Буддизм
Из трех мировых (наднациональных) религий: буддизм, христианство, ислам – самой древней является буддизм, возникший в I тысячелетии до н.э. Ее название происходит от "Будда", что означает "просветленный", "пробудившийся". Учение буддистов было основано человеком, мудрецом, царевичем по имени Сиддхартха ("исполняющий все желания") из рода Шакьямуни, жившем на севере Индии.
Миллионы людей считают Будду Шакьямуни своим учителем и почитают его. В наше время основы буддизма переведены на многие языки мира.
Жизнеописание Будды
Царевич Сиддхартха жил в роскоши, окруженный красивыми и здоровыми людьми, и не знал, что в мире людей есть горе, несчастья, страдания. Он женился на красивой девушке и супруги ожидали рождения сына. Однажды он поехал в колеснице, чтобы познакомиться со своим царством. У обочины дороги он увидел согнутого, с иссохшим телом седого человека. И тогда он узнал, что никто не избежит старости, и он станет таким же стариком. Затем царевич увидел человека, страдающего от болезни. Так он узнал, что в этом прекрасном мире есть страдание, которого не сможет избежать никто, в том числе и он. Дальше он увидел похоронную процессию; так Сиддхартха узнал, что в любой момент человека могут настигнуть болезни и смерть. И тогда он понял, что люди, предаваясь веселью, не осознают того, что в любой момент их может поразить болезнь или смерть.
Когда Сиддхартхе исполнилось 29 дет, он ушел из роскошного дворца, где всегда царили веселье и смех, и стад отшельником.
И начал искать пути избавления людей от страдания. Вначале на протяжении долгих лет он жил, ограничив себя в еде, воде, одежде и совершенно обессилел, даже однажды потерял сознание. И когда он понял, что выбрал ошибочный путь, сел под дерево "пробуждения" для медитации. Перед ним прошли страдающие всех существ, которым царевич Сиддхартха решил помочь. Так он "пробудился" от незнания и стал Буддой "просветленным". Он проповедовал избавление от страданий и пустых устремлений. Будда Шакьямуни открыл четыре благородных истины, что стало основой буддийского учения.
Первая благородная истина о существовании страдания. Вся жизнь человека есть страдание: рождение, старость, болезни. Отсутствие приятного, неисполнение желаний – все вызывает страдание.
Вторая благородная истина о причинах страдания. Они происходят от гнева и алчности, неведения. В гневе человек может обидеть неповинного друга; из-за алчности крадет чужие вещи; из-за неведения происходят ложь и клевета.
Третья благородная истина о прекращении страдания. Так как страдание вызвано самим человеком, он может устранить причины страдания и таким образом сам освободится от них.
Четвертая благородная истина о пути, который ведет к прекращению страдания. Нужно освободиться от привычки потакать своим желаниям; избавиться от гнева и ярости; следует защищать тех, кто нуждается в помощи, сострадать всему живому и учить этому других людей.
Будда предложил людям Срединный или Восьмеричный благородный путь. Этот путь включает в себя три основные составляющие: культуру поведения (правильные мысль, слово, действие), культуру медитации (сосредоточение) и культуру мудрости (правильные взгляды).
Будда проповедовал эти истины 45 лет, а в возрасте 80 лет решил уйти из мира, сказав при этом: "Будьте светом для самих себя".
Культура поведения – это пять основных заповедей: не убей, не бери чужого, не лги, не употребляй опьяняющих средств, не прелюбодействуй.
Если следовать "Восьмеричному благородному пути", то каждый человек избавится от всех страданий. Имеются изображения животных, которые символизируют "три яда". Это петух, олицетворяющий страсть и привязанность; змея гнев, ненависть; свинья – символ невежества. Будда проповедовал, что все грехи питаются этими тремя ядами. Убийство, злословие, злоба возникают от гнева; кража и жадность от страсти; ложь, клевета, пустословие и неверные воззрения от невежества.
