Бизнес и его роль в современной рыночной экономике
Бизнес — это любой вид деятельности, приносящий доход или иные личные выгоды. По мере развития предпринимательской деятельности бизнес укрепляется, принимая различные виды и формы, но всегда основу бизнеса составляет малое предприятие. В нашей стране для определения малого предприятия используются отраслевая принадлежность и число занятых1.
Малые предприятия гибки и маневренны; они сравнительно легко приспосабливаются к конъюнктуре рынка и изменениям в производстве, оперативно реагируют на запросы потребителей, быстро осваивая новые технологии, новые виды продукции и услуг; расположены близко к потребителю. Развитие "малой экономики" способствует формированию конкурентной среды; широкое распространение "малых" предприятий делает экономику наиболее восприимчивой к внедрению достижений научно-технического прогресса. Кроме того, на малых предприятиях достигается более рациональное использование трудовых ресурсов, и "малая экономика" обеспечивает в определенной степени решение проблемы занятости, особенно в небольших и средних городах.
Малый бизнес, часто возникающий на короткое время для удовлетворения сиюминутных потребностей и изготовления комплектующих изделий, очень многообразен, и его следует квалифицировать по следующим признакам.
1. Малые предприятия могут быть основаны на частной, кооперативной, муниципальной, смешанной и других формах собственности. Создаваться они могут в форме хозяйственных товариществ, обществ с ограниченной ответственностью, производственных кооперативов, муниципальных унитарных предприятий.
2. По способу образования мелкие предприятия делятся на создаваемые заново и образующиеся путем выделения какого-либо подразделения из действующего предприятия. Важным моментом является возможность образования мелкой фирмы па основе смешанных форм собственности при наличии нескольких учредителей.
3. По уровню доходов и степени коммерческого успеха мелкие фирмы можно разделить па три группы. Первую группу составляют предприятия, не имеющие наемных работников и живущие за счет собственного труда. Вторая группа представлена владельцами небольших предприятий, которые, как правило, имеют наемную рабочую силу. Их относительная хозяйственная устойчивость объясняется тем, что многие из них функционируют как подсобные и вспомогательные специализированные предприятия, работающие по субконтрактам с крупными предприятиями. Третья группа представлена собственниками небольших прибыльных предприятий (10—15% от общего числа), среди которых доминируют владельцы фирм и контор, специализирующихся на оказании профессиональных услуг.
Работа в мелких фирмах по своему характеру может быть как основной деятельностью, так и неосновной, когда наемные работники (врачи, юристы, экономисты, инженеры) образуют собственное дело и занимаются им часть рабочего дня (недели, месяца) или сезонно.
Взаимодействие малого бизнеса с крупным капиталом
По способу взаимодействия с крупным капиталом среди мелких фирм различают независимые фирмы, которые могут долго просуществовать, успешно конкурируя на рынке и оставаясь при этом мелкими, и фирмы, вступающие в симбиоз с крупной корпорацией. Существует несколько форм взаимодействия мелких фирм с крупным бизнесом. Среди них можно выделить такие формы, как:
а) субподрядная система, в которой мелкая фирма специализируется па выпуске отдельных деталей, узлов и другой мелкосерийной продукции, поставляемой какой-либо корпорации. Мелкие фирмы прочно привязаны к головным компаниям производственной, коммерческой и финансовой зависимостью; вне их шансы организовать производство и выжить в конкурентной борьбе весьма сомнительны. В США в машиностроении и металлообработке более 50% компаний малого бизнеса связаны в своей деятельности с субподрядом. В Японии субподрядная система получила еще большее распространение;
б) система франчайзинга (от англ. franchising, franchise — привилегия). Это смешанная форма крупного и мелкого предпринимательства, при которой более крупная фирма, имеющая твердые позиции на рынке, заключает договор с более мелкой и предоставляет ей оборудование, материалы, технологии и бренд с тем условием, чтобы дочерняя фирма осуществляла свой бизнес только в той форме и на тех условиях, которые ей предпишет "родительская". Эта форма представлена системой дилеров, продавцов продукции крупных компаний. Владельцы фирм, действующих в рамках системы франчайзинга, имеют льготы в виде скидок на цены, помощь в доставке товара и приобретении оборудования, получении кредита и т.п. На эту систему в США (2010) приходилось 909 253 предприятия, которые произвели товаров и услуг на сумму 880 900 млн долл., или 4,4% в частном секторе производства в Соединенных Штатах. Годовой объем производства франчайзинговых предприятий — 2,31 трлн долл.! Это 11,4% от годового объема производства частного сектора Соединенных Штатов.
Франчайзинговые предприятия в США обеспечивают более 11 млн рабочих мест, или 8,1% от национальной рабочей силы частного сектора. Франчайзинговые предприятия в сфере питания выплатили годовой заработной платы в размере 278600 млн долл., или 5,3% от всей стоимости заработной платы в сфере частного бизнеса Соединенных Штатов. Франчайзинговые предприятия выплачивают 660 900 мл и долл. ежегодной заработной платы, или 12,5% от стоимости всех частных заработных плат в США. В то же время эти данные свидетельствуют и об усилении зависимости мелких фирм от крупного капитала.
В самой системе франчайзинга можно выделить три типа фирм:
1) фирмы, работающие только по системе контрактов, — они обязаны продавать всю свою продукцию головной компании;
2) фирмы, в которых крупный поставщик определяет многочисленные стороны их производственной и коммерческой деятельности;
3) предприятия-операторы, создаваемые на условиях аренды, — деятельность этих компаний полностью регламентирована.
Таким образом, крупный и малый бизнес находятся в тесной, но неравноправной взаимосвязи. Малый бизнес может действовать главным образом в тех сферах экономики, где это выгодно монополистам.
Фирмы-генерики
Наряду с рассмотренными ранее формами взаимодействия крупного и малого бизнеса существует особая группа мелких фирм, занимающихся копированием продуктов компаний в различных отраслях производства, — так называемые генерики. Первоначально это явление возникло в фармацевтике, затем распространилось на электронику и ряд других отраслей. Характерной особенностью фирм-генериков является дешевизна их продукта. Например, в Германии копии известных препаратов оказались вдвое дешевле оригиналов. Основную роль в этом играют два фактора:
1) копируя продукцию крупных компаний, малые фирмы не несут расходы на НИОКР;
2) крупные фирмы искусственно завышают цены, а малые обычно довольствуются сравнительно низкой нормой прибыли.
Предлагая равный по действию и назначению продукт гораздо дешевле, мелкие компании вытесняют крупные фирмы со значительной части рынка. Деятельность фирм-генериков выступает серьезным произвола в монополистическом ценообразовании.
Малый венчурный бизнес
Особое место в малом бизнесе занимает так называемый венчурный бизнес, представленный фирмами, занимающимися коммерческим освоением нововведений. Ряд причин, в том числе переход на новые технологии, развитие сферы услуг, новая волна научно-технических нововведений, наличие "избытка капитала", стимулировали создание "рисковых" инновационных, "стартовых" внедренческих компаний, которых объединяет одно — стремление извлечь максимум прибыли от коммерческого освоения нововведения любого вида (открытие, изобретение) и модификации уже освоенного товара. Венчурный капитал готов прийти в любую сферу приложения, но лишь тогда, когда есть шанс получить сверхвысокую прибыль. Обычно создание рисковой инновационной компании предполагает наличие трех условий: 1) идеи нововведения; 2) предпринимателя, готового на основе такой идеи организовать новую фирму; 3) капитала. Деятельность начинающих венчурных фирм финансируется из так называемых фондов венчурных капиталов, в которых участвуют венчурные корпорации.