Лекция 19. Бизнес-план инвестиционного проекта

Под инвестиционным проектированием понимается комплекс работ, целью которого является эффективное вложение финансовых и материальных ресурсов в объекты предпринимательской или иной деятельности в целях получения прибыли и достижения иного полезного эффекта. Вложение ресурсов в капитальное строительство относятся к реальным инвестициям. Реальные инвестиции осуществляются на основе комплексного плана мероприятий (включающего капитальное строительство, приобретение оборудования, подготовку кадров и др.), направленного на создание нового и модернизацию действующего производства товаров и услуг. Такой комплексный план получил название инвестиционного проекта. В соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" инвестиционным проектом называется обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная и утвержденная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами).

Разработка и реализация инвестиционного проекта - процесс, протяженный во времени. Развитие инвестиционного проекта от первоначальной идеи до ее реализации называется циклом инвестиционного проекта. В соответствии с международной практикой инвестиционный цикл принято подразделять на ряд фаз и стадий. Постадийная разбивка всего инвестиционного цикла позволяет последовательно наращивать усилия, заранее отбрасывать неэффективные идеи и тем самым экономить трудовые, материальные и финансовые ресурсы.

В современных условиях цикл инвестиционного проекта включает три фазы:

1) прединвестиционную;

2) инвестиционную;

3) эксплуатационную (операционную).

Прединвестиционная фаза состоит из следующих стадий:

■ анализ возможностей (поиск инвестиционной концепции);

■ подготовка обоснования проекта (предварительного и окончательного);

■ оценка проекта и принятие решений по проекту. Инвестиционная фаза заключается в осуществлении следующих стадий:

■ определение юридических, финансовых и организационных основ проекта;

■ приобретение и передача технологии;

■ детальное проектирование, контрактация;

■ строительство;

■ предироизводственный маркетинг;

■ набор и обучение персонала;

■ ввод объекта в эксплуатацию.

Отличительной особенностью инвестиционной фазы является то, что она требует больших затрат, вместе с тем проект еще не может развиваться за счет собственных поступлений, поэтому ему необходимо внешнее финансирование.

Эксплуатационная фаза еще получила название производственной или операционной и включает в себя время с момента начала производства продукции и услуг. На этой фазе осуществляются операционные издержки на производство и реализацию продукции, а также поступление выручки. Из выручки возмещаются текущие затраты, формируется прибыль, из которой выплачиваются налоги. Чистая прибыль и амортизационные отчисления представляют собой поток реальных денег, за счет которого осуществляется возмещение инвестиционных затрат и формирование требуемой прибыли на вложенный капитал. На эксплуатационной фазе возникают проблемы, связанные с применением технологии, работой оборудования или недостаточной производительностью труда из-за нехватки квалифицированного персонала. Эти проявления связаны с прогнозами, сделанными в прединвестиционной фазе, и ошибками, допущенными на инвестиционной фазе. Если стратегические и перспективные оценки окажутся ошибочными, внесение любых коррективов будет не только трудным, но и дорогостоящим.

С целью устранения этих недостатков и привлечения дополнительных капиталов может быть разработан проект реабилитации. Проект реабилитации включает в себя следующие стадии:

■ диагностирование;

■ краткосрочные мероприятия но реабилитации, не требующие больших затрат (изменение структуры управления, состояния запасов и др.);

■ долгосрочные мероприятия, требующие больших затрат;

■ оценка проекта реабилитации и увеличение финансирования;

■ реабилитационная деятельность.

Проект реабилитации должен быть одобрен и принят всеми участниками инвестиционного проекта.

Прединвестиционная фаза составляет основу для действий в инвестиционной и эксплуатационной фазах. Чем детальнее проведены прединвестиционные исследования, тем реже возникает необходимость пересматривать и уточнять действия, предпринимаемые на инвестиционной фазе. Пересмотр же принятых решений ведет к задержкам в осуществлении проекта, увеличению затрат и снижению рентабельности проекта. Должный уровень проведения прединвестиционных исследований и отсутствие ошибок и срывов в инвестиционной фазе определяют успех или неудачу в третьей фазе - производственной.

