Возникновение религии и ее эволюция
Истоки религии обычно связывают с мироощущением первобытных людей, которые, испытывая чувство страха перед грозными стихиями природы, стремились предотвратить их губительное вмешательство особыми магическими действиями и ритуалами.
Но человеческое сознание возникает лишь в обществе. Поэтому выяснение происхождения религии предполагает выявление ее надличностных, социально-онтологических корней. Начало человеческой истории образуют
род и племя. Для своего выживания такие внеприродные (а можно сказать, искусственные и даже сверхъестественные) анклавы должны были обладать способностью гармонизировать (хотя бы в воображении) катастрофическое воздействие природы, очеловечивать внешний хаос. Именно это противостояние стихийности социальной упорядоченности и упорядоченности природы составило социально-природную основу удвоения реальности, разделения ее на земной и небесный миры. Оно обусловило появление религиозно-магических действий и постепенно выделяющихся из них представлений об ином, сверхъестественном мире.
Выживание древних человеческих социальных организмов требовало так или иначе согласованного поведения их членов, которое достигалось обычаями, традициями, жесткой системой правил и табу. Позже, когда складывается личностное сознание и поведение людей становится более целенаправленным, возрастает регулятивная роль общих предписаний, которые индивид применяет с учетом конкретной ситуации. Возникает необходимость в идеалах и ценностях, способных заделать мучительные разрывы, образующиеся в сознании смертного человека – синтеза плоти и духа, "времени и вечности". Это могло быть достигнуто лишь путем постулирования иной, высшей реальности, нетленных ценностей, идеалов, превосходящих мироощущение конечного индивида и составляющих, по знаменитому выражению П. Тиллиха, его "предельную заботу", лишь введением в ткань культуры понятия Абсолюта и идеи бессмертия. Именно эта объективная потребность и лежит в основе возникновения религии.
Представление о всемогущем Боге или богах, о вечной душе человека и загробном воздаянии – один из возможных способов решения фундаментальной проблемы жизни и смерти, которая лежит глубже расхождения атеистов и верующих, а тем более – последователей различных религиозных конфессий.
Наиболее ранними формами религии были параллельно возникавшие и связанные между собой магия – система ритуальных обрядов, призванных воздействовать на сверхъестественные силы, фетишизм, наделявший сверхъестественными свойствами различные физические предметы, тотемизм – вера в сверхъестественную связь человеческого сообщества с конкретным животным-прародителем, анимизм – представления о духах как природных явлений, так и самих людей. Это была эпоха многобожия (политеизма), или язычества, эпоха господства мифологии как наиболее древнего способа гармонизации, очеловечивания мирового хаоса.
Разложение первобытно-общинного строя сопровождалось слиянием родов, племен в народы и государства, при этом в сложном пантеоне объединялись и их религии со своими местными богами. Так обстояло дело в Древнем Египте, Вавилонии, Греции, Риме и других рабовладельческих и раннефеодальных государствах. Многие из таких религий сохранились и сегодня: индуизм, даосизм, синтоизм, зороастризм, джайнизм, не говоря уже о многообразных видах неоязычества.
Этот же процесс приводит к появлению теистических религий, предполагающих Бога – иудаизма, христианства, ислама. Позже некоторые из иих формируются в три наднациональные, или мировые, религии: буддизм (V–VI вв. до н.э.), христианство (I в.) и ислам (VII в.). Каждая из мировых религий объединяет людей независимо от их этнической, социальной и политической принадлежности. Эта установка ясно выражена в Новом Завете: "...нет ни Еллина, ни Иудея, пи обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос".
В эпоху Средневековья христианство доминировало в массовом европейском сознании. Для человека той поры вера в Бога была высшей истиной, основой понимания мира, определявшей повседневное поведение. Поэтому теология (буквально – паука о Боге) имела приоритетный статус в культуре. В ее рамках совершалось становление и постепенное обособление философии, науки, этики, искусства. Именно христианство закрепляло социально-политическое и духовное единство западной цивилизации, неслучайно именуемой "христианской".
Христианство зафиксировало и обобщило богатейший жизненный опыт людей, стремившихся жить "во Христе", закрепив систему идей, мыслительных навыков, духовных процедур, обрядов, которые стали универсальными духовными ценностями. В числе этих ценностей конечное торжество справедливости, наказуемость даже мысленных преступлений, постоянная готовность к бескомпромиссной исповеди, чувство ответственности за судьбы людей, доброта, любовь и т.п.
Христианство, как и любая крупная религия, было представлено не просто верованиями, но и совокупностью специфических организаций. Церковные институты подчиняли изначальную "апостольскую веру" своим корпоративным интересам, вырабатывали официальные вероисповедания, агрессивно их защищали и распространяли. Тем самым они неизбежно оказывались вовлеченными во властные структуры, в сферу политики.