Существует восемь состояний, овладев которыми человек может достичь очищения ума, спокойствия и интуиции:
– правильное понимание того, что мир полон скорби и страданий;
– правильные намерения ограничить страсти и стремления;
– правильная речь правдива и доброжелательна;
– правильные поступки совершение добрых дел;
– правильный образ жизни не приносить вреда всему живому;
– правильные усилия из своих мыслей изгонять все злое и настраиваться на доброе;
– правильные помыслы уяснение того, что зло идет от нашей плоти;
– правильная сосредоточенность необходимо постоянно тренироваться в умении сосредоточения, углубляться в поиск истины.
Все эти состояния осваиваются одновременно. Спасение возможно только благодаря личной решимости действовать в соответствии с этими наставлениями.
Учение Будды изложено в священном каноне "Трипитака" (в переводе с санскрита "три корзины"). Оно имеет три части: "Корзина дисциплинарных правил", "Корзина наставлений", "Корзина разъяснения буддийского учения". В этих трех частях, записанных последователями Будды на пальмовых листьях и помещенных в корзины, раскрыта суть буддийского учения. Изречения и проповеди Будды произносились в разных формах: в стихах, легендах, афоризмах и др.
В первой Корзине имеется 500 дисциплинарных правил для монахов. Так, им не разрешается прикасаться к оружию, употреблять пищу после 12 часов дня, носить украшения. Монахи являются истинными знатоками священного канона, они изучают древние языки, восточную медицину, буддийское искусство. Они умеют сострадать всем живым существам.
В "Корзине наставлений" содержатся изречения и проповеди Будды о том, как нужно вести себя человеку: "ни смекалка, ни сила, ни богатство не поможет тому, у кого пет усердия. Такой человек подобен лодочнику, у которого в лодке есть все, кроме весел". "Если кто-то увидит мудреца, указывающего на недостатки и упрекающего за них, пусть он следует за таким мудрецом, как за указывающем на сокровище. Такому человеку, следующему за наставляющим, будет жить лучше".
В третьей Корзине содержатся тексты, в которых разъясняется суть буддийского учения.
Тексты буддийского священного канона "Трипитака" переведены на тибетский язык, этот канон называется "Ганджур", он служит священной книгой для буддистов России.
Буддийская картина мира. Картина мира включает вопросы: как устроен этот мир, что есть жизнь человека? Обо всем этом буддизм утверждает следующее. После смерти человек рождается вновь в новой форме и следующей жизни. Все, что происходит с человеком, есть результат его собственных дел в этой или прошлых жизнях. Имеется шесть миров, в которых перерождаются живые существа: мир людей, мир богов, полубогов, голодных духов, животных и обитателей ада. Перерождения в первых трех мирах считается благоприятным. В какой форме переродится человек, зависит от его кармы.
Карма – это закон причины и следствия. Все действия людей вызваны какими-то причинами и имеют соответствующие последствия.
В мире не существует безответных действий, считают буддисты. При этом результат дурных поступков людей может не обязательно сказаться сразу, из-за поведения предков страдают их дети и внуки.
Карма бывает хорошей и плохой. Тот, кто живет в гармонии с природой, с отдельными людьми и человечеством в целом, накапливает хорошую карму. И наоборот, злое действие принесет страдания тому, кто породил зло. Человек в своей настоящей жизни пожинает плоды, посеянные им раньше. Его карма зависит от того, что он накопил.
Улучшить свою карму никогда не поздно, нужно "уравновесить" весы кармы.
Искреннее раскаяние – это тоже действие. Если человек совершил зло, осознал это и будет делать добро, то сила наказания истощится, а плохая карма уменьшится.
Живые существа после смерти, в зависимости от своей кармы, перерождаются (происходит реинкарнация) либо в прежнем мире, либо в других мирах. Но даже в самых благополучных мирах существа испытывают страдания. Из-за "омрачнения" ума человек совершает плохие поступки и увеличивает плохую карму. В мире людей есть возможность очистить свою карму.
Буддисты верят в "колесо сапсары", что в переводе с санскрита означает "круговорот", "переход из одного состояния в другие". Имеются низшие миры: ад, мир голодных духов, мир животных. И высшие миры – это мир людей, небожителей (богов), где жизнь намного лучше.
Этические нормы и ценности в буддизме. Добро – это действия, уменьшающие страдания. Зло – те действия, которые увеличивают страдания.
