественном числе.

История имеет ценность, и значит, смысл, сама по себе, в своем непосредственном течении. Это не исключает, конечно, того, что она имеет также смысл как средство реализации определенных человеческих идеалов. Человек живет ради того, чтобы жить; но он живет и ради других своих ценностей.

Если истории приписывается объективный, не зависящий от деятельности людей смысл, социальной философии приходится рассуждать о том, как могут люди способствовать реализации каких-то глобальных, не зависящих от них самих целей. Социальная философия окажется в итоге внутренне противоречивым занятием, в чем-то подобным организации общественного движения, настаивающего единственно на том, чтобы камни падали на землю, когда их выпускают из рук.