Возрастная субкультура младших школьников
Заканчивая описание младшего школьного возраста, необходимо указать типичные особенности проявлений возрастной субкультуры младших школьников. Это такие феномены, как: тайники и тайные места, страшные истории; игры – горки, игры с правилами; коллекционирование.
Для младших школьников характерно стремление к "запретным" местам, которые не являются общедоступными. Это могут быть свалки, стройки, обратная сторона гаражей, пустующие вечером детские площадки. Что там – на обратной стороне, там, куда ходить нельзя или куда не пускают? В стремлении проникнуть туда, где "не ступала нога" других сверстников, родителей проявляется та же познавательная потребность младших школьников. Тайнички из секретных коробочек с символически значимыми вещами; из зарытых "кладов", состоящих из разноцветных стеклышек и других ярких кусочков ткани, камней, цветов оказываются для детей внешним выражением появления своей внутренней жизни, недоступной другим, взрослым. Это следствие усложнения внутренней жизни ребенка.
Страшные истории, совершение магических обрядов обращения к духам умерших (чаще сказочным персонажам и писателям, артистам) выступают важной составляющей досугового взаимодействия младших школьников. Сюжет страшных историй чаще всего представляет собой ситуацию нарастающего ужаса, который оказывается следствием незнания участниками истинного положения вещей. Истории всегда имеют смеховую, неожиданную развязку. Можно привести примеры историй про черные бантики, черную руку, гроб на колесиках и пр. Понимание главными героями того, что ужас связан с тем, что герои просто не знают, что черная рука принадлежит голодной обезьяне, черные бантики нужно просто порезать ножницами для лишения их колдовской силы, приводит к эффективному совладанию с негативными переживаниями. Такие истории оказываются культурным способом тренировки эмоциональной саморегуляции для детей, помощью в выстраивании адаптивных способов копинга. Таким же способом саморегуляции и попыткой обретения магического контроля над миром являются обряды вызывания духов младшими школьниками. В этих обрядах крайне важно соблюдение технологии и эмоциональной саморегуляции. Даже если вся технология вызова духа соблюдена, но кто-то из участников обряда не справился с эмоциями, процедура признается неправильной и отсутствие эффекта объясняется именно этим.
Важную роль для младшего школьника играет общение с одноклассниками. Появившееся в конце дошкольного детства осознание переживаний выводит мотивы общения на новый уровень, делает возможным становление на их основе сущностных связей с миром. Уже в младшем школьном возрасте могут закладываться основы школьной дружбы – чувство общности с теми, кто живет общей школьной жизнью. Она рождается из совместных форм учебной деятельности, групповой работы в классе, из совместных внеучебных занятий (совместные игры, кружки, походы в театры и музеи и т.п.).
Одним из характерных проявлений общения со сверстниками является дружба "по интересам", включающая в себя взаимообмен предметами коллекционирования. Коллекционирование младших школьников оказывается вариантом реализации познавательной мотивации по отношению к окружающему миру и, одновременно, основой для взаимодействия со сверстниками. Коллекционируют младшие школьники вещи, которые оказываются "культурно-зависимыми": марки, фантики от жвачки, конфет, этикетки от мыла, бутылок с напитками, журналов с наклейками, детских картинок с куклами (Барби, Кен) и пр. Это, с одной стороны, должны быть вещи, имеющие разные варианты внешнего вида, доступные детям, с другой уникальными и имеющими накопительную ценность.
Спортивные игры с правилами, катание с горы, сюжетно-ролевые игры младших школьников играют такую же подчиненную роль по отношению к учебной деятельности и решают задачу реализации познавательной потребности младшего школьника и мотивации достижения.