А. Богданов: социализм как организационная наука
Почти одновременно с книгой М. И. Туган-Барановского "Социализм как положительное учение" вышла книга сто младшего современника А. А. Богданова "Вопросы социализма". Богданов так же, как и Туган-Барановский, с воодушевлением принял марксизм как широкую концепцию, открытую для дополнения и критического переосмысления, и также в итоге пересмотрел марксистский тезис о "скачке" "из царства необходимости в царство свободы". Но перед этим Богданов, позиционировав себя как последовательного идеолога рабочего класса, отдал 15 лет революционному подполью и стал одним из основателей и первых лидеров большевизма как политической партии.
Известное Александру Александровичу Малиновскому (1873-1928), избравшему псевдоним "А. Богданов", принес "Краткий курс экономической науки" (1897), ставший, как подчеркивал автор, результатом сотворчества с участниками кружка рабочих-механиков в Туле. Они "широтой и разнообразием своих запросов" направили ищущую мысль молодого пропагандиста именно к марксистскому "монистическому миропониманию", соединяющему "в одной сложной цепи развития звенья технические и экономические с вытекающими из них формами духовной культуры". Доработку своего учебника для новых изданий (в 7-м издании (1906) впервые появился раздел "Социалистическое общество") Богданов сочетал с программой создания "эмпириомонизма" - универсального "социально-трудового миропонимания", соединяющего идеалы рабочего движения с интегративными концепциями естествознания и философской мысли. Одновременно Богданов возглавил вместе с В. Ульяновым-Лениным Большевистский центр. После революции 1905-1907 гг. солидерство сменилось конфликтом, и Ульянов-Ленин добился исключения Богданова из ЦК РСДРП и из фракции большевиков.
Организовать самостоятельную фракцию на основе литературно-пропагандистской группы "Вперед" Богданову не удалось, и он целиком посвятил себя научной работе и врачебной деятельности. Главные произведения Богданова можно разделить на две группы:
- выдающиеся по своей эвристике, но не оцененные при его жизни трактаты "Эмпириомонизм" (1904-1906, в 3-х т.) и "Тектология: всеобщая организационная наука" (также в 3-х т., 1913-1922);
- оказавшие заметное влияние на современников роман-утопия "Красная звезда" (1908) и корпус учебников, включая "Курс политической экономии" (в 2-х т., 1910- 1918, в соавторстве с И. Степановым-Скворцовым).
Все они отразили общеметодологические и социокультурные позиции автора:
- коллективизм - признание первичности сотрудничества в человеческом обществе и товарищеской солидарности как нормы взаимоотношений;
- инструментализм - признание научного знания в совокупности его результатов наивысшей культурной ценностью как инструмента "разведки" и преобразования действительности, а точности механических наук - образцом и ориентиром для наук об обществе;
- интегрализм - неприятие растущего разделения труда, дошедшего до предела в "частичном работнике" мануфактуры и в "цеховой учености" специалистов, и установка на возможность преодоления узкой специализации "всесторонней подвижностью труда" на основе автоматизации производства и интеграции знаний.
Как философ Богданов тяготел к неопозитивизму, а свои заимствования из "юной" исторической школы в политэкономии и различных школ философской мысли рассматривал как углубление и расширение материалистического ("монистического") понимания истории. Он выступил с проектом "всеобщей организационной науки" - тектологии (от греческого "тектон" - "строитель"), двуединым образом нацеленной на воплощение идеала социализма ("коллективизма", "товарищеского равенства"):
- на уровне отдельного работника - создание технических условий гибкости и перемены труда без прикованности к одной отрасли производства;
- на уровне общества в целом - интеграция научных знаний в систему методов, обеспечивающих планомерное развитие безденежного ("объединенного натурального") хозяйства.