Бизнес-план инвестиционной деятельности

Рассмотренные правила оценки проекта, а также показатели его эффективности и реализуемости используются на разных этапах. Одной из важнейших рекомендаций международных организаций является использование концепции "проектного цикла", в соответствии с которой на начальной стадии обязательно рассматривается несколько проектных предложений или проектных идей.

При этом предприятие, которое планирует повысить стоимость своего бизнеса и рентабельность текущей деятельности за счет реализации одного или серии инвестиционных проектов, должно, опираясь на результаты анализа своей финансово-хозяйственной деятельности и внешнего окружения, сформулировать не только общую цель, но и оценить разные способы ее достижения. Эта стадия проектного цикла носит название "предварительное определение". Уже на этой стадии целесообразно проводить анализ но упоминавшимся ранее аспектам оценивать эффект каждого из вариантов проекта в стоимостной форме.

На следующей стадии ("определение") число рассматриваемых предложений сокращается, а степень проработки каждого из них повышается. В результате на стадии "разработка" возникает технико-экономическое обоснование или бизнес-план инвестиционного проекта. Эти документы необходимо подвергнуть экспертизе, после которой со всеми потенциальными участниками проводятся согласования (стадия "переговоры"). При успешном завершении каждого этапа происходит переход к следующему. Если на каких-то этапах получен отрицательный результат, то следует вернуться к предыдущему. Этот вариант на рис. 16.1 показывают стрелки, возвращающие от переговоров к экспертизе или от разработки к определению. Например, если экспертиза обнаружила недостатки разработки каких-либо разделов бизнес-плана, то документ возвращается па доработку. Возможен возврат к переговорам, а далее к экспертизе и разработке, если на инвестиционной фазе реализации проекта обнаружены новые обстоятельства.

Связь блоков "эксплуатация" и "оценка результатов" с блоком "предварительное определение", замыкающим цикл, отражает рациональное требование обобщать и в последующем использовать тот опыт, который возникает при реализации одних проектов, для более грамотного поведения в последующем (рис. 16.1).

Таким образом, бизнес-план инвестиционного проекта, как правило, является тем основным документом, который рассматривается партнерами предприятия-инвестора и административными органами. Основным "потребителем", диктующим правила представления информации, является банк или другая финансирующая организация. В ряде регионов РФ предприятия АПК могут получить средства из так называемых бюджетов развития, где условия предоставления кредитных ресурсов являются достаточно благоприятными. Соответственно, используются форматы построения бизнес-планов и других документов, определенные региональными административными органами. В других регионах более активно используются кредиты Сбербанка России, при этом используется пакет требований именно этого банка. Другие банки также могут кредитовать предприятия АПК, хотя для них эта деятельность не столь типична. Важным обстоятельством является определенная универсальность требований — одинаковые форматы документов по проектам, реализуемым в разных отраслях. Действительно, нельзя не заметить значительного сходства требований разных организаций, поскольку любой потенциальный партнер предприятия-инвестора хочет наглядно видеть, какой эффект возможен для него и насколько рискованно его участие в данном проекте. В частности, при оценке проектов для бюджетов развития необходимо рассчитать показатели бюджетной эффективности проекта. Во всех документах в разной форме предусмотрен контроль финансовой реализуемости.

Рис. 16.1. Концепция проектного цикла