Борис Леонидович Пастернак (1890–1960)
Его поэтический стиль возводят к эстетике импрессионизма. Поэт "во всем хотел дойти до самой сути", и не только стихами, но и прозой, оцененной Нобелевской премией по литературе (1958), он выразил ощущения от жизни в советское время. Реальная действительность привела Пастернака от сложных ассоциаций футуризма к реализму, хотя и не социалистическому. Он показал переживания русского интеллигента, заброшенного в XX в. и не нашедшего в нем места, тосковавшего по спокойному, безопасному XIX столетию и мечтавшему о лучшем будущем, которое оказалось далеким от мечтаний. Он думал, что хорошее останется, а плохое уйдет, но пришло неожиданное, небывалое. Главная мысль романа "Доктор Живаго" (1945–1955) выражается в словах: "За что боролись". Ведь ждали же революции и восхищались ею, вот и расплачиваются.
Пастернаку принадлежат такие строки о предназначении поэта:
Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И тут кончается искусство,
И дышит почва и судьба.
В первой половине XX в. творили выдающиеся поэты, не принадлежащие ни к какому направлению, такие как Максимилиан Волошин.
Максимилиан Александрович Волошин (1877–1932)
В печати он выступил в 1903 г., но свои наиболее значимые стихи написал о России в период революции:
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
"Двух станов не боец", Волошин призывал "быть человеком, а не гражданином". Он с болью в сердце воспринял разрушения и жертвы, которые несла революция, и пытался проникнуть в ее суть и связь с русской природой и русским национальным характером:
В этом ветре вся судьба России –
Страшная, безумная судьба...
Быль царей и явь большевиков...
Что менялось? Знаки и возглавья.
Тот же ураган на всех путях:
В комиссарах – дурь самодержавья,
Взрывы революции в царях...
И еще не весь развернут свиток
И не замкнут список палачей...
Бей в лицо и режь нам грудь ножами.
Жги войной, усобьем, мятежами –
Сотни лет навстречу всем ветрам
Мы идем по ледяным пустыням –
Не дойдем... и в снежной буре сгинем
Иль найдем поруганный наш храм, –
Нам ли весить замысел Господний?
Все поймем, все вынесем, любя, –
Жгучий ветр полярной преисподней,
Божий Бич! Приветствую тебя.
Стихотворение Волошина "Северо-восток" (1920), откуда взяты эти строки, перекликается со стихотворением Андрея Белого "Родине" (1917) и со "Скифами" Блока (1918). Поняв, "что каждый есть пленный ангел в дьявольской личине", Волошин призывает, пережив все безумства времени, остаться человеком:
Далекие потомки наши! Знайте,
Что если вы живете во вселенной,
Где каждая частица вещества
С другою слита жертвенной любовью,
Где человечеством преодолен
Закон необходимости и смерти –
То в этом мире есть и наша доля!
Памяти Александра Блока и Николая Гумилева Волошин посвятил стихотворение "На дне преисподней" (1922):
Темен жребий русского поэта:
Неисповедимый рок ведет
Пушкина под дуло пистолета,
Достоевского на эшафот.
Волошин первым одобрил поэтические опыты еще одной великой женщины-поэта – Марины Цветаевой.
Марина Ивановна Цветаева (1892–1941)
Ее поэзия перекликается с русской песней – раздольной и вольнолюбивой. Такова и сама Марина Цветаева:
Не возьмешь мою душу живу!
Так, на полном скаку погонь
Пригибающийся и жилу
Перекусывающий конь Аравийский.
Тема любви, как и у Ахматовой, главная для Цветаевой:
Вчера еще в глаза глядел,
А нынче – все косится в сторону!
Вчера еще до птиц сидел, –
Все жаворонки нынче – вороны.
Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
О вопль женщин всех времен:
"Мой милый, что тебе я сделала?!"
"Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед", – вполне могла сказать без ложной скромности Марина Цветаева. А вот программа другого поэта:
Ведь радость бывает так редко,
Как вешняя звень поутру,
И мне – чем сгнивать на ветках –
Уж лучше сгореть на ветру.
Так в поэзии 1920-х гг. блеснул и сгорел Сергей Есенин.