Лекция 2. БРАЧНОЕ ПРАВООТНОШЕНИЕ

В результате изучения главы студент должен:

знать

• понятие и признаки брака;

• основания и порядок заключения брака;

• основания и порядок прекращения брачного правоотношения;

• основания и порядок признания брака недействительным;

уметь

• выделять условия заключения брака и препятствия к его заключению;

• определять порядок расторжения брака в зависимости от оснований его расторжения;

• определять подсудность дел о расторжении брака и признании брака недействительным;

• характеризовать различные процедуры расторжения брака в судебном порядке в зависимости от основания расторжения брака в суде;

• отграничивать расторжение брака от признания брака недействительным;

владеть навыками

• обращения в орган ЗАГС с заявлением о переносе даты государственной регистрации заключения брака;

• составления искового заявления о расторжении брака;

• составления искового заявления о признании брака недействительным;

• составления встречных исковых заявлений в случае предъявления иска о расторжении брака или признании брака недействительным.

Понятие и признаки брака

Традиционно брак понимается как форма существования семейных отношений между мужчиной и женщиной (мужем и женой), основанная на принятом в данном обществе способе его признания.

В истории развития института брака существовали многообразные воззрения на правовую природу брака, а также различные подходы со стороны государства и общества к порядку его заключения и расторжения. Формирование взглядов на данные вопросы зависит от многих факторов: это культурные, национальные и религиозные традиции, определенный период исторического развития, а также политическая ситуация, сложившаяся в том или ином государстве.

На сегодняшний день выделяют три основных концепции на природу брака[1]. Первая концепция рассматривает брак как договор. Основной идеей этой концепции стал гражданско-правовой подход к рассмотрению существа брака. Данная концепция берет начало в римском праве и сегодня находит отклик среди ученых-юристов, занимающихся проблемами семейного права[2].

Вторая концепция (теологическая) сводит понимание брака к таинству, выводя на первый план этические и религиозные элементы брака. Ее появление связано с тем периодом истории, когда вопросы заключения и расторжения брака стали прерогативой религиозных правил.

Третья концепция рассматривает брак как институт особого рода. По замечанию И. А. Загоровского, брак "в происхождении своем заключает элементы договорного соглашения, но в содержании и прекращении далек от природы договора; как ОГЛАВЛЕНИЕ брака, так и его расторжение не зависят от произвола супругов. Поэтому брачный институт вернее причислить не к области договорного нрава, а к разряду институтов особого рода (sui generic)"[3].

Очевидно, что необходимость существования такого института, как брак, обусловлена не только частным интересом граждан, но и публичным интересом к нему со стороны общества и государства, ибо сила и жизнеспособность любого общества как социального организма напрямую зависит от способности данного общества воспроизводиться, пополняя его здоровым потомством. Именно с созданием семьи на основе брака между мужчиной и женщиной связывается в сознании большинства из нас возможность дальнейшего продолжения человеческого рода. Вот почему демографическая политика любого государства – это часть стратегии его будущего успешного развития и существования как суверенного субъекта на мировой арене. Устойчивость и стабильность семейных отношений между членами семьи, возможность рождения и воспитания здорового в физическом и нравственном отношении потомства во многом зависят от того, насколько безупречно соблюдены лицами, вступающими в брак, условия и порядок заключения брака, нет ли препятствий к его заключению.

Легального понятия брака в действующем российском законодательстве не содержится. В специальной литературе на данное обстоятельство все чаще обращается внимание как на недостаток правового регулирования семейных отношений в России. Например, термин брак раскрывается в законодательстве наших ближайших соседей, например в Кодексе Республики Беларусь о браке и семье[4], Семейном кодексе Украины[5].

Вместе с тем отсутствие дефиниции брака в СК РФ не лишает нас возможности сформулировать данное понятие, включив в него сущностные юридически-значимые признаки, прямо закрепленные в положениях СК РФ, а также в иных федеральных законах, регулирующих семейные отношения.

Брак – это добровольный, моногамный союз мужчины и женщины, заключаемый в установленном законом порядке с целью создания семьи и порождающий равные взаимные права и обязанности супругов.

