Брак и семья
Для семейного права Древнего Китая была характерна патриархальная семья с абсолютной властью отца, которому подчинялись все члены семьи: жены и наложницы, сыновья, их жены и дети, рабы и слуги. Одновременно отец распоряжался всем семейным имуществом.
Главной целью брака было физическое и духовное воспроизводство семьи, которое достигалось рождением прежде всего мужского потомства. Отсутствие детей рассматривалось конфуцианцами как проявление сыновней непочтительности, наиболее тяжким среди других видом непочтения к родителям.
Были установлены своеобразные нижний и верхний пределы брачного возраста (для мужчин – с 16 до 30, для женщин – с 14 до 20 лет), которые как бы очерчивали пределы терпения и сдерживания гнева предков на неблагодарного и непочтительного потомка. Государство следило за соблюдением этих возрастных пределов. С этой целью особый чиновник составлял списки мужчин и женщин, достигших предельного возраста, и наблюдал, чтобы мужчины, достигшие 30 лет, брали себе в жены девиц, которым исполнилось 20 лет.
Брак заключался в виде договора между женихом (или его семьей) и семьей невесты; нарушение этого договора влекло за собой уголовную ответственность старших в семье. Существовало убеждение, что брак – это соглашение не только между живыми, но и умершими предками, крайне заинтересованными в приобретении жены и потомства, поэтому ритуал сватовства включал в себя не только дары от семьи жениха семье невесты (деньги, украшения, скот и пр.), но и молебен в храме предков.
В принципе брак носил моногамный характер, но правило "один муж – одна жена" действовало своеобразно, требуя строгой верности лишь жены мужу. Муж мог иметь "второстепенных" жен и наложниц (особенно в случае бесплодия жены), количество которых зависело от социального положения мужчины. Запрещалось вступать в брак во время ношения траура, а также с лицами, совершившими преступление. Запрещались и межсословные браки, влекущие за собой уголовную ответственность, особенно браки свободных с рабами. Свободный, взявший в жены рабыню, наказывался как вор.
В раннем Китае эпохи Шан допускались браки между родственниками, но впоследствии они были запрещены. Более того, в Китае утвердилось правило, согласно которому жених и невеста не должны носить одну и ту же фамилию, чтобы ненароком не смешать родственные семьи. Однако это правило можно было обойти при покупке "второстепенной жены".
Развод для мужчины был не только свободен, но и прямо предписывался под угрозой уголовного наказания при обстоятельствах "нарушения супружеского долга", например, в случае оскорблений, побоев, ранений как мужа, так и его родственников. Нормы "ли" предписывали мужу развод под угрозой наказания, если жена "не оправдала надежд предков", была непослушна его родителям, бесплодна, распутна, завистлива, болтлива, тяжело больна, воровски использовала семейное имущество. Однако если муж требовал развода без оснований, то ему грозила каторга. Он не мог развестись, если жене некуда было уйти или она носила траур по его родителям. Ответственность мужа за жену выражалась и в том, что при всех ее правонарушениях, кроме тяжкого преступления и измены, она выдавалась ему па поруки.
Женщина, для которой развод был затруднен, полностью зависела от мужа. Согласно древнему правилу жена должна была оставаться с мужем в "жизни земной и загробной", ей нельзя было выходить замуж второй раз. Она не имела прав собственности на имущество и была ограничена в правах наследования.
В древности отец мог продавать детей, кроме старшего сына, пользовавшегося рядом преимуществ перед другими детьми. Смерть сына, внука, невестки, явившаяся следствием нанесения им побоев отцом, матерью, дедом и бабкой по отцу не влекла наказания виновных. Члены семьи, связанные обязанностью ношения траура по умершим родственникам, несли ответственность за целый ряд "семейных" преступлений, например несоблюдение сроков ношения траура. Наказывались сыновья, внуки, пытавшиеся без разрешения отселиться от большой семьи или присвоить часть семейного имущества. Родственные отношения, положение старших и младших в семье влияли на тяжесть наказаний за совершение преступления. Например, кража отца у сына не считалась преступлением, но донос на старшего в семье, даже совершившего преступление, строго наказывался.