Большой Бизнес и американское общество

Форма холдинговой компании, создав правовые основы концентрации капитала Большим Бизнесом США, открыла дорогу сращиванию с крупной промышленностью капитала крупнейших американских банкиров: Дж. П. Моргана из Нью-Йорка, Дж. Д. Рокфеллера, основавшего там же собственный Национальный городской банк, Э. Меллона из Питтсбурга (Национальный банк торговли) и др. Этому сращиванию способствовали структурные сдвиги, которые не только усилили эффекты масштаба, но и привели также к появлению двух особых типов отраслей:

– тех, где выглядело целесообразным предоставление правительством какой-либо одной фирме исключительной привилегии (естественной монополии) поставлять коммунальные услуги: энергоснабжение, электроосвещение, организацию общественного транспорта, телефонную связь;

– тех, где были востребованы географически локализованные минеральные ресурсы (нефть, алюминиевые руды), и приобретение месторождений в собственность позволяло "отсекать" конкурентов.

Дж. П. Морган, искушенный в железнодорожных спекуляциях, стал инвестировать в крупнейшие промышленные компании в новых отраслях, приобретая их контрольные пакеты акций ("Дженерал электрик", "Американ телеграф энд телефон Ко" и др.), и купил за 300 млн долл. стальной трест у Э. Карнеги, создав холдинг "Стальная корпорация С. Ш." – первую в мире компанию с оборотами свыше 1 млрд долл. К концу жизни Моргана (1913 г.) его банк "Дж. П. Морган энд Ко" контролировал пакеты 112 АО с совокупным капиталом свыше 22 млрд долл., из них 68 промышленных, торговых и транспортных.

Многоотраслевые группировки разнопрофильных фирм под общим финансовым контролем стали называть концернами (от англ. concern – "касательство, интерес"). Свой концерн из АО с совокупным капиталом свыше 17 млрд долл. сколотил Рокфеллер, приобретая акции металлургических, пароходных и т.п. компаний.

Еще одну крупную финансово-промышленную группировку сколотил Э. Меллон. Он, купив патент на применение электролиза алюминия у химика Ч. Холла, скупил и месторождения алюминиевых руд в Канаде, а также месторождения нефти в новом районе ее добычи – у Мексиканского залива, основав фирмы "Алюминиум Ко оф Америка" (АЛКОА) и "Галф ойл".

Могущество бизнесменов-монополистов, жестких и циничных, охотно прибегавших к шантажу и коррупции и не стеснявшихся насилия для устранения конкурентов и усмирения протестующих рабочих, породило в США антитрестовские настроения, выразителями которых стали журналисты, известные как "разгребатели грязи" (Г. Д. Ллойд, Л. Стеффене, А. Тарбелл и др.). Они выступали с разоблачениями миллиардеров, называя тех "баронами-разбойниками", а Рокфеллера – даже "величайшим негодяем XIX века".

С антимонополистической риторикой вошел в большую политику юрист и историк Т. Рузвельт, президент США от Демократической партии в 1901 – 1909 гг., основатель недолговечной Прогрессивной партии (1912 г.). Однако и Рузвельту пришлось обратиться к Моргану за поддержкой, взамен дозволив Стальной корпорации прикупить еще кое-кого из конкурентов. Это произошло во время очередного промышленного кризиса (1907 г.), когда после краха на Нью-Йоркской фондовой бирже в США разразилась финансовая паника, и на какое-то время почти исчез кредит. Морган организовал в Нью-Йорке банкирский съезд и совещания с правительственными чиновниками, экспертами и крупнейшими бизнесменами, разрулив своими распоряжениями и обещаниями возникшую ситуацию и прослыв "спасителем" банковской системы страны.

А Рокфеллеру решение Верховного суда о незаконности "Стандард Ойл" и ее разделении на 38 нефтяных компаний (1911 г.) не помешало довести личное состояние до круглого 1 000 000 000 долл. "Стандард Ойл оф Нью-Джерси" и без дочерних нефтяных компаний осталась крупнейшей, а из ее бывших филиалов в других штатах крупнейшими фирмами стали "Стандард Ойл оф Нью-Йорк" ("Сокони", с 1966 г. – "Мобил Ойл") и "Стандард Ойл оф Калифорния" ("Сокал").

На старости лет Рокфеллер решил активнее заняться улучшением своей репутации, дабы остаться в памяти потомков не как "гангстер", а как "филантроп", и учреждать благотворительные фонды. Но его намного опередил в меценатстве и спонсорстве (от лат. sponsor – "поручитель, попечитель") Э. Карнеги, призвавший в своей книге "Евангелие богатства" (1886 г.) успешных бизнесменов потратить еще при жизни основную часть состояния на благотворительность. Сам Карнеги так и сделал, сохранив из полученных от Моргана 300 млн долл. не более 10%, а остальные потратив на организацию по всем США сети бесплатных публичных библиотек (их прозвали "арсеналами демократии"), основание крупнейших обсерваторий и Технологического института в Питтсбурге, строительство общественных зданий (от Дворца мира в Гааге и концертного Карнеги-холла в Нью-Йорке до церквей, школ и бань) и т.д. и т.п.