Связь и зависимость фаз инвестиционного цикла свидетельствует о значимости прединвестиционных исследований. В прединвестиционной фазе качество обоснования проекта играет большую роль, чем фактор времени. На прединвестиционной фазе закладываются основы для успешного осуществления последующих фаз инвестиционного цикла. По данным различных источников, стоимость этой фазы может составлять от 1% для крупных проектов и до 3% или даже 5% для средних и мелких проектов стоимости объекта. Недопустимо экономить средства и время на разработку и анализ инвестиционного проекта.

Рассмотрим подробно ОГЛАВЛЕНИЕ прединвестиционной фазы. Как было сказано выше, эта фаза включает в себя ряд последовательных стадий. Каждая стадия разбивается на отдельные этапы в зависимости от инвестиционной политики предприятия. Для действующего предприятия она, как правило, связана с развитием существующего производства. Если предприятие решает диверсифицировать капитал, то поиск сферы приложения свободного капитала приобретает большое значение.

Стадию анализа возможностей (поиска инвестиционной концепции) можно подразделить на следующие этапы:

■ определение инвестиционных возможностей;

■ анализ общих возможностей;

■ анализ возможностей конкретного проекта. Определение инвестиционных возможностей связано с поиском

направления инвестирования. Для облегчения этой работы в международной практике используются рекомендации ЮНИДО, разработавшей следующую классификацию исходных посылок, на основе которых может вестись поиск инвестиционных концепций предприятиями самого разного профиля:

■ наличие полезных ископаемых или иных природных ресурсов, пригодных для переработки и производственного использования;

■ возможности и традиции существующего сельскохозяйственного производства, определяющие потенциал его развития и круг проектов, которые могут быть реализованы на предприятиях агропромышленного комплекса;

■ оценка возможных в будущем сдвигов в величине и структуре спроса под влиянием демографических или социально-экономических факторов либо в результате появления на рынке новых типов товаров;

■ структура и объем импорта, которые могут стать толчком для рождения проектов, направленных на создание импортозамещающих производств;

■ опыт и тенденции развития структуры производства в других странах, особенно со сходными уровнями социально-экономического развития и аналогичными ресурсами;

■ потребности, которые уже возникли или могут возникнуть в отраслях-потребителях в рамках отечественной или мировой экономики;

■ информация о планах увеличения производства в отраслях-потребителях или растущем спросе на мировом рынке на уже производимую продукцию;

■ известные или вновь обнаруженные возможности диверсификации производства на единой сырьевой базе;

■ рациональность увеличения масштабов производства ради достижения экономии издержек при массовом выпуске изделий;

■ общеэкономические условия (создание правительством особо благоприятного климата, улучшение возможностей для экспорта в результате изменения обменных курсов национальных валют и др.).

На основе таких исходных посылок можно сформулировать лишь очень укрупненную идею инвестиционного проекта. Для анализа направления используются укрупненные данные на основе государственной статистики или иной общедоступной информации. Если концепция проекта получит одобрение ответственных за принятие решения лиц, то можно тратить средства на сбор и подготовку более детальной информации.

Определив направления инвестирования, переходят к более углубленному анализу общих возможностей, который включает три типа анализа:

1) региональный (исследование инвестиционных возможностей в конкретном районе);

2) отраслевой (исследование инвестиционных возможностей в данной отрасли);

3) ресурсный (выявление возможностей использования тех или иных природных ресурсов).

Определение инвестиционных направлений и анализ возможностей носят общий характер и основываются ставным образом на обобщенных оценках. Данные о затратах и доходах обычно берутся из аналогичных существующих проектов. Цель таких исследований - не только определить направления инвестирования, но и привлечь внимание потенциальных инвесторов к конкретным инвестиционным предложениям.

На основе проведенного исследования возможностей формируется конкретное инвестиционное предложение, которое трансформируется в инвестиционный проект. Информация о проекте должна содержать следующие сведения:

■ цель проекта;

■ характер производства, общие сведения о применяемой технологии, вид производимой продукции (работ, услуг);

■ условия начала и завершения реализации проекта, продолжительность расчетного периода;

■ сведения об экономическом окружении (прогнозируемый индекс инфляции и изменения цен на ресурсы и продукт, прогноз изменения курса валют, сведения о налогообложении);

■ продолжительность строительства;

■ объем капиталовложений;

■ выручку от реализации продукции но годам осуществления проекта.