Брак в данном понятии раскрывается через термин "союз", который используется в ст. 1 СК РФ при изложении одного из принципа регулирования семейных отношений – добровольности брачного союза мужчины и женщины. Термин "союз" в наибольшей степени отражает тот факт, что брак соединяет мужчину и женщину, ведет к образованию общности жизни мужа и жены. Так, В. И. Даль дает следующее толкование данного термина: "Союз – тесная

связь меж людей, дружба, товарищество, условное согласие, завет; соединение двух или многих, для известной цели[6]".

При этом термин "брак", используемый для определения формы семейного сожительства, применяется для обозначения союза, заключаемого именно между мужчиной и женщиной, т.е. лицами разного пола. В ст. 12 СК РФ указывается, что лицами, вступающими в брак, являются мужчина и женщина. Также в ст. 16 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., закреплено, что право на вступление в брак и основание семьи имеют мужчина и женщина. Аналогичное понятие брака закреплено в Американской конвенции о правах человека, заключенной в г. Сан-Хосе[7] в 1969 г. В частности, право вступить в брак и создать семью признается в конвенции за мужчиной и женщиной (ст. 17 "Права семьи" указанной Конвенции).

Однако прежнее представление о семье как о ячейке общества, возникающей на основании союза между мужчиной и женщиной как лицами разного пола, на сегодняшний день не является таким аксиоматичным. На современном этапе развития человеческого общества возникли "новые формы квазисемейных образований. Речь идет о свободных союзах двух (или нескольких) совместно проживающих людей и о гомосексуальных (лесбийских) парах, претендующих на статус семьи"[8].

Сегодня ряд стран приняли соответствующие законы, позволяющие создавать семейные сожительства лицам одного пола, распространив на них полностью или в части положения законодательства, регулирующие правовой статус супругов как лиц, имеющих семейные права и обязанности на территории данной страны. К таким странам относятся Дания, Голландия, Франция, Великобритания, Бельгия, Мексика, Канада и некоторые другие, включая ряд штатов США.

Например, во Франции согласно Закону от 15 ноября 1999 г. подобного рода сожительства основываются на гражданском пакте солидарности, заключаемом между двумя физическими лицами независимо от их пола для организации совместной жизни[9]. Представляется, что приведенное положение французского законодательства в полной мере согласуется с требованиями международных актов, рассматривающих брак как союз лиц разного пола. В связи с этим применение термина "брак" к нетрадиционным формам семейного сожительства лиц одного пола, на наш взгляд, следует считать недопустимым и не согласующимся с положениями норм международного права.

Крайне важно, что отношение к браку как союзу мужчины и женщины продемонстрировано в позиции Европейского Суда по правам человека, выраженной в делах "Рис против Соединенного Королевства" от 17 октября 1986 г., "Коси против Соединенного Королевства" от 27 сентября 1990 г., "Шеффилд и Хоршиэм против Соединенного Королевства" от 30 июля 1998 г.[10] По мнению Суда, право на вступление в брак, гарантированное ст. 12 Европейской Конвенции по нравам человека, относится к традиционному браку, заключаемому между лицами противоположного пола.

Из приведенного выше определения брака можно выделить следующие существенные юридические признаки брака, отраженные в нормах действующего законодательства.

1. Добровольность. Как уже упоминалось ранее[11], добровольность брачного союза является одним из принципов семейного права. Добровольность как признак брака означает, что вступление в брак и пребывание в браке всегда связывается с наличием у лиц соответствующего на то желания, сформированного при отсутствии любого воздействия на их волю и сознание как со стороны иных лиц, так и при стечении определенных жизненных обстоятельств. Необходимо также, чтобы свободно сформированная воля лица на вступление в брак и пребывание в браке была выражена им вовне достаточно определенно, например в заявлении на государственную регистрацию заключения брака, а также непосредственно при проведении государственной регистрации заключения брака.

Предполагается, что в большинстве случаев лица вступают в брак на основе чувств взаимной любви и уважения. Утрата в последующем данных чувств может стать мотивом для расторжения брака. Насильственный характер вступления в брак и пребывания в браке, воспрепятствование к расторжению брака не допускается действующим законодательством. Признак добровольности брачного союза не только закреплен в ст. 1 СК РФ как основное начало семейного законодательства, но и раскрывается в положениях СК РФ, посвященных порядку заключения брака и его расторжения. Например, в п. 2 ст. 22 СК РФ установлено, что расторжение брака производится, если меры по примирению супругов оказались безрезультатными и супруги (один из них) настаивают на расторжении брака.

