Лекция 10. БИХЕВИОРАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ
В результате освоения данной темы студент должен:
знать
• основные принципы построения бихевиоральной теории развития;
• важнейшие виды научения;
уметь
• анализировать систему воспитательных воздействий с точки зрения адекватности применения поощрения и наказания;
владеть
• навыками анализа практического применения бихевиоральной теории.
Введение в бихевиоральную теорию
Многие психологи были не удовлетворены объяснениями детского развития в рамках ассоциативной психологии, где в качестве его причин приводились те или иные особенности строения детского сознания. Это недовольство было вызвано тем, что непосредственное наблюдение сознания невозможно, поэтому такие объяснения могли допускать различные интерпретации.
Механизмы поведения
Ученые, среди которых нужно выделить прежде всего американского психолога, основателя бихевиоризма Дж. Уотсона, стали искать очевидные, всем понятные принципы в понимании детского развития. Уотсон подчеркивал, что, глядя на ребенка, нельзя увидеть его память, мышление, сознание и тем более бессознательное. Заметно лишь его поведение. Эта идея и легла в основу целого направления, которое позднее получило название бихевиоризма (англ. behavior – поведение).
Джон Уотсон и его последователи полагали, что наиболее эффективным будет наблюдение за реальными действиями детей в различных ситуациях. Такие наблюдения можно систематизировать, проанализировать, а на их основе сформулировать принципы развития и выяснить способы влияния на этот процесс детского развития. Дж. Уотсон говорил о том, что во всех науках добываемые факты объективны, доказуемы и могут быть не только воспроизведены, но и проверены любым исследованием, в то время как в психологии факты носят субъективный характер, поскольку они основаны в большей степени на самонаблюдении и словесном отчете испытуемых. Поэтому психология поведения поставила задачу путем систематических наблюдений и экспериментов определить законы, лежащие в основе человеческого поведения.
Таким образом, перед психологами-бихсвиористами стоят две главные задачи: определить ситуации, приводящие к тем или иным реакциям, и научиться предсказывать реакции на основе сложившейся ситуации. В этом случае возникает принципиальная возможность управлять поведением человека. Другими словами, сторонники бихевиоризма говорили, что если мы хотим понять детское развитие, то нужно описать различные внешние причины, которые могут оказывать действие на ребенка, и проследить сто поведение в этих условиях. Зная такие условия и поведение, которое они вызывают, можно управлять развитием ребенка. Дж. Уотсон писал: "Если бы мы могли достать новорожденного младенца, принадлежащего к династии фараонов, и воспитали его с другими ребятами в Бостоне, то из него вышел бы такой же представитель школьной молодежи, каких мы находим среди гарвардских студентов". Тем самым подчеркивается зависимость поведения человека от тех стимулов, которые его окружают.
Одна из проблем, которая вставала на этом пути, заключалась в том, чтобы понять механизм возникновения нового поведения. Этими вопросами занимался американский психолог и педагог Э. Торндайк. Поскольку поведение в отличие от сознания можно увидеть, то бихевиористы стали исследовать не только поведение человека, но и животных, и использовать результаты этих исследований для объяснения поведения ребенка. Э. Торндайк в качестве модели для установления законов возникновения новых форм поведения стал изучать поведение кошки. Он помещал кошку в клетку, выйти из которой можно было только в том случае, если животное тянуло за кольцо. Кольцо приводило в движение механизм, открывающий дверцу клетки. Первоначально кошка вела себя спокойно, но через некоторое время (при возникновении потребности в пище или воде) начинала проявлять активность: она царапала и грызла стенки, хаотично двигалась. В результате кошка случайно могла задеть за кольцо и оказаться на свободе. Ученый снова помещал кошку в клетку. Ситуация повторялась, но при этом время, затраченное кошкой на выход из клетки, сокращалось. Как только кошка выходила, Торндайк вновь помещал ее в клетку. В конце концов, как только кошка оказывалась в клетке, она сразу подходила к кольцу, тянула за него лапой или зубами и выходила. Эту схему выработки поведения у кошки психолог назвал методом проб и ошибок. Он говорил о том, что в данном случае можно наблюдать возникновение совершенно новой формы поведения. На основании такого рода наблюдений Э. Торндайк сформулировал законы возникновения новых форм поведения.
1. Для того чтобы возникала новая форма поведения, организму необходима мотивация, т.е. он должен желать достичь определенной цели. Согласно этому закону всякая новая форма поведения удовлетворяет какую-либо потребность. Так, в случае с кошкой у животного в качестве таких потребностей могла выступить, например, потребность в пище или в движении.
2. Затем, чтобы вырабатывалась новая форма поведения, необходимо обеспечить возможность совершать различные действия.
3. Организм должен быть информирован о результатах своих действий: являются ли они ошибочными или ведут к успеху.
