Бихевиоризм

Американский психолог Дж. Уотсон провозгласил в 1913 г., что психология получит право называться наукой, когда будет применять объективные экспериментальные методы изучения. Объективно можно изучать только поведение человека, возникающее в той или иной ситуации. Все, что не поддается объективной регистрации, не подлежит изучению, т.е. мысли, сознание человека нельзя измерить, регистрировать. Все, что происходит внутри человека, изучить невозможно, т.е. человек есть "черный ящик". Объективно изучать, наблюдать можно только реакции, внешние действия человека и те стимулы, ситуации, которые эти реакции обусловливают. И задача психологии заключается в том, чтобы по реакции определять вероятный стимул, а по стимулу прогнозировать определенную реакцию. Та или иная поведенческая реакция возникает на определенный стимул, ситуацию. Формула "стимул — реакция" (5 — й) являлась ведущей в бихевиоризме.

Каждой ситуации соответствует определенное поведение, которое следует объективно фиксировать. "Психология — это наука о поведении", а все понятия, связанные с сознанием, следует изгнать из научной психологии. Выражение типа "ребенок боится собаки" в научном плане ничего не означает, необходимы объективные описания — "слезы и дрожь у ребенка усиливаются, когда к нему приближается собака".

И личность человека с точки зрения бихевиоризма не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Новые формы поведения появляются в результате образования условных рефлексов (обусловливание) (Дж. Уотсон).

Поведением человека можно управлять, используя следующие психологические закономерности:

1. Закон эффекта Э. Торндайка уточняет: связь между 5и й усиливается, если есть подкрепление. Оно может быть положительным (похвала, получение желаемого результата, материальное вознаграждение и т.п.) либо отрицательным (боль, наказание, неудача, критическое замечание и т.п.). Поведение человека формируется чаще всего из ожидания положительного подкрепления, но иногда преобладает желание прежде всего избежать отрицательного подкрепления, т.е. наказания, боли и пр.

2. Закон субъективной ценности подкрепления гласит: чтобы управлять поведением, необходимо учитывать, какие подкрепление и награда являются для живого существа наиболее важными, цепными и значимыми в данный момент.

Человек в концепции бихевиоризма понимается прежде всего как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать человека на требуемое поведение. В недрах самого бихевиоризма психолог Э. Толмен (1948) подверг сомнению формулу "5 -/?" как слишком упрощенную и ввел между этими показателями важную переменную / — психические процессы данного индивида, зависящие от его наследственности, физиологического состояния, прошлого опыта и природы стимула: "5 - I - Я".

Человеческие действия формируются под влиянием социальной среды, человек полностью от нее зависим. Согласно поведенческой концепции, личность предстает как система реакций на различные стимулы (Б. Скиннер, Дж. Хоманс и др.). Отдельную линию в развитии бихевиоризма представляет система взглядов Б. Скиннера. Он выдвинул теорию оперантного бихевиоризма. Б. Скиннер формулирует положение о трех видах поведения: безусловно-рефлекторном, условно-рефлекторном и оперантном. Последнее и составляет специфику учения Б. Скиннера.

Безусловно-рефлекторный и условно-рефлекторный виды поведения вызываются стимулами (5) и называются респондентными, отвечающими поведением. Это реакция типа 5. Они составляют определенную часть репертуара поведения, но только ими не обеспечивается адаптация к реальной среде обитания. Реально процесс приспособления строится на основе активных проб — воздействий животного на окружающий мир. 11екоторые из них случайно могут приводить к полезному результату, который в силу этого закрепляется. Такие реакции (К), которые не вызываются стимулом, а выделяются ("испускаются") организмом, некоторые из них оказываются правильными и подкрепляются, Б. Скиниер назвал оперантпыми. Это реакции типа По Б. Скиннеру, именно эти реакции преобладают в адаптивном поведении животного: они являются формой произвольного поведения.

Главным средством формирования нового поведения выступает подкрепление. Вся процедура научения у животных получила название "последовательного наведения на нужную реакцию". Данные, полученные при изучении поведения животных, Б. Скиннер использует при исследовании человеческого поведения и приходит к крайне биологизаторской трактовке человека. Мышление, память, мотивы и т.п. психические процессы он описывает в терминах реакции и подкрепления, а человека — как реактивное существо, подвергающееся воздействиям внешних обстоятельств. Биологизаторский подход к человеку, характерный для бихевиоризма в целом, где нет принципиального различия между человеком и животным, достигает у Б. Скиннера своих пределов. Вся культура — литература, живопись, эстрада — оказывается в его трактовке "хитроумно придуманным подкреплением". Доведенная до крайности, бихевиоризация человека, культуры и общества приводит к абсурду существования, что особенно выразительно проявилось в печально нашумевшей его книге "По ту сторону свободы и достоинства" (1971 г.).