2. Моногамность. По мере эволюции общество пришло к такой форме брачных отношений между мужчиной и женщиной, как моногамия. Понадобились тысячелетия для того, чтобы довольно широкий круг лиц, которым разрешалось одновременное брачное сожительство ранее, сужался до тех пор, пока не достиг одной пары. Вместе с тем в Российской империи при традиционном взгляде церкви на моногамность брака допускалось в виде исключения многоженство для магометан (т. X, ч. 1 ст. 92–97, Уложение о наказаниях, ст. 1558), а также полиандрия (т. X, ч. 1, ст. 82)[12]. В наше время моногамия воспринимается как элементарное правило.

Существование моногамного брака в России обусловлено как тысячелетней историей религиозных традиций, так и светским характером брака, сформировавшимся под влиянием европейской культуры. В этой связи следует заметить, что эпизодически появляющиеся предложения об отказе от принципа единобрачия и законодательном разрешении полигамных браков (многоженстве) путем внесения соответствующих изменений в СК РФ выглядят совершенно неприемлемыми, как противоречащие основным началам семейного законодательства и традициям русского парода[13].

Принцип моногамности брака в семейном законодательстве реализуется в положениях ст. 14 и 27 СК РФ, устанавливающих в качестве препятствия для заключения брака состояние хотя бы одного из лиц, вступающих в брак, в другом зарегистрированном браке, а также возможность признания недействительным брака, заключенного в нарушение данного запрета.

3. Необходимость соблюдения установленного законом порядка его заключения. Независимо от того, связывалось ли заключение брака с волей вождя племени, освящением церковью или с совершением записей государственными органами или уполномоченными должностными лицами, брак признается в обществе и порождает ожидаемые правовые последствия лишь при соблюдении принятого и (или) установленного порядка заключения брака.

Так, исходя из основных целей семейного законодательства, в Российской Федерации признается брак, заключенный только в органах ЗАГС.

Такой порядок заключения брака появился на территории России в 1917 г., когда Декретами ВЦИК и CIIK РСФСР от 18 декабря 1917 г. "О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния" и от 19 декабря 1917 г. "О расторжении брака" был отменен церковный брак, а заключение и расторжение брака стало прерогативой государственных органов.

Принятие данных нормативных актов ознаменовало введение гражданского (зарегистрированного) брака взамен брака церковного. При этом введение гражданского брака не исключало признания юридической силы за фактическими брачными отношениями. Судебная практика не давала никаких преимуществ зарегистрированному браку перед фактическим. Так, Гражданская кассационная коллегия Верховного Суда РСФСР своим определением признавала, что "наличие фактических брачных отношений, в которые истец вступил при нахождении в другом, зарегистрированном браке, не являлось двоеженством. Но суд в этом случае, устанавливая срок начала фактических брачных отношений, должен был признать прекращение с того же момента зарегистрированного брака"[14].

Сегодня фактические брачные отношения в России не порождают семейно-правовых последствий. Такое отношение к фактическим брачным отношениям сложилось после принятия Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. "Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания “Мать-героиня” и учреждении ордена “Материнская слава” и медали “Медаль материнства”". Данный Указ положил конец терпимому отношению государства к фактическим брачным отношениям и императивно закрепил, что только зарегистрированный брак порождает права и обязанности супругов, установленные кодексами о браке и семье союзных республик.

Вместе с тем данный нормативный акт сохранял юридическую силу за фактическим брачным сожительством, имевшим место и продолжавшимся на момент вступления его в силу. Лица, состоящие в то время в фактических брачных отношениях, имели право зарегистрировать свой брак в установленном законом порядке, указав при этом действительное время начата фактической совместной жизни, о чем делалась отметка в актовой книге и свидетельстве о заключении брака. В том случае, если указанные лица не воспользовались данным правом, любой из них в случае смерти другого из фактических сожителей имел возможность устанавливать в порядке особого производства факт существования между ними фактических брачных отношений как юридически значимый факт.

