Бреттон-Вудская валютная система

Новая валютная система была образована 22 июня 1944 г. в Бреттон-Вудсе (Нью-Хемпшир, США) на Международной валютно-финансовой конференции ООП, в которой приняли участие Великобритания, США и еще 42 страны, включая СССР. Конференция ООН приняла Статьи Соглашения Международного валютного фонда (МВФ), которые по существу являются уставом МВФ. Устав МВФ вступил в силу 27 декабря 1945 г.; МВФ начал свою деятельность в мае 1946 г. в составе 39 государств-членов; к валютным операциям он приступил с 1 марта 1947 г.

Англо-американские переговоры о послевоенной международной валютной системе начались в 1941 г. между Гарри Декстером Уайтом (США) и Джоном Мейнардом Кейнсом (Великобритания). Основные принципы и механизмы новой валютной системы сформировались на конференции в Бреттон-Вудсе в ходе обсуждения двух планов, которые были опубликованы в 1943 г.; британский вариант был подготовлен Дж. М. Кейнсом, американский — Г. Д. Уайтом. Концепции представленных планов существенно различались, хотя в общих вопросах они совпадали. Бреттон-Вудские соглашения в основном воспроизвели основные положения американского плана, отразив доминирующие экономические позиции США.

Впервые в истории международная валютная система получила законодательную базу и регулировалась межправительственным соглашением, которое устанавливало применимые ко всем участникам правила и учреждало специализированную международную организацию (МВФ) для реализации международных договоренностей. В последующие годы в устав МВФ вносились поправки: первая была внесена 31 мая 1968 г., вторая — 30 апреля 1976 г.

Бреттон-Вудская валютная система (БВС) базировалась на золотовалютном стандарте; на фиксированном, но корректируемом валютном курсе и учреждении двух международных кредитных организаций — Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Международный валютный фонд был призван содействовать международному валютному сотрудничеству и сбалансированному росту международной торговли; обеспечивать стабильность валют; оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов, в устранении валютных ограничений; предоставлять государствам-членам на время средства в иностранной валюте для исправления нарушений равновесия в текущих расчетах.

МБРР предоставляет правительствам принимающих стран целевые кредиты на развитие; его первоначальная задача заключалась в содействии восстановлению экономики стран, наиболее пострадавших от войны. В 1956 г. была создана Международная финансовая корпорация (МФК); в 1960 г. — Международная ассоциация развития (МАР); с 1965 г. действует Международный центр урегулирования инвестиционных споров (МЦУИС); в 1988 г. было создано Многостороннее агентство гарантирования инвестиций (МАГИ). В совокупности все эти организации во главе с МБРР образуют Группу Всемирного банка, или Всемирный банк.

Принципы и элементы Бреттон-Вудской валютной системы были призваны обеспечивать стабильность валютных курсов, равновесие платежных балансов, многосторонность расчетов по текущим операциям и включали следующее:

1) золотодевизный стандарт, основанный на золоте и двух резервных валютах — долларе США и английском фунте стерлингов;

2) функции золота. Функция мировых денег была закреплена за золотом, которое служило всеобщим эквивалентом, международным платежным и резервным средством. Доля золота в конце войны в структуре мировой ликвидности, по некоторым оценкам, составляла около половины, английского фунта стерлингов — порядка 40%, американского доллара — не более 8%;

3) цена золота и паритет доллара. Цена на золото определялась в долларах — 35 долл. за 1 тр. ун.; соответственно золотой паритет доллара равнялся 0,888671 г чистого золота. В то время обменный курс доллара был завышен, что позволяло США выгодно размещать свои капиталы в других странах и одновременно экспортировать товары и услуги по завышенным ценам, что было возможно в условиях всеобщего послевоенного дефицита и высокого мирового спроса на товары, услуги, инвестиции;

4) обратимость доллара в золото. США обязались поддерживать фиксированную цену на золото в долларах и обеспечивать конвертируемость доллара в золото по фиксированной цене для центральных банков и правительственных органов стран — членов МВФ. Золотой запас США составлял 70 75% мирового золотого запаса и оценивался в 20 25 млрд долл. но официальной цене; и он на порядок превышал международные ликвидные обязательства США в объеме долларов за пределами страны эмиссии;

5) паритеты валют стран — членов МВФ. Страны — члены МВФ, кроме США, которые обязались гарантировать конвертируемость своей валюты в золото по официальному паритету, устанавливали фиксированный паритет своих валют по отношению к золоту либо непосредственно, либо через доллар на основе его золотого паритета. Для этого определялся обменный курс национальной валюты к доллару по паритету покупательной способности (например, 1 : 4), и через доллар определялся ее паритет в золоте (0,888671 г: 4 = 0,222168 г), который не имел никакого отношения к золотому резерву страны;

6) валютный курс. Страны — члены МВФ должны были поддерживать курс своей национальной валюты по отношению к другим национальным