Любые проявления жизни, как и сама жизнь, считаются бесценными. "Жизнь приятна для всех, нельзя ни убивать, ни понуждать к убийству", говорится в буддийских книгах. Убийство человеком любого живого существа: бабочки, животного или человека ведет к тому, что это зло вернется к нему и его потомкам (закон кармы). Кроме того, любое убийство связано со страданиями. Из чувства сострадания человек никого не должен лишать жизни. Ведь в череде бесконечных перерождений, любое живое существо могло быть его матерью. Одной из важнейших ценностей, таким образом, является ценность жизни.
Любовь и сострадание нужно взращивать в себе. Размышляя о своих собственных чувствах, люди рассматривают других, как самих себя. Друзья, близкие нам люди любимы, но ведь есть неприятные для нас люди, как же быть с ними? А если при этом они еще оскорбляют, обижают вас?
В одной буддийской притче приводится такой диалог.
Один из учеников спросил Будду:
– Что я должен сделать, если кто-то ударит меня?
Будда ответил:
– Что вы сделаете, если на вас упадет с дерева сухая ветка и ударит вас? Что вы сделаете?
Ученик:
– Да ничего. Это же простая случайность, совпадение, что я оказался под деревом.
Будда сказал:
– Так делайте то же самое. Кто был безумен, был в гневе и ударил вас. Это все равно, что на вас упада ветка. Пусть это не тревожит вас. Просто идите своим путем, будто ничего и не случилось.
Благородный Восьмеричный путь включает в себя этические нормы.
Поступки людей – это их деяния.
Существуют возвышенные состояния ума и качества сердца. Это любящая доброта, доброжелательность, всеобщая и безграничная любовь.
Это добродетель без раздражения, мир внутри нас и в отношениях ко всему живому. Кроме того, Будда призывал к сочувственной радости от счастья других, радость от успеха других без зависти.
Любовь и сострадание ко всем живым существам, готовность прийти им на помощь, делают человека сильным и счастливым.
Деяния людей могут быть как благими, так и неблагими. К числу тяжких неблагих деяний относятся убийство, воровство, гнев, алчность, ложь, грубая речь и др. Мудрый человек отличает добро и зло, он отказывается от неблагих деяний и выбирает путь добра. Медитация, то есть углубленное размышление на какую-то тему, ведет человека к мудрости и таким образом к пониманию добра и зла.
Неблагие поступки людей ведут к тому, что они вредят самим себе (страдает карма). Воровством считается любое присвоение чужого. Так, если кто-то вдруг обнаружит на дороге кошелек, он не может взять его себе, так как это воровство.
Хорошим поступком считается дара даяние. В качестве даяния может быть забота, внимание, участие к людям, нуждающимся в них. Дар – это подарок, состоящий из вещей. Но при этом важно, чтобы даяние вызывалось добрыми намерениями. Если же оно совершено с расчетом или если дарящий дал вещь плохого качества, то это значит, что он совершил неблагое дело.
Человек может сам выбрать, поступить ли ему хорошо или плохо.
Обидеть или нет словом, своими действиями кого-то, думать об окружающих хорошо или плохо.
Гнев – это одно из самых осуждаемых буддистами деяний. Гнев, рассуждают они, обычно возникает из-за чувства обиды и душевной боли, и кажется, что если мы ответим на обиду, то нам будет облегчение. Но это не верно потому, что, отвечая злом на зло, человек еще больше испытывает боли. Тот же, который вызвал в нас гнев, глубоко несчастен, ведь только такие люди могут причинять боль другому, поэтому по отношению к нему нужно проявлять не гнев, а сочувствие, сострадание и доброту.
Еще одно неблагое деяние, осуждаемое в буддизме, – это алчность, желание обладать все большим и большим богатством. Такая алчность может стать источником зависти, гнева и других отрицательных черт человека.
Речь может тоже стать неблагим деянием, если она сеет раздор, ложь, лицемерие, пустословие, сквернословие и если эта речь – передача сплетен.
Но недостаточно только понимать что такое добро и зло, ведь совершать вредные для себя дела легко и просто, а добрые и полезные трудно. Но только добро и сострадание выделяет человека из всех живых существ и делают его кротким, свободным от ярости и гнева.
Сопереживания, возникающее из сострадания, помогают нуждающемуся в них человеку избавится от одиночества и безысходности.