Появление новых форм поведения у организма не только удовлетворяет ту или иную потребность, но и фактически является решением задачи, которая встает в конкретной ситуации. Так, для кошки такая задача заключается в том, чтобы выбраться из клетки. Э. Торндайк подчеркивал, что решение поставленной задачи возможно только в том случае, если необходимая форма поведение входит в исходный репертуар действий. По Торндайку, именно наличие или отсутствие тех или иных действий в репертуаре ребенка является решающим для успешности его обучения. Одни дети, по мнению ученого, окажутся успешными, как бы плохо взрослый не объяснял им способ решения задачи, а другие будут не в состоянии решить ее, несмотря на обучение у отличных педагогов.
Развитие бихевиористской точки зрения связывается с идеями русского ученого, физиолога, создателя науки о высшей нервной деятельности И. П. Павлова, открывшего механизм образования условного рефлекса. Свои исследования И. П. Павлов проводил на собаках. Известно, что если собаке на язык положить мясной фарш, то у нее потечет слюна. Эта реакция будет повторяться всякий раз, когда на язык собаки будет помещаться фарш. Таким образом, фарш выступает в качестве внешнего условия, благодаря которому у собаки выделяется слюна. Павлов назвал такое поведение собаки безусловным рефлексом, потому что оно возникает без всякого предварительного опыта (или научения) у всех собак. Если же кормить собаку мясом и при этом звонить в колокольчик (и повторять такое кормление много раз), то, в конце концов, можно наблюдать удивительное поведение собаки: не давая собаке фарш, а только позвонив в колокольчик, можно увидеть, что у собаки начинает выделяться слюна. Колокольчик, по И. П. Павлову, выступает в роли условного стимула, который вызывает условную реакцию (условный рефлекс) слюноотделения. Таким образом, Павлов сделал открытие, согласно которому практически любая реакция может вызываться новым условным стимулом.
Американские бихевиористы использовали понятие условного стимула и условной реакции для объяснения поведения человека. Большинство реакций, по мнению Дж. Уотсона, можно разделить на четыре группы: 1) видимые наследственные реакции, носящие инстинктивный характер (например, чихание, моргание); 2) скрытые наследственные реакции (скрытые физиологические реакции); 3) видимые реакции (например, игра на музыкальном инструменте, свободный разговор людей друг с другом, одевание и т.д.); 4) скрытые реакции (например, мышление, которое понималось как беззвучный разговор). Особый интерес представляют исследования видимых наследственных реакций, а именно эмоций, которые Дж. Уотсон определял как наследственные шаблонные реакции. Иными словами, это такие реакции, отдельные особенности которых воспроизводятся с некоторым постоянством. Например, если ребенок находится ночью один дома в слабо освещенной комнате и неожиданно слышит резкий шум, он может ответить на эту ситуацию реакцией страха; аналогичную реакцию ребенок может воспроизвести при неожиданной встрече с приближающимся животным и т.д. Особенность реагирования ребенка будет заключаться в том, что он отвечает на воздействие совокупности свойств всей ситуации в целом (в первом случае это слабая освещенность, усталость ребенка и появление резкого шума, а во втором – приближение объекта, отсутствие рядом взрослых и т.д.), а не на действие отдельных раздражителей. Уотсон исходил из того, что к моменту рождения ребенок обладает основными эмоциональными реакциями: страха, ярости и любви. Также существует стимуляция, которая без всякого обучения вызывает эти реакции. Например, реакция страха возникает при внезапном лишении опоры младенца, резком звуке. В ответ на эти раздражения у младенца приостанавливается дыхание, проявляется хватательный рефлекс, вытягиваются губы, закрываются веки, начинается плач. Реакция ярости возникает чаще всего в том случае, когда движениям младенца что-либо мешает. Например, если удерживать голову младенца, то сначала начинается плач, а потом крик, тело младенца напрягается, и малыш начинает производить ударяющие движения руками и ногами до тех пор, пока раздражающее положение не устраняется. Первоначальной ситуацией, вызывающей реакцию любви, является поглаживание, слабое покачивание, поворачивание на живот и шлепанье младенца. В этом случае плакавший малыш замолкает, начинает улыбаться и позднее протягивает руки к взрослому. Такое движение – проявление любви в виде стремления обнять взрослого.
