Лекция 15. Бихевиоризм. Проблема объективности исследования
Одновременно с гештальтизмом в 1912 г. в США воз-пик бихевиоризм — направление в психологии, сразу же ставшее известным благодаря шокирующим утверждениям своих представителей, отрицавших сознание как предмет исследования психологии.
Глашатаем нового направления выступил Джон Уотсон (1878-1958).
"Стимул — реакция" — так прозвучал девиз бихевиоризма, основные идеи которого Уотсон изложил в статье "Психология, какой ее видит бихевиорист" (в дальнейшем она была названа "бихевиористским манифестом").
Программа бихевиоризма сводилась к нескольким четко сформулированным пунктам:
• предмет психологии — поведение;
• поведение зависит от секреторных и мышечных реакций, полностью детерминированных внешними стимулами;
• анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиться, как и во всех остальных естественных науках, внешне наблюдаемыми феноменами.
Уотсон призывал отвергнуть представление о сознании как о бестелесном, причудливо действующем внутреннем агенте, о котором известно лишь из показаний интроспекции. Все традиционные понятия о внутренних, психических процессах, по его мнению, необходимо было перевести на новый, бихевиористский, язык, а это значит — свести к объективно наблюдаемым стимул-реактивным отношениям. Первой попыткой представить психологию с этой точки зрения была книга Уотсона "Поведение. Введение в сравнительную психологию".
Резонанс уотсоновских идей в американской психологии был очень велик. В 1915 г. в возрасте 37 лет он был избран президентом Американской психологической ассоциации.
Антифизиологизм и отрицание роли образа в регуляции поведения остались определяющими признаками программы Уотсона. Прослужив в период Первой мировой войны в военно-воздушных силах, Уотсон после демобилизации вновь занялся экспериментально-психологическими исследованиями, но уже не на белых крысах, а на людях, реализуя свою идею о том, что поведение всех живых существ подчинено одним и тем же законам, что поэтому и человека также можно трактовать как стимул-реактивную машину.
Уотсон приступил к изучению эмоций. Он решительно отверг гипотезу Джеймса о первичности телесных изменений и вторичности эмоциональных состояний на том основании, что само представление о субъективном, переживаемом должно быть изъято из научной психологии. В эмоции, по мнению Уотсона, нет ничего, кроме внутрителесных (висцеральных) изменений и внешних выражений. Но главное он усматривал в другом — в возможности управлять по заданной программе эмоциональным поведением. Сочетая нейтральный раздражитель (например, вид кролика) с одной из основных эмоций ребенка (например, страхом), Уотсон экспериментально продемонстрировал, что этот раздражитель, а также любой другой, сходный с ним, сам по себе начинает вызывать состояние аффекта. Опыты ставились над младенцами (страх вызывался громким звуком или внезапной утратой опоры). Дополнением к этой экспериментальной программе явилась еще одна серия опытов — задача состояла в том, чтобы переучить испытуемых и вновь превратить раздражитель в эмоционально-нейтральный.
Был использован такой прием: отрицательное чувство элиминировалось посредством положительного. Вызывающий страх условный раздражитель (например, кролик) ребенок воспринимал на значительном расстоянии в момент, когда этому ребенку давали вкусную пищу. Затем расстояние постепенно сокращалось и, наконец, ребенок мог брать в руки животное, один вид которого порождал прежде бурный отрицательный аффект.
Из этих экспериментов Уотсон сделал вывод о том, что страх, отвращение и другие эмоции взрослых людей возникают в детском возрасте на основе условно-рефлекторных связей между внешними раздражителями и несколькими базальными аффектами.
Принцип "обусловливания" (условно-рефлекторной детерминации) Уотсон распространил также и на мышление, предложив "периферическую теорию", согласно которой мышление идентично субвокальному (неслышному) проговариванию звуков громкой речи, а сами эти звуки являются условными сигналами обозначаемых ими объектов. Говоря уотсоновским языком, мышление — это "навык гортани", и его органом служит не мозг, а гортань.
Уотсона воодушевляла мысль о возможности превратить психологию в науку, способную контролировать и предсказывать поведение. Развивая эту мысль, он выдвинул план переустройства общества на основе бихевиористской программы. По его мнению, манипулируя внешними раздражителями, можно "изготовить" человека любого склада, с любыми константами поведения. Отрицалось значение не только прирожденных свойств, но и собственных убеждений личности, ее установок и отношений, всей многогранности ее внутренней жизни. Дайте мне, обещал Уотсон, дюжину нормальных детей и специфическую среду для их воспитания, и я гарантирую, что, взяв любого из них в случайном порядке, я смогу превратить его в специалиста любого типа — доктора, юриста, артиста, торговца или же нищего и вора — безотносительно к его таланту, склонностям, тенденциям, способностям, призванию, а также расе его предков.
Особой заслугой Уотсона является исследование поведения и острая постановка проблемы объективного подхода в психологии. Также важной является выдвинутая им задача управления поведением человека, нацеленность научного исследования на связь с практическими задачами. Однако в силу механистического подхода к человеку как реагирующему организму реализация этой задачи получила в бихевиоризме направление, дегуманизирующее человека: управление стало отождествляться с манипулированием личностью.
Таблица 2. Сопоставление достоинств и недостатков бихевиоризма
Достоинства бихевиоризма |
Недостатки бихевиоризма |
Бихевиоризм обозначил историческую потребность в расширении понимания предмета изучения в психологии и ввел в круг изучаемых психологией явлений поведение человека, сделав его предметом своих исследований и тем самым противопоставив сознанию |
Потребность в расширении предмета психологических исследований отразилась в бихевиоризме однобоко и неадекватно, так как при этом игнорировалось сознание как объективная сущность. Сознание в бихевиоризме было полностью исключено из области изучения, так как не имело объективных наблюдаемых методов |
Бихевиоризм исследовал поведение и остро постановил проблему объективного подхода в психологии |
Понимание поведения сводилось лишь к внешним проявлениям; ненаблюдаемые физиологические и психические процессы игнорировались |
Была выдвинута важнейшая для психологии как практической науки задача управления поведением человека, нацеленность научного исследования па связь с практическими задачами |
Из-за механистической трактовки поведения человек был лишен своей активной деятельностной сущности и выступил лишь как реагирующее существо |
Бихевиоризм укрепил метод лабораторного эксперимента как основного в психологических исследованиях, и ввел практику проведения опытов на животных, что позволило разрешить многие практические задачи психологии |
Результаты, полученные опытным путем па животных, переносились без каких-либо оговорок и ограничений на человека, не учитывая при этом качественной разницы в поведении человека и животного |
В рамках бихевиоризма были установлены многие закономерности выработки навыков |
Игнорировались важнейшие компоненты действия — мотивация и психический образ действия как ориентировочная основа его реализации. Из психологии полностью исключался социальный фактор. Мозг рассматривался как "черный ящик" |
Разработка практических методик обучения, основанных на контроле внешних воздействий, реакции на них организма, а также на получении разного рода подкреплений, обусловливающих в дальнейшем формирование той или иной реакции. Такие методики получили название метода программированного обучения. Он позволяет в короткие сроки осуществлять обучение необходимым знаниям и навыкам, а также корректировать нежелательное поведение |
Данные методики строились па исключающем осознанность принципе подкрепления правильных актов поведения, ведущего к формированию необходимого навыка, что не могло развить внутреннюю познавательную деятельность индивида, т.е. сформировать у него навык свертывания деятельности во внутренний план. Таким образом, из специфики обучения исключался один из его главнейших компонентов — осознанность и интериоризация действия |