Буддизм в Шри-Ланке
Утверждение буддизма в Шри- Ланке в качестве государственной религии и создание буддийской сангхи относится к III в. до н.э. В Шри-Ланке получило преимущественное распространение учение тхеравада. "Остров Будды" (Буддхадвипа) – традиционное наименование Шри-Ланки.
Среди стран распространения буддизма Шри-Ланка занимает особое место: здесь в I в. до н.э. был записан буддийский канон "Типитака". Ланка, согласно бытующим представлениям, считается избранной Буддой для того, чтобы стать хранительницей учения, и выступает в исторических хрониках острова правопреемницей буддийской традиции, переданной ей из Индии. С III в. до н.э. она становится центром "буддийской цивилизации", законодателем южной ветви буддизма – хинаяны, или тхеравады, распространенной также в странах Юго-Восточной Азии.
В первые века пашей эры на Ланку проникли и получили довольно широкое распространение идеи различных махаянистских школ, а также индуизма, которые буддизм тхеравады постепенно впитывал в себя наряду с представлениями и практикой добуддийских местных культов. Сангха состояла из нескольких варьирующихся во времени и противостоящих друг другу групп. Тем не менее сангха Шри- Ланки оставалась на протяжении столетий в глазах буддийского мира носителем учения тхеравады, и буддийские монахи из Юго-Восточной Азии приезжали на остров для изучения хранившихся там священных текстов и прохождения обряда высшего посвящения – упасампады, а возвратясь в свои страны, основывали там буддийские общины по ланкийскому образцу.
Ланкийская историко-хроникальная традиция строилась на концепции единства государственной власти и буддийской сангхи, согласно которой Будда уготовил Ланке особую роль Дхаммадипы – острова дхаммы (дхармы), а сингалам – судьбу народа-избранника, призванного защищать свою землю и религию от посягательств извне. Данные палийских хроник и эпиграфики свидетельствуют о процессе огосударствления буддизма, с одной стороны, и приобретения государством целого ряда теократических черт – с другой.
Ланкийский буддизм фактически воспринял сословнокастовую организацию общества. На рубеже XIX–XX вв. процесс дифференциации буддийской общины но кастовому принципу был практически завершен: количество подгрупп сангхи достигло числа каст ланкийского общества. Буддийская сангха Шри-Ланки состоит из трех основных направлений (Сиам-никая, Амарапура-никая, Раманнияникая) и более чем 20 мелких монашеских объединений.
На современном этапе сангха непосредственно вовлекается в политическую борьбу, происходит дифференциация буддийского монашества, основанная на расхождениях идейно-политических позиций и различной партийной принадлежности. В Шри-Ланке существуют культурнопросветительские и общественно-политичекие организации буддистов вне структуры сангхи, которые объединяют как мирян, так и монахов. Буддийская сангха Шри-Ланки, мирская активность которой растет, представляет собой реальную силу, оказывающую заметное влияние на политическую жизнь в стране и формирование массового сознания.
В поликонфессиональной Шри-Ланке буддизм всегда был и остается основной религией: ему привержены 70% населения страны, в основном сингалов. Ведущая роль буддизма находит подтверждение в действующей конституции, провозглашающей Шри-Ланку буддийским государством. Буддийский характер государственности отражен в официальной национальной символике: на ланкийском флаге помимо льва, держащего меч, изображены листья священного дерева Бодхи, под которым Будда достиг просветления, а превалирующим цветом флага является оранжевый – цвет традиционного облачения буддийского монаха. Национальным цветком острова считается голубой лотос, один из неизменных атрибутов Будды Сиддхартхи, символ чистоты, святости и истины в тхеравадинской традиции.