Бихевиоризм
В начале XX в. многие американские психологи отказались от идеи изучать психику. Они решили, что нужно и возможно исследовать лишь внешние, доступные непосредственному наблюдению проявления, т.е. поведение людей. Причем бихевиористы (от англ. behaviour – поведение) считали, что поведение человека и поведение животных можно исследовать одними и теми же методами в условиях эксперимента. Предполагалось, что животные – это существа, поведение которых обязательно определяется некими стимулами: либо внутренними побуждениями, либо внешними воздействиями. Иначе говоря, поведение жестко детерминировано, имеет свои причины, и эти причины всегда можно однозначно выявить. Таким образом, бихевиористы отказались от интроспективного метода, на основе которого проводились исследования в лаборатории В. Вундта, и начали изучать внешние проявления психики, т.е. поведение людей и животных, которое, по их мнению, могло быть описано простой схемой "стимул – реакция". Основателем бихевиоризма считается Джон Уотсон[1] (рис. 2.2), а одним из наиболее известных представителей направления является американский психолог Эдвард Ли Торндайк.
Рис. 2.2. Основатель бихевиоризма американский психолог Джон Уотсон (1878–1958)
В описании исследований на животных и людях Торндайк часто использовал термин научение, трактуемый им как связь между ситуацией и реакцией, сила которой оценивается вероятностью возникновения реакции на стимул. Одна из основных методик Торндайка состояла в изучении поведения, направленного на так называемый выход из проблемного ящика – устройства, в которое помещались экспериментальные животные. Если животные находили выход из проблемного ящика, то получали подкрепление. Результаты исследований фиксировались в виде графиков, которые были названы кривыми научения. В процессе экспериментальных исследований Торндайк сделал вывод о том, что животные действуют методом проб и ошибок, т.е. "случайного успеха". Он исследовал много животных разных видов и пришел к следующему выводу: формально краб, рыба, черепаха, собака, кошка, обезьяна и младенец обладают очень сходным интеллектом и характером, которые представляют собой систему связей, изменяющуюся согласно законам упражнения и эффекта. Чтобы теоретически утвердить результаты своих исследований Торндайк сформулировал несколько законов, в частности:
1) закон упражнения – существует пропорциональная связь между ситуацией и реакцией на нее, которая зависит от частоты их повторения; неповторение эту связь ослабляет[2];
2) закон готовности – величина готовности организма к проведению нервных импульсов связана с упражнениями;
3) закон эффекта – полезное действие, вызывающее удовольствие, закрепляется и усиливает связь между ситуацией и реакцией; вредное действие, вызывающее неудовольствие, ослабляет эту связь и исчезает.
Примерно во второй половине XX в. значительная часть бихевиористов начинает возвращаться к понятиям классической психологии и предпринимает попытку изучать объективными методами некие собственно психические явления, например планы и цели. Формируется необихевиоризм (Э. Толмен, К. Халл и др.), а психологи-бихевиористы Дж. Миллер, Е. Галантер и К. Прибрам издают известную книгу "Планы и структура поведения". Этому способствовали новые научные факты. Например, американский психолог Эдвард Толмен провел ряд исследований по обучению крыс в лабиринтах и сделал однозначный вывод о том, что классическая схема бихевиоризма "стимул → реакция" оказывается недостаточной для описания их поведения, так как нивелирует многообразие поведенческих реакций и сводит все поведение к элементарным ответам на простые стимулы. Э. Толмен показал, что в процессе обучения животное накапливает опыт о многочисленных деталях ситуации, сохраняет его в виде неких "представлений" и позже использует при решении аналогичных задач.
Однако некоторые наиболее последовательные бихевиористы так и не смогли отказаться от сложившихся принципов классического бихевиоризма. Например, американский психолог Беррес Фредерик Скиннер продолжил традиционные исследования и разработал теорию оперантного научения. Свои взгляды и результаты исследований ученый подробно изложил в ряде известных книг, одна из которых носит название "По ту сторону свободы и достоинства". Б. Ф. Скиннер полагал, что поведение людей и животных можно изучать экспериментально в рамках естественно-научной парадигмы, а значит, его можно предсказывать и им можно управлять. Последователь взглядов Дж. Уотсона и И. П. Павлова, Скиннер считал, что конкретная личность может быть описана суммой поведенческих реакций, каждая из которых определяется предыдущим опытом человека и генетическими факторами.
Б. Ф. Скиннера интересовало явление, которое он называл оперантным научением (оперативное обусловливание). В отличие от рефлекторного поведения (реактивного обусловливания) оперантное поведение, по мнению исследователя, является основой любого обучения[3]. Скиннер доказывал, что, подкрепляя правильные действия животного или наказывая за неправильные, можно выработать любой устойчивый навык. Скиннер считал, что, имея дело с человеком, для решения этой задачи можно воспользоваться словами (речью). Факторами поощрения или наказания для человека являются гордость, власть, слава, а факторами наказания – стыд, унижение, страх и т.д. Скиннер полагал, что многие ученые и простые люди очень часто объясняют поведение ложными причинами, такими как "свобода", "достоинство", "творчество" и др. Проводя многочисленные эксперименты, основанные на его теоретико-методологической модели, Скиннер пришел к ряду выводов:
– оперативное обусловливание происходит вне сферы сознания человека;
– актуальное индивидуальное восприятие зависит от того, что человек воспринимал в прошлом, от того, что связано с социальным опытом, традициями, культурой, а также от его собственного предшествующего ситуации опыта;
– элементы опыта формируют многослойную структуру и не осознаются человеком;
– неосознаваемый человеком опыт соединяется с осознаваемым и становится предметом осознания; таким образом, в процессе поведения неосознанное осознается.
Согласно Б. Ф. Скиннеру, социальное поведение принципиально ничем не отличается от любой другой его формы, т.е. поведение человека зависит от поведения окружающих его людей. Скиннер разработал специальный метод программированного обучения, который позволяет быстро формировать навыки какого-либо поведения у животного или деятельности у человека. Вот лишь некоторые из этих правил:
1) каждый обучаемый должен усваивать материал в своем собственном темпе в силу природных задатков, например темперамента;
2) от одного этапа обучаемый должен переходить к другому после того, как он хорошо усвоил предыдущий;
3) в силу того, что на каждом этапе могут быть получены правильные действия, у обучаемого не должно возникать чувства неполноценности, тогда процесс обучения будет проходить очень эффективно;
4) обучаемый должен сразу же получать информацию о своем успешном выполнении поставленной во время обучения задачи;
5) задание должно быть сформулировано в такой форме, чтобы обучаемый полностью понимал его смысл.
Метод программированного обучения получил широкое распространение вначале в США, а потом и во всем мире. Однако многие психологи подвергали его критике, полагая, что он не позволяет обучать человека умению решать творческие, нестандартные задачи, и лишь вырабатывает простейшие навыки, необходимые для выполнения деятельности, например профессиональной. Творческое мышление требует иных методов обучения.