Борьба с финансированием терроризма

Практика борьбы с терроризмом показала, что любая, в том числе и организованная, террористическая деятельность практически невозможна без должного материального и финансового обеспечения. Приобретение оружия, взрывчатых веществ, взрывных устройств, амуниции, питания, организация проживания, вербовка сторонников и т.д., безусловно, требуют значительных материальных и финансовых ресурсов. Перекрытие каналов их поступления в террористические образования существенно ослабляет террористическую деятельность и понижает ее активность.

В связи с этим, ссылаясь на подп. "f" п. 3 резолюции 51/210 Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1996 г. "Меры по ликвидации международного терроризма", в котором Генеральная Ассамблея призвала все государства предпринять шаги, "с тем чтобы воспрепятствовать и противодействовать посредством соответствующих внутренних мер финансированию террористов и террористических организаций, независимо от того, осуществляется такое финансирование прямо или косвенно через организации, которые также преследуют или утверждают, что преследуют, благотворительные, общественные или культурные цели, или также вовлечены в запрещенные виды деятельности, такие как незаконные поставки оружия, незаконный оборот наркотиков и вымогательство, включая использование лиц в целях финансирования террористической деятельности, и в частности, где это уместно, рассмотреть вопрос о принятии мер регулирования, для того чтобы воспрепятствовать и противодействовать движению средств, в отношении которых есть подозрения, что они предназначаются для террористических целей, ни в коей мере не ущемляя при этом свободу движения законного капитала, и активизировать обмен информацией о международном движении таких средств", Генеральная Ассамблея приняла решение о разработке проекта международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма, которая дополнит соответствующие существующие международные документы.

Поэтому следующим шагом мирового сообщества по противодействию терроризму стало принятие в 1999 г. Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма[1].

Финансированием терроризма в ст. 2 этой Конвенции признаются следующие действия: прямое или косвенное предоставление средств или осуществление их сбора для совершения преступления террористического характера. К таким преступлениям относятся деяния, предусмотренные рядом международных правовых актов, список которых является приложением к Конвенции, и в частности, деяния предусмотренные Гаагской конвенцией, Монреальской конвенцией, Конвенцией о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1973 г., Международной конвенцией о борьбе с захватом заложников, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1979 г., и другими актами. К преступлениям, финансирование которых подпадает под действие данной Конвенции, относятся также и любые другие деяния, направленные на то, чтобы вызвать смерть какого-либо гражданского лица или любого другого лица, не принимающего активного участия в военных действиях в ситуации вооруженного конфликта, или причинить ему тяжкое телесное повреждение, когда цель такого деяния в силу его характера или контекста заключается в том, чтобы запугать население или заставить правительство или международную организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения.

Финансирование терроризма будет иметь место только в том случае, если лицо осознает, что предоставляемые средства будут использованы полностью или частично для совершения указанных преступлений террористического характера.

Таким образом, в рассматриваемой Конвенции определены как преступные умышленные незаконные действия, направленные на предоставление финансовых средств для совершения террористических преступлений. Нужно отмстить, что ранее вопрос о финансировании терроризма в международных конвенциях нс рассматривался, и поэтому предусмотренные Конвенцией меры явились существенным фактором подрыва материальной основы террористической деятельности.

Для того чтобы дать ориентиры государствам – участникам рассматриваемой Конвенции, в ст. 2 этого документа определены понятия, необходимые для правоприменения конвенционных норм. Так, например, к средствам отнесены активы любого рода, осязаемые или неосязаемые, движимые или недвижимые, независимо от способа их приобретения, а также юридические документы или акты в любой форме, в том числе в электронной или цифровой, удостоверяющие право на такие активы или участие в них, включая банковские кредиты, дорожные чеки, банковские чеки, почтовые переводы, акции, ценные бумаги, облигации, векселя, аккредитивы, но не ограничиваясь ими. Поступлением же признаны любые средства, полученные или приобретенные прямо или косвенно, посредством совершения преступления, указанного в ст. 2 данной Конвенции.

Как и в других конвенциях, направленных на противодействие терроризму, преступным признается и совершение неоконченных деяний, в том числе содействие исполнителю по их совершению.

Особенностью Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма является указание на ответственность не только физических, но и юридических лиц в случае совершения физическим лицом, ответственным за управление юридическим лицом или за контроль над ним, которое выступает в своем официальном качестве и совершает финансирование терроризма. Такая ответственность может носить уголовный, гражданский или административный характер.