Все данные могут приводиться в текущих ценах и определяться экспертно или по аналогам. Основная цель анализа проекта - это выявление потенциальных выгод от осуществления проекта. На этапе анализа конкретного проекта осуществляется:

■ инновационный, патентный и экологический анализ технических решений;

■ проверка необходимости выполнения сертификационных требований;

■ предварительное согласование инвестиционного замысла с федеральными, региональными и отраслевыми приоритетами;

■ предварительный отбор потенциальных участников реализации проекта.

Стадия анализа возможностей заканчивается общим собранием участников проекта. На этом собрании осуществляется:

■ подписание предварительного соглашения (протокола о намерениях) о создании компании, консорциума и др. для осуществления проекта;

■ принятие решения о составлении инвестиционного бизнес-плана;

■ составление и подписание плана на подготовку и финансирование обоснования проекта.

Вторая стадия прединвестиционной фазы заключается в подготовке обоснования и включает три этапа:

1) предварительное обоснование;

2) вспомогательные исследования;

3) составление бизнес-плана.

Предварительное обоснование проекта необходимо для крупномасштабных и сложных проектов, решения но которым не могут быть приняты на стадии предварительного исследования. На второй стадии исследования должны использоваться реальные исходные данные, в том числе и по схемам финансирования. Структура предварительного инвестиционного бизнес-плана должна совпадать со структурой подробного бизнес-плана. На стадии предварительного обоснования обязательно производится обзор имеющихся альтернатив и главных компонент исследования. Предварительный бизнес-план следует рассматривать как промежуточный этап между исследованием благоприятствующих проекту факторов и детальным бизнесом. Разница заключается в уровне детализации, объеме получаемой информации и интенсивности, с которой обсуждаются альтернативы проекту. Структура предварительного бизнес-плана должна быть по возможности такой же, как и структура подробного бизнес-плана.

Именно на стадии предварительного обоснования определяют достаточность информации для принятия решения по инвестициям или необходимость проведения вспомогательных исследований.

Вспомогательные исследования могут проводиться по следующим вопросам:

■ дополнительное изучение рынка сырья, материалов и продукции;

■ лабораторные и экспериментальные испытания;

■ изучение мест размещения (в частности, анализ транспортных расходов);

■ анализ техногенного и экономического воздействия на окружающую среду;

■ исследование оптимальности масштабов производства;

■ выбор оборудования и др.

Каждый из этапов (предварительное обоснование и вспомогательные исследования) также завершается общим собранием участников проекта, где принимаются решения о продолжении или прекращении работ над проектом.

Завершающим этаном этой стадии является разработка окончательного обоснования в форме развернутого инвестиционного бизнес-плана.

В бизнес-плане определяются и анализируются все важнейшие аспекты, связанные с будущим производством, и рассматриваются альтернативные варианты. Этап разработки бизнес-плана завершается общим собранием участников проекта, на котором:

■ утверждается (или не утверждается) бизнес-план проекта;

■ принимается решение о финансировании участниками осуществления проекта и привлечении внешних инвесторов;

■ подписываются документы об организации совместной компании;

■ выбирается учреждение для независимой оценки проекта. Последняя стадия прединвестиционной фазы включает в себя оценку проекта и принятие решения об инвестировании. Эта заключительная стадия фазы состоит из двух этапов:

1) составление оценочного отчета;

2) поддержка инвестиционного проекта.

Оценка проекта проводится отечественной, зарубежной или международной финансовой организацией, выбранной в качестве внешнего инвестора и которая может привлечь средства других инвесторов. Выбранная финансовая организация оценивает технический, рыночный, управленческий, организационный, финансовый и другие аспекты проекта. Чем выше качество бизнес-плана, тем проще работа по оценке проекта.

В случае положительной оценки подписывается финансовое соглашение между инвестором и участниками проекта.

Проект поддерживается его участниками: инвесторами, спонсорами, кредиторами, страховщиками, поставщиками сырья, консультантами и другими участниками. Процесс поддержки осуществляется с помощью презентации проекта путем участия в отечественных и международных выставках, путем переговоров, распространением информации о проекте в средствах массовой информации.