Лекция 8. Бизнес-планирование энергокомпаний
В результате изучения этой главы студент должен:
знать
• принципы организации бизнес-планирования в энергокомпаниях;
• принципы формирования ключевых показателей эффективности энергокомпаний;
• цели, задачи и ОГЛАВЛЕНИЕ всех разделов бизнес-планов;
уметь
• разрабатывать основное ОГЛАВЛЕНИЕ всех разделов бизнес-планов энергокомпаний;
• проводить маркетинговые исследования для энергокомпаний;
• планировать топливно-энергетические балансы энергокомпаний и их структурных подразделений;
• разрабатывать и внедрять различные системы подбора кадров и оплаты труда в энергокомпаниях;
• рассчитывать потребность в материально-технических ресурсах;
• планировать и оценивать инвестиционные программы;
• проводить оценку и планировать управление капиталом;
владеть
• приемами реинжиниринга бизнес-процессов в энергокомпаниях;
• методами оценки разрабатываемых и внедряемых мероприятий по повышению эффективности производства энергокомпаний и расчета ключевых и оценочных показателей бизнес-планов энергокомпаний.
Ключевые слова: бизнес-план, ключевые показатели эффективности, маркетинг, производственная программа, закупки, отраслевое тарифное соглашение, управление затратами на производство, реинжиниринг, инвестиции, капитализация, дивиденды, риски, страхование, бюджет.
Цели и принципы организации планирования в энергокомпаниях
Понятие "планирование" и его виды
Планирование – это процесс формирования целей, определения приоритетов, средств и методов их достижения. Планирование рассматривается как завершающий этап прогнозирования, в процессе которого принимаются решения на основе выбора тех или иных возможных альтернатив или вариантов развития. Результатом планирования является план, мотивированная модель действия, основанная на конъюнктурном прогнозе экономической среды и поставленных целей.
Выделяют три вида планирования.
1. Директивное планирование предполагает обязательный для исполнения характер утверждаемых показателей. Считается, что общество контролирует ресурсы, направляя их в приоритетные сферы, и добивается, таким образом, преимущественного роста там, где считает необходимым.
Виды директивной плановой работы в энергетических организациях до 1988 г.:
• технико-экономическое планирование (5-летнее и годовое планирование – "техпромфинплан");
• оперативное планирование (по кварталам, месяцам, декадам, суткам).
К сожалению, во всей промышленности, в том числе и в электроэнергетике, директивные планы в срок никогда не выполнялись, так как были плохо обеспечены ресурсами. Усложнение производственных связей, рост числа продуктов и их модификаций и при этом тотальный дефицит еще больше увеличивали невыполнение директивных плановых заданий.
2. Индикативное планирование – рекомендательное планирование. В электроэнергетике начинается с 1989 г., когда
энергетические организации стали переходить на хозрасчет, в том числе на самостоятельное планирование. Исходными данными для годовых индикативных планов стали:
1) контрольные показатели: рабочая мощность, покупная электроэнергия по договору с Центральным диспетчерским управлением (ЦДУ ЕЭС России), коэффициент эффективности использования установленной мощности (КИУМ), прибыль, в том числе на развитие социальной сферы;
2) государственные заказы по товарам народного потребления;
3) государственные лимиты. Лимиты выделялись на строительно-монтажные подрядные работы, а также на материально-технические ресурсы;
4) стабильные экономические нормативы. Плата за производственные, трудовые, финансовые ресурсы, отчисления в государственный бюджет, в централизованный фонд развития производства, науки и техники, в страховой фонд, в фонд социального развития и т.д.
Период 1990–1992 гг. характеризуется отсутствием централизованного планирования в отрасли.
С созданием РАО "ЕЭС России" в 1992 г. возрождается централизованное годовое планирование, целями которого являются: доведение экономических регуляторов и контрольных показателей до дочерних и зависимых акционерных обществ СДЗО), выработка единых подходов и методик планирования производственно-хозяйственной деятельности, контроля результатов деятельности ДЗО.
С развитием рыночных отношений в российской экономике усиливается непредсказуемость будущего, следовательно, возникает необходимость в стратегическом планировании и в электроэнергетике.
3. Стратегическое планирование предполагает выбор целей, разработку стратегий поведения на рынке для их осуществления в условиях конкретных изменяющихся обстоятельств.
Отличия стратегического планирования от директивного и индикативного:
1) если технико-экономическое планирование имеет тенденцию к составлению одного универсального плана, то стратегическое планирование ориентировано на выработку вариантов стратегий использования возможностей компании и случайностей на рынке и, следовательно, вариантов планов;
2) если технико-экономическое планирование предполагает, что будущее будет предсказано путем экстраполяции исторически сложившихся тенденций роста, то в условиях стратегического планирования экстраполяция роста заменяется стратегическим анализом, который оценивает сильные и слабые стороны компании, соизмеряя цели компании с ее возможностями и потребностями рынка;
3) если в технико-экономическом планировании на первое место выходит план-документ, однозначно определяющий перспективы развития компании, то в стратегическом планировании первостепенную роль играет процесс разработки плана, т.е. это адаптивный процесс, в результате которого происходят регулярные корректировки плана из-за изменения целей и стратегий поведения на рынке.
Инструментом стратегического планирования является бизнес-план, в котором отражаются цели стратегического планирования и пути их достижения.
Бизнес-план – документ, призванный высветить курс, которого намерена придерживаться компания в определенный промежуток времени. Составляется на 3–5 лет, при этом на первый год основные показатели планируются с поквартальной разбивкой, иногда и помесячной, и только со второго, редко – с третьего года, разбивка годовая. В электроэнергетике России бизнес-планы составлялись до 2004 г. только на год с поквартальной разбивкой. С 2004 г. разрабатываются долгосрочные планы на 5 лет с разбивкой первого года по кварталам.