Джон Уотсон специально проводил исследования на младенцах в возрасте четырех-шести месяцев с целью выявления объектов, вызывающих страх у детей. Малышам предлагались (каждый объект помещался рядом с ребенком так, что он мог дотянуться до него рукой) такие живые объекты, как черный кот, кролик и голубь, и неживые: кубики, куклы и т.д. Оказалось, что дети охотно тянутся ко всем объектам. Более того, даже когда ребенку показывали голубя, которого достали из мешка (голубь при этом бился в руках экспериментатора), это не вызывало реакции страха. Подобное поведение наблюдалось даже в том случае, когда к ребенку в слабоосвещенной комнате запускали собаку и позволяли ей вспрыгнуть на постель рядом с ним: малыш внимательно наблюдал за перемещением животного, но реакции страха не демонстрировал. Эти и многие другие эксперименты позволили Дж. Уотсону сделать предположение, согласно которому реакция страха возникает как результат научения. Для того чтобы изучить этот процесс Дж. Уотсон провел следующий эксперимент над 11-месячным младенцем Альбертом Б. Малыш ничего не боялся (за исключением безусловных раздражителей – громких звуков и потери опоры) и тянулся ко всему, что приближалось к нему. Ребенку предложили белую крысу, и, когда его рука коснулась животного, позади раздался удар в гонг: "Ребенок сделал безумный прыжок и упал лицом вниз, пряча голову в матрац. Однако он не плакал. Как только он коснулся правой рукой крысы, снова раздался удар. Ребенок снова подпрыгнул, упал вперед и начал хныкать". В дальнейшем у ребенка не возникало желания схватить крысу, наоборот, при ее виде он отдергивал руку. После нескольких повторений ребенок начинал плакать, падал и уползал не на звук гонга, а при виде крысы. В результате у ребенка был выработан условный рефлекс на новый стимул, в качестве которого выступило животное. Оказалось, что впоследствии ребенок стал бояться кролика, собаки, шубы и даже ваты, которая была поднесенная ему в бумажном пакете. Таким образом, было продемонстрировано, что реакция страха может быть приобретенной и способна к переносу, т.е. к распространению на другие ситуации.
Многие эмоциональные проблемы возможно решать с помощью выработки соответствующих условных реакций. Так, одна из эмоционально напряженных ситуаций как для родителей, так и для ребенка связана с детским энурезом. Бихевиористы используют следующие стратегии поведения взрослого для выработки контроля над процессом мочеиспускания. Родителям предлагается вести наблюдение за процессом спа ребенка и определять то время, которое является наиболее вероятным для мочеиспускания после того, как ребенок заснул. Затем, когда такое примерное время установлено, взрослый должен заранее будить ребенка и вести его в туалет. Эту процедуру нужно продолжать до тех пор, пока у ребенка не выработается условная реакция пробуждения на позыв к мочеиспусканию. Другой способ выработки такой же реакции заключается в том, что в кровать ребенка помещается датчик, реагирующий на изменение влажности простыни. Как только влажность начинает меняться, раздается звонок, который будит ребенка. При этом важно, чтобы ребенок сам менял одежду и постельное белье, что дает ему возможность реально исправлять (а тем самым контролировать) ситуацию и избегать чувства вины. Естественно, что родители не должны ругать ребенка или наказывать его, а хвалить за каждый "сухой" день.
Наряду с эмоциональными реакциями Дж. Уотсон изучал инстинкты – наследственные шаблонные реакции, связанные в первую очередь с движениями. Рассмотрим инстинктивное поведение младенца при кормлении: если дотронуться пальцем до щеки ребенка, то он повернет голову так, что приведет рот в соприкосновение с пальцем и начнет выполнять сосательные движения. Кроме того, Уотсон исследовал реакцию ориентации на свет у младенцев. Для этого ребенка клали на спину, а голову помещали на подушку. Над головой малыша попеременно слева и справа зажигался источник света. Оказалось, что даже новорожденные способны осуществлять следящие движения глазами за источником света. Точнее сказать, можно утверждать, что ребенок рождается с набором инстинктивных реакций. Элементы инстинкта присутствуют в таких сложных формах поведения младенца, как приобретение, когда ребенок стремится достать предмет, затем хватает его, помещает в рот и манипулирует им. Другая сложная форма инстинктивного поведения – охотничье поведение – представляет собой стремление догнать маленький удаляющийся объект (например, лягушку, кузнечика или жука). Эти типы поведения связано как с навыками, так и с инстинктом хватания и удержания предмета.
Таким образом, с точки зрения бихевиоризма человек рождается с репертуаром действий, которые хотя и не так развиты, как у животных, но имеют пользу для индивида, позволяя ему выживать и защищаться от врагов. Подобные инстинктивные формы поведения нуждаются в дополнении навыками, что приводит к появлению более сложных форм поведения, вытесняющих из поведенческого репертуара инстинктивные реакции. "Редко можно встретить двенадцатилетнего мальчика, который не мог бы точно сказать, кем он хочет стать, к чему он пригоден и почему он к этому пригоден". Другими словами, по мнению Дж. Уотсона, с возрастом начинают действовать не столько инстинктивные факторы, сколько факторы средового воздействия на ребенка. "В дальнейшем культура колледжа настолько вытравит... все первоначальные манипулятивные наклонности, что... его влечет то к одной работе, то к другой, в зависимости от занятий его отца, случайных вакансий, традиций школы или пожеланий его родителей или других опекающих". Здесь Дж. Уотсон показывает, что развитие поведения опять же идет от инстинктивных действий (например, манипуляции, т.е. стремления ребенка схватить и удержать объект) к выработке новых форм поведения, обусловленных особенностями ситуации.