Наше сострадание помогает даже чужому человеку стать мужественным, терпеливым, выстоять в настигшей его беде. Сострадание проявляется в милосердии: накормить голодного, заступиться за беспомощного человека, проявить уважение и почтение к пожилым людям.
Вперед этическая норма буддизма – ненасилие. Будда и его ученики считают, что человеку не следует причинять боль никакому живому существу. Каждое из них обладает правом на жизнь, как и он сам. Никогда ненависть не прекращается ненавистью, но прекращается отсутствием ненависти – так записано в священной книге буддистов. Но там, где есть насилие, обязательно возрастает страдание. В силу закона кармы если человек лишает кого-то жизни, ему или его потомкам грозят страдания и короткая жизнь. Там, где существует насилие, есть и страдание, но никто не желает страданий для себя. Поэтому ко всем живым существам нужно относиться с любовью и заботой, так как буддист чувствует свое родство со всеми живыми существами.
Ненасилие у буддистов означает помощь другим, как можете.
Если же нет такой возможности, то хотя бы не причиняйте вреда другим.
Добро творящий пожинает радость и в этом мире, и в ином.
"Как пчела, набрав сока, улетает, не повредив цветка, его краски и запаха, гак же мудро пусть поступает каждый" – это изречение Будды.
Отношение к природе. Местом нашего проживания является земля, и существует тесная связь между нею и людьми. Несчастливы те люди, которые неуважительно относятся к природе и живым существам, находящимися рядом с ними.
Тяжелым деянием считают буддисты, если человек наступит ногою на живое существо, лишает его жизни, допускает пожар в горах и лесных зарослях. "Сколько жизней будет сожжено по твоей вине, столько раз будет сожжен сам" – это утверждают сторонники буддизма.
Благим делом считается посадка и выращивание деревьев, цветов, любых растений.
Запреты, которые помогают оберегать природу:
– нельзя уничтожать деревья;
– нельзя отравлять воду в источниках, реках, озерах;
– нельзя убивать зверей;
– нельзя причинять боль земле: копать ее без нужды, ранить ее.
Природа слышит нас, поэтому не стоит беспокоить живые существа: громко разговаривать и смеяться в лесу, возле источника, реки. Так человек будет нести добро всему окружающему миру, получая взамен ответную любовь от всего живого.
Семья в буддизме. Семья – это единство людей, где царят любовь и уважение друг к другу.
Родители стремятся указать своим детям правильный путь в жизни. Любовь родителей проявляется в том, что родители оберегают своих детей от совершения зла, побуждают их к сотворению добра. Родители заботятся о том, чтобы дать им образование, устроить им подходящий брак и передать им в свое время наследство.
Не нужно воспитывать детей с помощью постоянных наказаний. Дети становятся от них забитыми, у них подавляется жизнерадостность и гордость, что так нужно для их взрослого состояния. Благодетельные родители получат от своих детей уважение и ответную любовь.
Пять способов, при помощи которых дети выражают свою любовь и уважение к родителям:
– исполнять свои обязанности перед родителями;
– сохранять семейный уклад и традиции;
– прислушиваться к советам родителей;
– чтить их старость и быть им опорой;
– вести себя так, чтобы быть достойными наследства.
Кроме родителей, нужно почитать и уважать любых людей
преклонного возраста. Не принято вмешиваться в разговоры старших, громко разговаривать и громко смеяться.
Тех детей, которые украшают старость своих родителей, кто, отдавая свой долг отцу и матери, заботятся и оберегают их, кто почитает пожилых людей и помогает им, ждет счастливое будущее и неомраченная старость.
Добродетели в буддизме. Имеется шесть совершенств, которые буддист развивает в себе: щедрость, нравственность, терпение, усердие, медитация, мудрость.
Совершенство щедрости. Щедрость – это не только материальная помощь, но и защита других существ от несчастий и опасностей. Ободрение, поддержка, помощь в трудностях, наставление. "Одно полезное слово, услышав которое становятся спокойными, лучше тысячи речей, составленных из бесполезных слов", – утверждал Будда.
Даяния (подарки, пожертвования) следует совершать без высокомерия, не ожидая вознаграждения.
