Бизнес-планирование: ОГЛАВЛЕНИЕ и формы
Бизнес-план, являясь формой краткосрочного планирования компании, выполняет функцию обязательного документа, подлежащего предъявлению кредитным организациям, и во многом обеспечивает положительное решение кредитора о финансировании инновационных проектов. Как показывает практика многих компаний, убедительно и правильно составленный бизнес-план на 90% гарантирует получение необходимого кредита.
Однако бизнес-планирование выполняет еще одну принципиально важную функцию. В ходе составления бизнес-плана все руководители и менеджеры компании встают перед проблемой определения не столько целей и стратегий фирмы, сколько перед необходимостью выявления конкретных путей осуществления инноваций, расчета количественных показателей и подтверждения экономической целесообразности самого проекта.
Статистика нового бизнеса в США показывает, что из 600 тыс. новых фирм только 50% удерживаются на плаву более 18 месяцев и лишь одна из пяти компаний не разоряется в течение пяти лет. Большинство руководителей, экономистов и аналитиков сходятся во мнении, что основной причиной неудач является неумение четко определить приоритеты деятельности, экономическая несостоятельность новых проектов и отсутствие надежной финансовой поддержки со стороны кредиторов. Именно это положение и объясняет серьезный подход к требованиям кредитных институтов относительно форм и содержания бизнес-плана.
Типовые требования к составлению бизнес-плана разработаны несколькими международными организациями, такими как ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) и Всемирный банк, а также рядом крупнейших коммерческих банков и консалтинговых агентств, в том числе Goldman Sachs, Ernst & Young и др.
Несмотря на большое количество вариаций, можно выделить унифицированную форму бизнес-плана, состоящую из 10 разделов:
1) введение;
2) резюме;
3) анализ рынка;
4) описание проекта;
5) план производства (коммерческий план);
6) маркетинговый план;
7) организационный план;
8) оценка рисков;
9) финансовый план;
10) приложения.
Бизнес-план начинается с раздела "Введение", которое является титульным листом и занимает одну печатную страницу. Введение содержит следующие положения: имя и юридический адрес компании, имя и реквизиты главы компании, область деятельности фирмы и суть инновационного проекта, сумма необходимого кредита и его покрытие, указание о строгой конфиденциальности самого документа. Из первой страницы инвесторы узнают основные моменты, необходимые для получения общего представления о характере кредитного запроса.
Следующий раздел "Резюме" подготавливается после составления всего бизнес-плана. Он не должен превышать трех-четырех страниц, а его цель – заинтересовать потенциального инвестора в самом проекте. Обычно на основе этого раздела кредитор принимает решение о целесообразности чтения всего документа. Здесь указываются основные характеристики проекта, ожидаемые финансовые результаты, прогнозируемые объемы продаж на два года, необходимый объем инвестиций, затраты на производство, предполагаемый уровень рентабельности и срок окупаемости проекта.
Третий раздел "Анализ рынка" по своей сути является началом всей деятельности но составлению бизнес-плана. Сюда входят анализ макросреды компании, исследование рынков сбыта и оценка конкурентов. Особенно важным представляется полное описание конкурентной среды, в которой будет осуществляться проект, а именно:
• общего объема продаж в отрасли за последние пять лет;
• темпов роста в отрасли;
• количества новых фирм за последние три года;
• степени наукоемкости и частоты появления новых товаров (услуг) на данном рынке.
В данном разделе также рекомендуется выделить ближайших конкурентов и проанализировать их экономический потенциал. Для чего целесообразным является и построение таблицы (табл. 3.1).
Таблица 3.1
Образец таблицы для анализа ближайших конкурентов по ключевым показателям
№ |
Наименование фирмы- конкурента |
Юридический адрес и местоположение |
Доля на рынке |
Оценка объема продаж |
Оценка потери в продажах при осуществлении проекта |
1 |
|||||
2 |
|||||
3 |
Необходимо дать обзор сильных и слабых сторон конкурентов, а также четко выделить и обосновать конкурентные преимущества вашей продукции или услуги (в том случае, если проект связан с выпуском нового товара, выходом на новые рынки или диверсификацией производства).
Следующий раздел называется "Описание бизнеса" и включает в себя следующие положения.
1. Полное описание продукции:
• наглядное изображение товара в виде приложенного опытного образца, его фотографии или детального описания;
• описание потребительских свойств товара;
• качественные составляющие продукта;
• соответствие свойств товара требованиям рынка;
• указание об автономности товара или необходимости его продажи в комплексе с другими сопутствующими товарами;
• патентная защищенность товара.
2. Месторасположение офиса, производства, складов и т.д. Здесь указываются все включенные в реализацию проекта здания и сооружения, титул собственности или условия арендного договора, а также делается оговорка о размере средств по ремонту этих помещений.
