Бизнес-планирование инновационных проектов

Бизнес-план переводится дословно с английского языка как "план предпринимательской деятельности", "план предпринимательства". Существует два принципиальных направления бизнес-планирования инновационной деятельности: 1) внутреннее – объективная оценка собственной предпринимательской деятельности предприятия и подготовка программы реализации проектного предложения с разбивкой на этапы его реализации; 2) внешнее – информация об организационно-технических, финансово-экономических и других преимуществах (рисках и проблемах) для внешнего инвестора, заинтересованных организаций и предприятий, государственных и муниципальных органов.

В зависимости от цели в практике планирования выделяют различные типы бизнес-планов: производственный, или бизнес-план развития предприятия; бизнес-план финансового оздоровления; инвестиционный бизнес-план; бизнес-план для создания нового предприятия, нового вида товара или услуги; бизнес-план для получения кредита и др.

Структура, объем и состав бизнес-плана определяются поставленными целями, видами деятельности, размерами предприятия. В то же время существуют внутренняя логика построения бизнес-плана и общепризнанные принципы его разработки. Текст бизнес-плана не должен превышать 25 страниц и может содержать следующие разделы:

1) резюме;

2) общая характеристика предприятия и его продукции;

3) маркетинговый план;

4) план производства;

5) организационный план;

6) финансовый план;

7) оценка рисков и страхование.

Резюме

Резюме составляется в конце работы над бизнес-планом. Основная цель – доказать, что в предлагаемый проект следует вложить средства. Резюме представляет собой краткий обзор бизнес-плана объемом не более трех страниц машинописного текста, который, как правило, составляется из ключевых фраз других разделов бизнес-плана. Это реклама проекта, поэтому изложение должно быть предельно простым и кратким. Описание резюме достаточно свободно, однако изложение необходимо начинать с целей и задач бизнес-плана. Затем дается описание преимуществ продукции (услуг) предприятия на рынке и в отрасли применительно к исследуемому производству, ресурсов предприятия и его текущего финансового состояния, возможностей роста производства и его доходов, потребностей в инвестициях и направлений их использования, предполагаемых источников финансирования и порядка возврата заемных средств, ожидаемых рисков при осуществлении проекта, экономического обоснования и эффективности производства, общая характеристика предприятия и его продукции

Вначале необходимо дать характеристику отрасли экономики, в которой действует предприятие, показать этапы и тенденции развития отрасли (три основных типа – устойчивое развитие, растущее или кризисное состояние), а также место предприятия в отрасли. При характеристике предприятия целесообразно обратить внимание на его отличия от организаций и компаний, действующих на рынке. К ним относятся:

• полное и сокращенное наименование предприятия, дата и место регистрации, номер регистрационного удостоверения и номер постановки на учет в Федеральной налоговой службе, юридический адрес предприятия, банковские реквизиты;

• организационно-правовая форма предприятия;

• размер уставного капитала;

• перечень основных владельцев с указанием их доли в уставном капитале, роль каждого из них в основании и деятельности предприятия;

• основной вид деятельности предприятия;

• показатели финансовой эффективности предприятия за последние три года;

• формулировка миссии предприятия, т.е. цели и задачи на ближайший период и на перспективу;

• объем рынка продукции или услуг, предоставляемых предприятием;

• конкурентные преимущества предприятия;

• проблемы, с которыми сталкивается предприятие;

• характеристика менеджеров высшего звена управления – генерального директора, исполнительного директора, директоров, главного бухгалтера (ФИО., возраст, образование, квалификация, предыдущие три должности и места работы, срок работы в каждой должности);

• оценка и анализ сильных и слабых сторон предприятия и его конкурентов.

Далее даются четкое определение и описание продукции и услуг предприятия с позиций потребителя, которые будут предложены на рынок. Проводится сравнение их с продукцией (услугами) конкурентов, обосновывается необходимость развития производства и совершенствования продукта (услуги). Раздел носит описательный характер. В нем следует указать преимущества товара (услуг) предприятия по сравнению с аналогичными товарами конкурентов, основные технико-экономические характеристики, пути совершенствования и модификации предлагаемого товара. Как правило, в бизнес-плане приводятся следующие характеристики продукции (услуг):

• функциональное назначение продукции (для каких целей она предназначена);

• примеры использования продукции, включая второстепенные области применения;

• показатели качества (долговечность, надежность, простота и безопасность эксплуатации и ремонта, соответствие продукции принятым стандартам, технологичность, универсальность, процент брака, требования к контролю качества, предпродажному, послепродажному и гарантийному обслуживанию и др.);

• внешнее оформление и упаковка;

• стадия, в которой находится продукт в настоящее время (идея, рабочий проект, опытный образец, серийное производство и т.п.);

• описание преимуществ товара (услуги), сильные и слабые стороны товара(услуги);

• сравнение с другими товарами (услугами);

• основные направления совершенствования продукции (услуги).