Лекция 7. БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИИ В УСЛОВИЯХ ИСКАЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
В результате изучения данной главы обучающийся должен: знать
• классификацию видов искажений информации;
• морально-этические оценки неискреннего общения;
• социально-психологические и личностные детерминанты склонности к неискреннему общению;
• особенности диагностики искажения информации в процессе Бизнес-коммуникаций;
• показатели неискренности человека, наблюдаемые в процессе
Каждый человек хотя бы раз в своей жизни сталкивался с тем, что ему сообщали неистинную информацию. Многоликость этого явления люди постигают на собственном опыте на протяжении всего своего существования. С точки зрения морально-этических норм безусловного большинства культур и культурных традиций человечества ложь аморальна. Все люди знают это и, тем не менее, хоть раз в жизни — да солгали. Парадокс? Нет, это реальность нашей жизни.
Сообщение заведомо недостоверной информации, независимо от степени преднамеренности, можно обнаружить в любой сфере деятельности — бизнесе, экономике, политике, т.е. там, где часто возникает положение, при котором посредством искажения информации может быть достигнуто преимущество. Именно поэтому индивид или группа всегда стараются использовать эти механизмы достижения целей. Особенно часто неистинной информацией пользуются в ходе соперничества, враждебной конкуренции, столкновения противоположных интересов. Она часто применяется для достижения победы над противником, его дискредитации, намеренного введения в заблуждение и достижения различных других целей. Достаточно часто обманывают на собеседовании при приеме на работу для того, чтобы получить определенное место или более высокий оклад.
Психологические исследования распознания "лжи — искренности" ведутся вот уже добрую сотню лет. Уже в начале двадцатого столетия в переводе на русский язык вышло несколько произведений, посвященных этому вопросу. Эта тема актуальна и по сей день. В основном тема искажения информации разрабатывалась на Западе.
Каждый человек хотя бы раз в своей жизни сталкивался с тем, что ему сообщали неистинную информацию. Американский ученый, более 20 лет занимающийся этими вопросами, Пол Экман (1999) отмечает, что неистинная информация зачастую настолько естественна, что ее можно отнести почти ко всем сферам человеческой деятельности. В деловом общении, особенно в области бизнеса, управления, политики многое основано на неискреннем общении. Поэтому проблема эффективного общения в условиях неискреннего делового общения значима в политике, дипломатии, для кадровых служб различных организаций, таможенников, сотрудников спецслужб и пр. Тема раскрытия случаев криминального, политического или дипломатического искажения информации также всегда была актуальна. Неистинная информация является настолько существенным фактором, что без его учета и анализа невозможно составить полное и глубокое представление о взаимоотношении людей. Неистинные сообщения составляют своего рода атрибутивную черту человеческой коммуникации и поэтому умение лучше понимать и распознавать их важно практически для всех аспектов жизни. Раскрытие искажения информации в процессе делового общения часто является чрезвычайно важным социальным актом, способным предохранить от дальнейших неверных действий. Следовательно, сотрудникам, которые так или иначе связаны с ситуациями сокрытия истинных целей собеседниками, необходимо уметь грамотно распознавать искажение информации в процессе делового общения.
Искажение информации, формы ее проявления и причины, порождающие данный феномен поведения, исследуются философами, психологами, юристами, педагогами. Разобраться в сущности лжи, рассмотреть морально-психологические аспекты данного явления, разработать рекомендации, которые могли бы помочь ограничить искажение информации в общении пытались еще античные философы. Эти темы поднимались в трудах Аристотеля, Н. А. Бердяева, Ф. Бэкона, II. Б. Ганнушкина, Р. Р. Гарифуллина, Г. В. Грачева, Д. И. Дубровского, Ж. Дюпра, Ю. М. Жукова, В. В. Знакова, О. Липман, М. Монтень, II. Макиавелли, И. К. Мельника, Платона, В. С. Соловьева, Д. В. Хренова, А. Шопенгауэра, Ю. В. Щербатых, П. Экмана и др.
В настоящее время существует несколько направлений исследований, посвященных искажению информации:
— философско-психологическое (Ф. Бэкон, Д. И. Дубровский, В. В. Знаков и др.), которые рассматривают преимущественно философские аспекты данной проблемы;
— собственно психологические (Р. Р. Гарифуллин, Г. В. Грачев, Ю. М. Жуков, И. К. Мельник, А. Мехрабиан, У. Фризер, Д. В. Хренов, Ю. В. Щербатых, П. Экман), рассматривающие данную проблему с точки зрения психологии поведения и понимания;
— психиатрическое (П. Б. Ганнушкин), исследующее предрасположенность к искажению информации как вариант дезадаптации личности.