Биоэтика и религиозная мораль
Основные проблемы биоэтики - это проблемы "на грани жизни и смерти". Поэтому с самого зарождения этой науки мировоззренческий аспект в решении биоэтических дилемм оказался исключительно важным. Поскольку мировоззрение прежде всего может быть философским или религиозным, биоэтические проблемы можно рассматривать с философско-светских или с религиозных позиций: "Существует множество версий биоэтики, принципиально отличающихся друг от друга по самым существенным моментам"; "Биоэтика - это труднообозримое многообразие... особенных биоэтик (христианской, буддистской, мусульманской, кантианской,., утилитаристской и т.д.) ...". Например, при оценке гетерологического искусственного оплодотворения (с использованием донорских гамет) позиция Католической церкви категорически отрицательная, а большинство протестантских церквей не исключают полностью применения этой технологии.
Биоэтика и Православие. Биоэтика стала развиваться в нашей стране с конца 1980-х - начала 1990-х гг., т.е. с опозданием примерно на 20 лет. В 2000 г. состоялся юбилейный Архиерейский собор Русской православной церкви, который утвердил Основы социальной концепции Русской православной церкви, содержащей базовые положения ее учения по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду современных общественно значимых проблем. В этом документе вслед за разделом "Здоровье личности и народа" следует раздел "Проблемы биоэтики". Здесь нашло отражение отношение Церкви к проблемам аборта, контрацепции, искусственного оплодотворения, евгеники, методам пренатальной диагностики, клонирования, органного донорства, фетальной терапии, нового критерия смерти (смерть мозга), эвтаназии, суицида и др.
Биоэтика и Ислам. Русскоязычных научных источников, освещающих проблемы биоэтики с позиций ислама, к сожалению, немного. В изданной в 1992 г. под эгидой Совета Европы книге "Медицина и нрава человека" толкования и оценки различных проблем биоэтики, наряду со специалистами международного права и современной медицинской этики (прежде всего, в свете документов ВМА), дают также авторитеты различных религиозных конфессий, включая ислам. Здесь нашли отражение под углом зрения ислама этические аспекты аутопсии (патологоанатомических вскрытий), аборта, статуса эмбриона, суррогатного материнства, смерти мозга, трансплантации органов человека, пренатальной диагностики и др. В "Исламском кодексе медицинской этики", принятом в 1981 г. в Кувейте, в частности, говорится: "Изучение студентом-медиком человеческого тела не является оскорблением (в глазах Бога) независимо от того, мертвое это тело или живое... Врач не должен отнимать жизнь даже из сострадания. Человек не должен отнимать у себя жизнь, даже если ему будет тяжело переносить страдания... Жизнь неродившегося ребенка должна быть спасена, кроме случаев абсолютной медицинской необходимости, признаваемых Законом ислама. Современные тенденции разрешения аборта исламом не признаются".
Биоэтика и Католицизм. Авторитеты Католической церкви стояли у истоков обсуждения некоторых проблем биоэтики, например, как уже говорилось выше, в 1957 г. глава Римско-католической церкви папа Пий XII предвосхитил современную трактовку состояния смерти мозга как эквивалентного смерти человека. Проблемы биоэтики с позиций католической церкви разрабатываются специальным органом в Ватикане - Папским советом по апостольству для работников здравоохранения. В 1994 г. этот орган издал католическую "Хартию работников здравоохранения", т.е. своего рода официальное католическое руководство по биоэтике. Здесь нашли отражение практически все основные проблемы биоэтики - аборта, статуса эмбриона, эвтаназии, отношения к боли, донорства органов, генетических манипуляций, искусственного оплодотворения и т.д. Приведем оценку авторами Хартии роли биоэтики в современном профессиональном медицинском образовании: "Все работники здравоохранения должны быть подготовлены в вопросах морали и биоэтики. С этой целью ответственные за их подготовку должны прилагать все усилия к созданию академических кафедр и курсов биоэтики".