3. Количество и квалификационные требования к персоналу компании, задействованному в проекте.
4. Стоимость, характер и условия приобретения необходимого оборудования.
В данном разделе особое место отводится краткой биографии главы компании и мотивации его решения по выбору данного проекта.
Таким образом, этот раздел бизнес-плана дает потенциальному инвестору четкое представление о масштабах и характере будущего проекта.
Пятый раздел представляет собой "План производства" и отвечает на следующие основные вопросы:
• изготавливается ли продукция целиком или предполагается производственная кооперация с другими фирмами. В последнем случае необходимо указать реквизиты субпроизводителей и их основные экономические характеристики;
• какие предусматриваются производственные мощности и их динамика помесячно и поквартально;
• какие этапы производственного цикла затрагивает проект, количество и характер сырья и материалов, необходимых для выпуска новой продукции, а также упоминание об основных поставщиках предприятия?
В разделе "План производства", помимо вышеназванного, дается полный расчет себестоимости продукции и плановые издержки производства.
Шестой раздел бизнес-плана "Маркетинговый план" включает в себя:
• описание целевого рынка;
• суть стратегии охвата целевого рынка;
• комплекс маркетинговых мероприятий по отношению к новому товару (новому проекту) – 4Р (маркетинг-микс);
• маркетинговый бюджет.
Маркетинговый план должен содержать полную информацию о формах и методах внедрения товара на рынок, ценовых и сбытовых стратегиях фирмы в каждом рыночном сегменте (при условии сегментирования рынка), о планируемых методах продвижения продукции. Данный раздел составляется на основе маркетинговой программы компании и подлежит обязательной корректировке и предоставлению инвестору каждый год.
"Организационный план" является седьмым разделом бизнес- плана, занимает три печатные страницы и дает подробное представление возможному инвестору о правовом положении компании и ее менеджменте. Здесь указываются:
• правовое положение компании;
• если компания создана в виде акционерного общества, то указываются основные держатели акций, размер уставного капитала, количество простых и привилегированных акций;
• имена, адреса, послужные списки, опыт работы всех членов совета директоров;
• резюме менеджеров компании, включая низовое звено управления; обязанности и ответственность каждого руководителя, участвующего в проекте, его жалование и бонусы;
• при создании нового отделения, филиала, дочерней или ассоциированной компании необходимо дать всю организационную структуру фирмы, выделив функции каждого подразделения, а также указать методы и формы контроля за их деятельностью;
• кадровая политика предприятия (указывается в случае создания новой организационной структуры).
Восьмой раздел бизнес-плана "Оценка рисков" полностью посвящен анализу возможных рисков при реализации проекта и выработке нескольких альтернативных путей достижения поставленной цели. Обычно в качестве основных рисков по проекту выделяют риски, связанные:
• с неожиданной реакцией конкурентов;
• изменениями во внешней среде;
• резким изменением рыночной конъюнктуры;
• отсутствием согласия и профессионализма управленческой команды.
В настоящее время существует также множество компьютерных программ для оценки рисков крупных инвестиционных проектов с помощью математических методов и моделей.
"Финансовый план" – это девятый раздел бизнес-плана, дающий картину движения денежных потоков, ликвидности проекта, соотношения заемных и собственных средств и в целом учитывающий все плановые финансовые показатели по проекту. Данный план является основой для осуществления контроля над проектным бюджетом, составляется на три года и включает в себя:
• проформу "Баланс";
• проформу "Отчет о прибылях и убытках";
• проформу "Отчет о движении денежных средств";
• расчет точки безубыточности.
Точка безубыточности показывает то количество товара (Q), которое необходимо произвести, для того чтобы производство работало безубыточно. Это состояние достигается, когда общие расходы (ГС – total cost) за выбранный период времени равны общим доходам (TR – total revenue).
Чтобы определить Q, необходимо провести следующий анализ:
ТС=TR;
TC=TFC+ TV С,
где TFC – общие постоянные расходы; TVC – общие переменные расходы,
TR = P•Q,
где P – отпускная цена единицы продукции.
Следовательно,
Р• Q = TFC + TVC,
где TVC = VC • Q, VC – переменные расходы на единицу продукции.
Р•Q = TFC + VC•Q,
Q•(P-VC) = TFC;
Q = TFC / (P – VC).
Таким образом, любая единица, проданная свыше Q, принесет прибыль в размере (Р – VC), что дает возможность четкого прогноза доходов компании на длительную перспективу.
Финансовый план отвечает на самый важный вопрос для кредитора, а именно: "Как фирма планирует отвечать по своим долгам?"
Приложение к бизнес-плану является заключительным разделом и состоит из различных документов и материалов, конкретизирующих различные вопросы, а также договоров (например, с поставщиками оборудования), заключенных в счет будущего осуществления проекта до момента подачи бизнес-плана кредитору.