валютам в пределах допустимых колебаний — плюс/минус один процент от паритета. Внутри установленного коридора (± 1%) валютный курс определялся спросом и предложением. Стабильность валютных курсов обеспечивали центральные банки, которые при отклонении валютного курса от допустимых пределов в ту или другую сторону осуществляли интервенции — скупали или продавали свою валюту за иностранные валюты. Практически доллар был единственной валютой интервенции, и фактически система функционировала на основе золотодолларового стандарта;

7) порядок изменения валютного паритета. Устав МВФ допускал возможность самостоятельного изменения паритета национальных валют до 10% странами-членами посредством ее девальвации или ревальвации. Изменение паритета национальных валют свыше 10% дозволялось только в условиях "существенной несбалансированности", после предварительных консультаций с МВФ и при условии принятия обязательств и осуществления согласованных мероприятий, направленных на устранение причин, вызвавших необходимость девальвации/ревальвации национальной валюты;

8) конвертируемость национальных валют. Устав МВФ запрещает странам-членам всякое ограничение платежей и трансфертов, осуществляемых их резидентами в ходе текущих операций, и всякую ограничительную дискриминационную практику; он обязывает поддерживать свободную обратимость иностранных авуаров, полученных в результате текущих расчетов, в национальную валюту;

9) механизм взаимного кредитования стран — членов МВФ функционирует на основе собственных средств (капитала) Фонда, которые образуются из квот стран-членов, а также из заемных средств у государств — членов Фонда. Размеры квот определяются на основе удельного веса стран-членов в мировой экономике и международной торговле с учетом объема ВВП, текущих расчетов и золотовалютных резервов. Квота страны определяет ее отношения с Фондом, а именно — сумму подписки на капитал МВФ; ее возможности использования ресурсов Фонда; сумму, начисленных ей СДР при их очередном распределении, и количество голосов в Фонде.

Взнос в капитал МВФ осуществляется следующим образом. При вступлении в МВФ каждая страна должна внести 25% своей квоты золотом (после демонетизации золота — в СДР или в резервной валюте), которая определяет ее золотую (резервную) долю; остальные 75% квоты вносятся в национальной валюте. Национальная валюта в счет квоты зачисляется на счет МВФ в центральном банке или ином учреждении, назначенном государством-членом в качестве депозитария для всех счетов Фонда в данной стране. Размеры квот пересматриваются каждые пять лет с учетом произошедших изменений в экономике стран-участниц. В 1945 г. уставной капитал МВФ равнялся 8,8 млрд долл, (квота США составляла 31%); в 1971 г. — 28,5 млрд долл., из которых 23,5% составляла квота США.

Для получения кредита МВФ в иностранной валюте (или в СДР) страна заключает кредитное соглашение с Фондом на основе права заимствования. Кредит предоставляется в форме покупки страной-заемщиком иностранной валюты (обычно долларов), которая конвертируется в национальную валюту и зачисляется на счет МВФ в ее центральном банке или ином учреждении, назначенном в качестве депозитария. Кредитование из капитала МВФ осуществляется долями — золотая (резервная) доля и четыре кредитные доли [1]. Резервная доля определяет позицию страны в МВФ и входит в состав золотовалютных резервов стран — членов Фонда.

Резервная доля в размере 25% квоты под резервный актив выдается по первому требованию без всяких ограничений при условии обоснования потребности в покрытии дефицита платежного баланса. Валютные кредиты сверх резервной (золотой) доли делятся на кредитные доли (транши) в размере 25% квоты страны каждая. Доступ государств - членов МВФ к кредитным средствам Фонда в рамках кредитных долей ограничен: сумма кредита в активах МВФ не может превышать 200% квоты, включая 75% квоты, уже внесенных по подписке.

Предельная сумма кредита МВФ, которую может получить страна в результате использования резервной (25%) и кредитных долей (100%), составляет 125% ее квоты (доли в капитале Фонда); при этом МВФ имеет право превышать лимит кредитования.

В установленный срок страна-заемщик обязана погасить задолженность Фонду. Возвращение кредитов рассчитано на три-пять лет посредством выкупа страной-заемщиком у Фонда той части своей национальной валюты, под которую брался кредит; при этом у Фонда должны оставаться первоначальные 75% национальной валюты страны-заемщика. Если объем национальной валюты в Фонде оказывался ниже 75% квоты страны, то страна имела право получить разницу безвозмездно;

10) обусловленность кредитов МВФ. Первые заимствования у Фонда были свободными, но вскоре кредиты МВФ стали обусловленными, т.е. связанными с выполнениями странами-заемщиками определенных политических и экономических условий. Принцип обусловленности проявляется в требовании Фонда к стране-заемщику принять согласованную с ним программу мероприятий, направленных на достижение макроэкономической и финансовой стабилизации методами бюджетной и денежно-кредитной политики и режимом валютного курса.

Целевое назначение стабилизационных программ заключается в сокращении бюджетных расходов и увеличении доходов; в дерегулировании экономики и либерализации внешнеэкономической сферы. Обычно они включают сокращение государственных расходов, в том числе на социальные нужды (на образование, медицину и т.п.); сдерживание роста заработной платы, ее "замораживание" или снижение; увеличение налогов, повышение учетных ставок, ограничение объема кредитов, девальвацию национальной валюты и др.