Буддийское воспитание и обучение
В середине I тыс. н.э. с возникновением буддизма в воспитании и обучение на Индийском полуострове начинается новая эпоха. У истоков буддийской философской и педагогической традиции стоит Будда (Просветленный), или Шакья-Муни (623–544 до н.э.). Согласно учению Будды мудрость (изначальная доброта) и реальное поведение человека нераздельны, как два крыла голубя. В отличие от брахманизма, который предусматривал приобретение высшего знания через напряжение чувств и самоистязание, Будда полагал, что подлинные истина и счастье (нирвана) постижимы прежде всего при непротивлении злу, через благородный путь праведной жизни. Согласно буддийскому учению, главной задачей воспитания является очищение человеческой души, которую следует избавить от мирских страстей через самопознание и самосовершенство. В этом очищении различали три основных стадии: предварительная, сосредоточения, окончательного усвоения.
Будда выступал против монополии индуизма в духовной жизни и за уравнивание каст в религиозной жизни и воспитании. По преданию, Будда начинал просветительскую деятельность отшельником – гуру в лесной школе близ города Бенареса. Буддизм обратился к отдельной личности и провозгласил равенство людей но рождению. Буддизмом были предложены ряд основных нравственных заповедей, которым надлежало следовать: не убивай; не бери то, что тебе нс принадлежит; не лги; воздерживайся от чувственных удовольствий; не употребляй опьяняющих и одурманивающих средств.
Распространение буддизма привело к важным изменениям в программах обучения и воспитания. Основными центрами буддийского образования сделались монастыри, двери которых были открыты школярам и послушникам из всех каст. Вначале обучение (во всяком случае, элементарное) велось на родном для учащихся языке. Позже (I в. н.э.) внимание уделяли грамматике санскрита, который (с I в. до н.э.) становится ведущим языком обучения в Северной Индии.
В некоторых буддийских монастырях давали повышенное образование. Учеников набирали независимо от кастовой и религиозной принадлежности. Наставник занимался с каждым учеником отдельно. Учителя получали денежное вознаграждение. В программу обучения входило изучение древних трактатов по философии, математике, медицине и пр. Обучение носило более практический характер. Сложились крупные просветительские центры буддизма. В VI в. в Индии насчитывалось не менее 5 тыс. буддийских монастырей с более чем 200 тыс. ученых монахов. Получил известность, например, комплекс в Такташиле (современный Пакистан), в монастырях которого известные ученые и философы обучали медицине, искусству, астрономии, естествознанию, коммерции, магии, заклинанию змей и пр. Не меньшую славу получила просветительская деятельность буддистов в Наланде (близ современного Бхуванешвара), где в период расцвета (IV в. до н.э.) действовали 13 буддийских монастырей с множеством учеников и наставников знатоков философии, логики, вед, медицины, филологии, языкознания, права, астрономии и пр. Ученые-просветители Такташилы и Наланда поддерживали культурные связи с Китаем, Ближним и Средним Востоком.
Необрахманизм и образование
Во II–VI вв. происходит ренессанс индуизма (необрахманизм), что внесло изменения во взгляды на образование. Оно рассматривалось как способ помочь человеку научиться различать сущностное и преходящее, достигать душевной гармонии и покоя, пренебрегать суетным и бренным, добиваться "плодов дела". Программы обучения приближались к жизненным потребностям. Предусматривалось расширение доступа к обучению представителей разных каст. Происходило постепенное слияние буддийской и брахманской педагогических традиций. Согласно необрахманизму, как и буддизму, важнейшим условием воспитания считалось служение ученика наставнику. В свою очередь, учитель должен был разделять с учениками все, что имел.
В период необрахманизма произошли известные изменения в школах вед. Обучение по-прежнему носило сословный характер, будучи адресовано представителям трех ведущих каст. Акцент делался на интеллектуальное образование с элементами религии. Кроме санскрита, обучали чтению и письму на местных языках. Определились два типа школ вед: толь (начальное обучение) и аграхар (учебное заведение более высокого уровня). Аграхары представляли своеобразные содружества гуру и учеников. Программы аграхара постепенно приближались к жизненным потребностям. С притоком в школы кшатриев и особенно вайшьи увеличился объем преподавания географии, математики, языков, а также врачевания, ваяния, живописи.