Борьба русского народа против немецких, шведских и датских феодалов

Почти одновременно с нашествием Батыя разворачивались драматические события на северо-западных рубежах удельной Руси. В XII - начале XIII в. Прибалтика стала местом столкновения интересов нескольких государств и народов. Жившие здесь финно-угорские (эсты) и балтские племена (пруссы, ливы, земгалы, ятвяги и др.) переживали период разложения родового строя и образования первых государственных образований. Естественный процесс осложнялся вмешательством внешних сил, стремившихся подчинить местное население. В подобной роли не раз выступали древнерусские князья.

Большой интерес проявляли к южному побережью Балтики шведские и датские феодалы. Но особенно активно с конца XII в. стали вести себя немецкие рыцари, объединенные в духовно-рыцарские ордена. Здесь для них открывалось широкое поле деятельности - распространение католицизма среди языческих племен. Историческая обстановка благоприятствовала рыцарским орденам: ослабление Древней Руси позволило им закрепиться в регионе.

Католические миссионеры появились в нижнем течении Двины еще во второй половине XII в. Поскольку обитавшие здесь племена ливов платили дань полоцким князьям, первоначально, чтобы обосноваться в этом месте, миссионеры вынуждены были обратиться к ним за разрешением. Католическая христианизация, сопровождавшаяся ломкой жизненного уклада, вызвала сопротивление племен. Миссионеры гибли или уходили. Тогда папа римский призвал в 1198 г. к крестовому походу: пропаганда католичества словом была подкреплена аргументами более вескими - огнем и мечом.

После непродолжительной, но кровопролитной войны с местными племенами немецкие крестоносцы и купцы в 1201 г. основали в устье Двины крепость Ригу. На следующий год здесь был учрежден Орден рыцарей-меченосцев.

Они защищали завоевания крестоносцев и контролировали морскую торговлю в Прибалтике. Ливы и латыши выплачивали Ордену дань и участвовали в военных походах рыцарей.

Несколько позднее в устье Вислы появился Тевтонский орден, которому папа римский и германский император пожаловали все прибалтийские земли, которые будут отвоеваны у язычников.

Давление, которое оказывал Орден на литовские племена, ускорило процесс становления государственности. В борьбе за самобытное существование формировалось сильное в военном отношении Литовское государство. В 1236 г. крестоносцы потерпели сокрушительное поражение под Шауляем в битве с войском великого литовского князя Миндовга. Чтобы не потерять захваченные в Прибалтике земли, Орден меченосцев объединился с Тевтонским орденом. После этого влияние Ливонского ордена (как его стали называть) возросло.

Продвижение Ордена на восток привело к столкновениям с новгородцами. К концу 30-х годов XIII в. немецким рыцарям удалось полностью подчинить народы, жившие в районе Западной Двины, и закрепиться на границе русских земель. Вслед за этим началось наступление на земли эстов и латгалов, подвластные Новгороду. Эстония была полностью захвачена Орденом.

Русские князья не желали мириться с потерей прибалтийских территорий. Князь Ярослав Всеволодович, бывший тогда новгородским князем, организовал несколько походов на Ригу. В 1228 г. псковичи отказались поддержать новгородского князя, сославшись на то, что все прежние походы заканчивались ответными ударами крестоносцев по Пскову и прилегавшим к нему землям. Стремясь обезопасить свои владения, Псков заключил договор о взаимопомощи с Ригой. Орден брал Псков под свою защиту, а псковичи теперь должны были участвовать в походах крестоносцев па прибалтийские племена. Кроме того, крестоносцы попытались учредить католическое епископство с центром в Пскове. Положение псковичей было крайне трудным. По сути они оказались между двух огней. Будучи в составе Новгородской феодальной республики, Псков далеко не всегда получал своевременную помощь. Отсюда осторожная и даже двойственная политика, особенно осложнившаяся после захвата рыцарями псковского пригорода Изборска.

Все это заставило новгородцев с оружием в руках встать на защиту своих интересов. Тем более что в борьбу вмешались шведские и датские рыцари, систематически совершавшие набеги на южное побережье Прибалтики.

Защитником новгородских земель стал князь Александр Ярославич, позже получивший прозвище Невский. Основанием для прозвища послужила победа молодого князя над шведским отрядом, появившимся в 1240 г. на берегу Невы, у устья Ижоры. Однако подлинную славу Александру принесла победа, одержанная над ливонскими рыцарями в сражении на Чудском озере. Весной 1242 г. Александр изгнал двух немецких фогтов (судей), сидевших в Пскове. Затем он освободил ряд приграничных русских крепостей, захваченных крестоносцами, и вторгся в земли эстов, плативших дань Риге. Рыцари разбили передовой отряд Александра и оттеснили князя к Чудскому озеру. Здесь 5 апреля разыгралось одно из крупнейших сражений в борьбе за земли Восточной Прибалтики. Полководческий талант Александра позволил ему одержать победу над крестоносцами. Победа в Ледовом побоище укрепила безопасность северо-западных рубежей русской земли.

Однако соседи Новгорода и Пскова не отказались от планов взять реванш за поражение. Борьба возобновилась и шла с переменным успехом. В 1268 г. новгородцы вместе с полочанами и смолянами предприняли большой поход на датских феодалов, обосновавшихся в Эстонии. Возглавил поход переяславский князь Дмитрий Александрович. Походу предшествовало соглашение новгородского правительства с Орденом, обещавшим не помогать датчанам. Однако крестоносцы нарушили соглашение и напали на русских. У Раковора 18 февраля "бысть страшно побоище, яко не видали пи отци, ни деди". Обе стороны понесли большие потери. На следующий день битва возобновилась и русские войска разбили врага. Почти одновременно отряд псковичей под началом князя Довмонта совершил опустошительный набег на немецкие владения.

Итогом Раковорской битвы стало заключение договора 1270 г. между Новгородом и Ливонией, положившего конец крестовым войнам против Северо-Западной Руси. Военные столкновения на русско-ливонской границе продолжались и после этого, но крестоносцы уже не ставили задачи учреждения католических епархий на Руси.