Для разрешения социальных проблем современного общества Б. Скиннер выдвигает задачу создания технологии поведения, которая призвана осуществлять контроль одних людей над другими. Поскольку намерения, желания, самосознание человека не принимаются во внимание в бихевиоризме, обращение к сознанию людей не является средством управления поведением. Таким средством выступает контроль за режимом подкреплений, позволяющий манипулировать людьми.

Б. Скиннер сформулировал следующие закономерности управления поведением:

- принцип оперантного обусловливания: "поведение живых существ полностью определяется последствиями, к которым оно приводит. В зависимости от того, будут ли эти последствия приятными, безразличными или неприятными, живой организм проявит тенденцию повторять данный поведенческий акт, не придавать ему никакого значения или же избегать его повторения в дальнейшем". Человек способен предвидеть возможные последствия своего поведения и избегать тех действий и ситуаций, которые могут привести к негативным для пего последствиям.

- закономерность "субъективной вероятности последствий": человек субъективно оценивает вероятность наступления тех или иных последствий своих реакций; чем выше субъективная вероятность наступления негативных последствий, тем сильнее это влияет на поведение человека, он склонен отказаться от таких инициативных действий.

Б. Скиннер утверждал, что личность — это совокупность социальных реакций, навыков, сформировавшихся в результате оперантного научения. Под влиянием определенной системы подкреплений и наказаний человек приобретает новые социальные навыки и свойства личности.

Представитель необихевиоризма А. Бандура показал, что новое поведение может возникать не только вследствие спонтанной инструментальной активности (как полагал Б. Скиннер), но и в результате подражания, а также как результат вербального (словесного) инструктирования. Таким образом, Вперед закономерность управления поведением людей:

- закономерность подражания: человек склонен подражать поведению других людей с учетом того, насколько благоприятны могут быть результаты такого подражания для него самого;

- закономерность научения через наблюдение или пример: люди могут учиться, наблюдая, или читая, или слыша о поведении других людей (А. Бандура);

- закономерность самоподкрепления: люди способны сами оценивать свое поведение и поощрять или критиковать, наказывать себя, если нарушены установленные нормы, с которыми согласен человек.

Согласно теории социального научения Д. Роттера, социальное поведение можно описать с помощью следующих понятий:

1) поведенческий потенциал — каждый человек обладает определенным набором действий, поведенческих реакций, сформировавшихся в течение жизни;

2) на поведение человека влияет его ожидание, его субъективная вероятность, с какой, по мнению человека, определенное подкрепление наступит после определенного поведения в конкретной ситуации (если человек считает, что существует высокая вероятность того или иного подкрепления в данной ситуации, он более быстро усваивает требуемое поведение, соответствующее ситуации и подкреплению);

3) на поведение человека влияет характер подкрепления, его ценность

для человека (разные люди ценят и предпочитают разные подкрепления: кто-то более ценит похвалу, уважение со стороны других, кто-то — деньги, кто-то более чувствителен к наказанию и т.п.);

4) на поведение человека влияет его "локус" контроля: экстернал либо интернал, чувствует ли он себя "пешкой" либо считает, что достижение его целей зависит от собственных усилий. Экстерналы приписывают ответственность за все происходящие с ними события па других людей и внешние обстоятельства. Интерналы считают себя ответственными за все хорошие и плохие события их жизни. Легче поддаются влиянию и внешнему управлению экстерналы, их поведение программируется изменением внешних воздействий, ситуаций, стимулов и подкреплений.

Поведенческий потенциал, по мнению Д. Роттера, включает пять основных блоков поведенческих реакций, "техник существования":

1) поведенческие реакции, направленные на достижение успеха, результата, служат основанием социального признания;

2) поведенческие реакции приспособления, адаптации — это техники согласования с требованиями других людей, общественных норм и т.п.;

3) защитные поведенческие реакции используются в ситуациях, требования которых превышают возможности человека в данный момент (это такие реакции, как отрицание, подавление желаний, обесценивание, затушевывание и т.п.);

4) техники избегания — поведенческие реакции, направленные на "выход из поля напряжения", уход, бегство, отдых и т.п.;

5) агрессивные поведенческие реакции — это может быть и реальная физическая агрессия, и символические формы агрессии: ирония, критика другого, насмешка, интриги, направленные против интересов другого человека, и т.п.

Важными заслугами бихевиоризма являются: внедрение объективных методов регистрации и анализа внешне наблюдаемых реакций, действий человека, процессов, событий; открытие закономерностей научения, образования навыков, реакций поведения.

Бихевиоризм оказал большое влияние на развитие психотерапии и методы программированного обучения.

Основной недостаток бихевиоризма в упрощении психической деятельности человека, сближении психики животных и человека, игнорировании процессов сознания, творчества, самоопределения личности.