Бизнес-стратегия: типовые варианты и ситуации
В соответствии с исходным определением 3, представленным в гл. 1, получаем соответствующее базовое определение бизнес-стратегии.
Мнение специалиста
Бизнес-стратегия – это важнейшая подсистема общей стратегии любой холдинговой структуры.
Бизнес-стратегия – это деловая концепция функционирования и (или) развития данного бизнеса на заданную стратегическую перспективу, представленная в виде системы важнейших управленческих решений и программы адекватных действий, которые способны реализовать данную концепцию и обеспечить по данному бизнесу конкурентные преимущества и приемлемую эффективность.
Схема 3.6.2. Корпорация Bombardier Inc. как система бизнесов
В конкретной ситуации, когда отдельная компания осуществляет только один конкретный бизнес, общая стратегия данной компании и бизнес-стратегия полностью совпадают.
Если отдельная компания, группа компаний или иная холдинговая структура одновременно осуществляет несколько бизнесов, общая стратегия данной холдинговой структуры отличается от бизнес-стратегии каждого из соответствующих конкретных бизнесов. И при этом возможны только два принципиальных типовых варианта.
Первый вариант – общая стратегия холдинговой структуры представляет собой некую исторически сложившуюся стратегию. То есть объективно исторически сложившуюся общую стратегию ситуационного объединения, в данной конкретной холдинговой структуре разных видов деятельности, которые включают в себя (гак или иначе обособленную) деятельность по отдельным конкретным бизнесам и (в той или иной мере централизованную) деятельность по их обеспечению.
Второй вариант – общая стратегия холдинговой структуры представляет собой некую осмысленную и заданную определенным субъектом стратегию. То есть общая стратегия данной холдинговой структуры – это в той или иной степени профессионально разработанная целевая система, которая включает в себя подсистему, состоящую из бизнес-стратегий по конкретным бизнесам, и подсистему, состоящую из специализированных стратегий по конкретным централизованным обеспечивающим видам деятельности.
Главный критерий профессионализма при разработке общей стратегии конкретной холдинговой структуры – это будущая конкурентоспособность и эффективность стратегии, которая в соответствии с теми или иными обоснованиями осмысленно "закладывается" именно в данную общую стратегию холдинга. То есть в общую стратегию как особую целевую систему, состоящую из конкретных бизнес-стратегий и конкретных функциональных стратегий централизованного обеспечения.
В любой ситуации бизнес-стратегия конкретного бизнеса – это основная и по-своему исключительно важная подсистема общей стратегии каждой конкретной холдинговой структуры. При этом специфически эффективная общая стратегия холдинговой структуры – это особая эффективная система, которая (в идеале) включает в себя каждую специфически эффективную бизнес-стратегию и каждую специфически эффективную функциональную стратегию по так называемым централизованным обеспечениям.
Важное замечание
Эффективная общая стратегия холдинговой структуры – это эффективная система эффективных бизнес-стратегий и эффективных стратегий централизованных обеспечений.
"Живая" бизнес-практика, как известно, с одной стороны, бывает сложнее и богаче любой теории, а с другой – проще даже самых очевидных и несложных теоретических конструкций. Практика бизнеса доказала, что данное утверждение верно и в отношении бизнес-стратегий.
При всем разнообразии конкретных ситуаций и конкретных бизнес-стратегий теории стратегического менеджмента удалось свести их к некоторому ограниченному числу типовых вариантов, использование которых в практике менеджмента оказалось достаточно эффективным.
Для всех таких стратегий значимо характерным является то, что они по существу обеспечивают реализацию только одной явно доминирующей стратегической установки [1]. Причем, как правило, такая установка присутствует даже в самом названии так называемой типовой бизнес-стратегии.
Кроме того, типичность таких стратегий задается также тем, что для каждой из них существует свой определенный набор ситуаций и условий, при которых данная стратегия оказывается наиболее эффективной. И наоборот, существуют перечни так называемых типовых ситуаций и соответствующие им перечни эффективных типовых бизнес-стратегий.
Представленные в настоящем разделе положения конкретизируются и уточняются данными таблиц схем 3.6.3 и 3.6.4.
Схема 3.6.3 – пример одного из вариантов перечня типовых стратегий: 13 типовых бизнес-стратегий.
Схема 3.6.4 – пример одного из вариантов набора типовых бизнес-ситуаций: для каждой из 13 типовых бизнес-стратегий, представленных схемой 3.6.3, зафиксирован свой особый перечень типовых ситуаций, в которых данная стратегия, как правило, оказывается достаточно эффективной.