Совершенство нравственности. Оно определено в Восьмеричном благородном пути. Каждому человеку нужно жить осмысленно, с пользой для других, стремиться воспитывать в себе любовь, доброту и сочувствие, стремиться не навредить другим. В буддизме считается, что, если причиняешь
вред другим, то приносишь его и себе, а помогая другим – помогаешь и себе.
Совершенство терпения. Терпение помогает найти причину проблем и не страдать из-за трудностей. Сохраняя спокойствие, можно более успешно справиться с ними.
Совершенство усердия. Оно определяется отношением человека к духовной практике и означает, что не нужно слепо следовать набору правил. Не нужно отчаиваться и прилежно действовать, пока не будет достигнут результат. Для того, чтобы успешно завершить начатое дело, духовные учителя советуют работать без уныния и лени, не теряя радости от нее, так можно успешно завершить начатое дело. Верующий человек энергичен, внимателен, прилагает усилия для спасения живых существ. Усердие предполагает преодоление пассивности и безразличия.
Совершенство медитации. Медитация позволяет человеку сосредоточиться и познать свои эмоции, мысли и чувства. А так можно управлять своими мыслями и чувствами.
Совершенство мудрости. Мудрость – это высшее совершенство. Это умение правильно относиться к жизни.
Согласно учению Будды человек не может легкомысленно думать о добродетели и о том, что она без усилий придет к нему. Невежественный человек наполнен злом, а мудрый всегда наполнен добром и накапливает в себе добро.
Подводя итоги, можно сказать, что использование открытий буддизма полезно для создания концепции о человеке. Оно особенно актуально в настоящее время, когда вопрос взаимодействия людей и наций, взаимодействия человечества и природы налагают на человека особые обязанности. Учение Будды утверждает, что человек является средоточием космических энергетических полей и потоков, неких физических масс, благодаря взаимодействию которых он может получать дополнительную внешнюю энергию и информацию и таким образом органически вписываться в окружающий мир и природу.
Буддизм в России исповедуют буряты, калмыки, тувинцы и некоторые представители других народов. Буддизм в нашей стране представлен ламаизмом.
Ламаизм – термин, введенный в Европе. В его основу положено тибетское слово "лама". Оно означает буквально "выше нет", "высочайший".
Ламаизм как форма буддизма возник в VII–XIV вв. н.э. в Тибете и стал господствующей религией среди бурят, тувинцев и калмыков.
Поэтому перед тем, как перейти к ламаизму, остановимся на основах буддизма.
Одним из оснований буддизма является учение о четырех Благородных истинах. Вот его основные положения:
1. Существует дуккха (неудовлетворенность, неуспокоенность, нестерпимость, несчастье). Пребывая в сансаре (в мире), человек может страдать, будучи привязан к своим желаниям.
2. Источник страданий – человеческие страсти и желания, а также невозможность их осуществить.
3. От страданий можно и нужно освободиться, чтобы перейти в нирвану.
4. Достичь этого состояния можно, избрав путь спасения, предложенный Буддой.
Этот путь Будда назвал Путем Драхмы, "восьмеричной дороги", в котором определил принципы, исполнение которых необходимо для вступления в нирвану.
1. Правильные взгляды, т.е. основанные на "благородных истинах".
2. Правильная решимость, т.е. готовность к подвигу во имя истины.
3. Правильная речь, т.е. речь доброжелательная, искренняя, правдивая.
4. Правильное поведение, т.е. не причинение зла.
5. Правильный образ жизни, т.е. мирный, чистый, честный.
6. Правильное усилие, т.е. самовоспитание и самообладание.
7. Правильное внимание, т.е. активная деятельность сознания.
8. Правильное сосредоточение, т.е. верные методы созерцания и медитации.
Овладение этими принципами вело человека к вступлению в нирвану.
На основе буддизма в VII–XIV вв. н.э. в Тибете возникает новое его направление – ламаизм, вобравший и сохранивший в себе основные положения буддизма.
Основным в ламаизме является учение о сущности бытия и о спасении, состоящем в преодолении страданий "эмпирического мира" и достижении нирваны, а также система культовых мероприятий, могущих якобы содействовать спасению.
Каноном для ламаистов является только Ганджур, составляющий основу всей идеологии и культовой практики ламаизма.