К сожалению, сегодня все больше и больше молодых пар делают выбор в пользу фактических брачных отношений, а не зарегистрированного в органах ЗАГС брака. В связи с этим все чаще поднимается вопрос о необходимости распространения положений семейного законодательства в части, регулирующей имущественные отношения супругов, на отношения фактического сожительства. Несмотря на то что в литературе высказываются различные точки зрения по данному вопросу, игнорировать такое явление общественной жизни полностью нельзя.

Следует иметь в виду, что законодательство РФ признает лишь гражданско-правовые последствия фактического сожительства в части распространения правил об общей долевой собственности на имущество, нажитое в период совместного проживания на средства обоих сожителей. Разумеется, наше законодательство не делает различий между правовым положением детей, рожденных в зарегистрированном браке, и детей, чьи родители не состоят между собой в зарегистрированном браке.

Из общего правила о признании юридической силы только за браком, заключенным в органах ЗАГС, существуют еще ряд исключений. Так, согласно и. 7 ст. 169 СК РФ признается правовая сила за браком, заключенным по религиозным обрядам на оккупированных территориях, входивших в состав СССР в период Великой Отечественной войны, до восстановления на этих территориях органов ЗАГС.

Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 3 Закона об актах гражданского состояния акты гражданского состояния, совершенные по религиозным обрядам до образования или восстановления органов ЗАГС в соответствии с действующим на момент их совершения законодательством и не требуют последующей регистрации. Учитывая то обстоятельство, что в соответствии с Циркуляром НКВД РСФСР от 28.08.1926 № 326 "О сроках действительности религиозных браков, заключенных в революционных период РСФСР" органы ЗАГС создавались вплоть до 1 ноября 1925 г., признается юридическая сила за браками, заключенными по религиозным обрядам на указанных в Циркуляре территориях до соответствующей даты.

4. Цель заключения брака. Правовой целью заключения брака является создание семьи. Действующее законодательство исходит из того, что оба лица, вступающие в брак, желают на основании заключенного между ними брака создать семью. Если хотя бы одно из лиц, вступающих в брак, преследует иную цель, достижение которой становится возможным посредством заключения брака (получение гражданства, улучшение в дальнейшем жилищных условий и т.п.), то такой брак является фиктивным. В соответствии со ст. 27 СК РФ признается недействительным брак в случае его заключения без цели создания семьи.

Вместе с тем следует отграничивать цель заключения брака от мотивов его заключения. Мотивы заключения брака могут быть самыми разнообразными – это любовь, желание никогда не расставаться, привязанность друг к другу и иные человеческие чувства, которые движут людьми при вступлении в брак. Не исключено, что некоторые лица вступают в брак, осознавая, что брак станет для них возможностью для дальнейшего безбедного существования, интересной и насыщенной жизни, приобщения к определенному кругу лиц или социальному слою. Такой брак получил в обществе название "брак по расчету". Однако заключение брака по расчету не означает, что лицо, руководствуясь своими меркантильными (или иными аналогичными) соображениями, вступает в фиктивный брак, если при этом данное лицо в качестве цели заключения брака имеет целью создание семьи. Иными словами, мотивы лица для вступления в брак не имеют самостоятельного правового значения. Правовое значение для оценки действительности брака придается лишь цели его заключения.

5. Взаимные равные права и обязанности супругов, возникающие у лиц из факта заключения брака. В отличие от предыдущих признаков данный признак имеет отношение не к основаниям и порядку заключения брака, а к правовым последствиям его заключения. На сегодняшний день брак является союзом юридически равных между собой субъектов. Юридическое равенство мужчины и женщины в браке следует рассматривать как одно из важнейших достижений эволюции брачных отношений.

В соответствии со ст. 19 Конституции РФ мужчина и женщина имеют равные права и обязанности, не допускается дискриминация по половому признаку.

Рассматриваемый признак брака является отраслевым проявлением данного конституционного принципа. Равенство супружеских прав и обязанностей закреплено в ст. 1 СК РФ (как один принципов семейных отношений), в ст. 31 СК РФ "Равенство супругов в семье", а также отражено в иных положениях семейного законодательства, регулирующих как личные неимущественные, так и имущественные отношения супругов. Установление в российском законодательстве в качестве законного режима имущества супругов режима общей совместной собственности (например, ст. 33–35, 38, 39 СК РФ) также является одним из проявлений равенства супругов в браке, так как бездолевой характер общей совместной собственности предполагает равенство нрав и обязанностей ее участников.