Все учение ламаизма можно разделить на две части: "теоретические основы" необходимости религиозного спасения и "практические пути" религиозного спасения.
Ламаизм полностью разделяет свойственное всем формам буддизма отождествление бытия и страдания и покоящийся на этом отождествлении тезис о необходимости "преодоления бытия" для достижения спасения.
Одним из основных в ламаизме является учение о перерождении человека после смерти.
В мире все находится в движении, в непрерывной смене форм, и есть только одно, что сопутствует неизбежно всем этим формам, – волнения, страдания, мучения.
По учению ламаизма, существуют шесть возможных форм перерождений живых существ. Они составляют две группы "благоприятные для перерождения" (сюда относятся люди, ассурии (духи) и тенгрии (боги-небожители)), и достойные "несчастной, или дурной, участи". Сюда относятся существа, совершавшие в жизни недостойные поступки и обреченные для мучений в аду, и животные.
Непреложный закон кармы, возлагающий всю ответственность за испытываемые страдания на самого человека, конкретизируются в ламаизме перечнем греховных деяний и полагающихся за них наказаний в данной и последующих жизнях.
Среди всех греховных деяний выделено десять наиболее тяжелых. Они названы "черными грехами". К черным грехам тела относятся убийство, кража и "неправильное" совокупление. К грехам речи – ложь, сплетня или клевета (сеяние вражды между живыми существами), злословие, пустословие. К грехам мысли отнесены жадность (зависть), злоба, ложные воззрения.
Все грехи питаются "тремя ядами" – злобой, страстью и невежеством. Убийство, злословие и злоба "доводятся до конца" гневом; кража, греховное совокупление и жадность – страстью; ложь, клевета, пустословия и неправильные воззрения – невежеством.
Содействуют спасению добродетели. Главных из них тоже десять, и они называются "белыми добродетелями".
Они делятся на три группы: добродетели тела, речи и мысли. По существу своему – это действия, поступки и мысли, прямо противоположные грехам или мешающие осуществлению греховных деяний. Так, к добродетелям относятся препятствие к совершению убийства, кражи, неправильного совокупления. Это также правдивость, умиротворение, речь, доброжелательная и правильная по своему существу. Это отсутствие жадности и зависти, злобы и неправильных воззрений. Путь к спасению лежит через отказ от злобы, страсти и невежества, внутренняя духовная просветленность, которую дают лишь "великие законы" Будды.
Без учения Будды сутр невозможно спасение. Но преподать это учение может только лама. Поэтому лама – "возвышенный друг" человека – является важнейшим фактором спасения.
Лама "помогает спасению" двумя основными путями: удерживая от греховных деяний и утверждая в добродетельных; призывая магическими средствами помощь бодхисаттв, могущих содействовать спасению.
Нравственным кодексом у бурят, как и у большинства буддистов, является Панча Шила, буквально "пять добродетелей", "пять обетов" или "пять принципов" – базовый кодекс буддийской этики, принимаемый буддистами-мирянами в традициях как Тхеравады, так и Махаяны на время или на постоянной основе. Известны также заповеди – зароки:
1. Отказ, воздержание от причинения любого вреда живым существам (ахимса), от убийства (прана-атипата).
2. Отказ от воровства, присвоения того, что принадлежит другому (адатта-адана, астея).
3. Отказ от злоупотребления доверием, лжи и обмана (сатья).
4. Воздержание от неправильного сексуального поведения (кама-митхьячара).
5. Отказ от употребления опьяняющих напитков (мадья-пана) и от всего, что затрудняет самоконтроль.
Принятие пяти обетов – часть принятия буддизма и одна из регулярных практик буддистов-мирян обеих традиций. Соблюдающий эти правила постоянно называется упасака или унасика. Их соблюдение также обязательно для буддистов-мирян непосредственно до и во время получения посвящений.
Ламаизм в значительной мере повлиял на систему воспитания калмыков, бурятов и тувинцев. Воспитание у любого народа направлено на формирование личности, соответствующей представлению этих народов об идеале совершенного человека, о котором в свое время писал Г. Н. Волков. Например, у бурятов перечень совершенств получил название "Девять доблестей мужчины", в которых явственно чувствуется влияние ламаизма.