Безработица

Безработица является непременным атрибутом рыночной экономики. Проявляясь через рынок труда, безработица все же не является результатом функционирования только рынка труда. Безработица носит общеэкономический характер, являясь следствием функционирования всего хозяйственного механизма, ибо рынок труда не обособленная система социально-трудовых отношений, он органически включен в систему всех рыночных связей, а спрос и особенно предложение труда формируются за счет экономических и внеэкономических факторов. Рынок труда и пропорции между спросом и предложением рабочей силы формируют занятость, а не безработицу. Безработица является как бы "изнанкой" занятости, она испытывает влияние факторов, отличных от тех, что формируют занятость населения. Тем не менее, безработица всегда рассматривается в контексте занятости: увеличение занятости снижает безработицу, сокращение занятости - увеличивает безработицу.

Безработица - это такое явление в экономике, когда часть экономически активного населения составляют безработные.

Безработный - это тот, кто при существующих в настоящий момент условиях труда и заработной плате не имеет работу, может работать и ищет работу.

С точки зрения макроэкономики безработица отражает количественное и качественное несоответствие на рынке труда между относительно большим предложением рабочей силы и спросом на нее; это всегда недоиспользование трудового потенциала общества, совокупной рабочей силы как фактора производства.

Зарубежные экономисты разных школ и направлений давно уже пытаются выявить причины безработицы. На Западе пик изучения проблем безработицы пришелся на период Великой Депрессии, опровергнувшей классический взгляд на безработицу как на временное явление, автоматически устраняемое рыночным механизмом равновесия. Зарубежные экономисты никогда не отрицали наличия безработицы вообще, более того, они считают, что определенный уровень безработицы жизненно необходим в силу циклического характера развития рыночной экономики и называют ее естественной, или нормальной безработицей.

Существуют различные типы безработицы: фрикционная, структурная, сезонная, циклическая. Особенности проявления каждой из них обусловлены причинами их возникновения. Фрикционная безработица вызвана естественным (нормальным) стремлением человека искать более выгодные и интересные сферы приложения своей рабочей силы. Это безработица "между работами", когда человек оставил прежнее место и находится в поиске другого (процесс поиска не мгновенен, а сопряжен с определенным временем ожидания). Причины фрикционной безработицы связаны со стремлением человека улучшить условия труда, повысить заработную плату, уйти от конфликтов в коллективе, переехать на новое место жительства, просто сменить работу для сохранения жизненного тонуса, работоспособности, психологического равновесия (психологи рекомендуют менять работу не менее шести раз за жизнь, однако эта тенденция имеет национальные особенности). Фрикционная безработица всегда краткосрочна и носит добровольный характер в отличие от вынужденной безработицы, при которой работник может и хочет работать при данном уровне заработной платы, но не может ее найти. Однако добровольность фрикционной безработицы носит лишь юридический (правовой), но не экономический характер. Именно причины экономического характера (плохие условия труда, низкие заработки, давление со стороны администрации и пр.) вынуждают работника временно пополнить ряды безработных. В России фрикционная безработица носит, как правило, не добровольный, а вынужденный экономический характер; часто не фиксируется, так как перерыв в работе составляет один-два месяца, что для многих людей не является поводом обращения в службу занятости.

Структурная безработица относится к категории "нормальной", так как вызвана необходимостью структурных изменений в экономике, возникновением новых производств и отраслей на фоне постепенной стагнации старых. Структурные изменения в экономике носят длительный характер, что отражается и на продолжительности структурной безработицы, которая возникает в среде тех людей, чьи профессия и квалификация устарели и не соответствуют требованиям новых рабочих мест. К структурной безработице относится также технологическая безработица, которая вызвана совершенствованием технического уровня производств и отраслей. Специфика российской экономики в последние годы состоит в том, что структурные изменения очень редко связаны с технологическими изменениями (за исключением компьютеризации управленческих и банковских функций, требующей не переквалификации, а лишь дополнительных к основной профессии навыков). Костяк структурной российской безработицы составляют люди не с устаревшими профессиями, а с устаревшими методами работы и способом мышления, при том, что структурные изменения в России связаны с заменой рыночно неэффективных или нерыночных сфер деятельности высокоприбыльными и рентабельными, что требует новых знаний и нового мышления. Могут возникать также территориальные структурные несоответствия.

Циклическая, или спросодефицитная безработица возникает при недостаточном совокупном спросе, обусловлена спадом производства и сокращением потребительского спроса из-за падения доходов населения. Профессии и специальности безработных не столько устаревают, сколько им просто не находится применения из-за ненужности части рабочей силы. В российской экономике трудно провести четкую грань между структурной и циклической безработицей. Если в западных странах основу безработицы составляют ее фрикционный и структурный (технологический) подвиды, то для России основная проблема - это циклическая безработица с элементами структурной в виде ненужности части рабочей силы для переходной экономики (а не для экономики вообще).

Естественной и нормальной безработицей как для развитых стран, так и для России является сезонная безработица. Она характерна для сельского хозяйства, туристического бизнеса, некоторых промыслов (пушных, рыбных, китобойных, сбора грибов, орехов, ягод, целебных трав и пр.); вызвана природными факторами и достаточно легко прогнозируется в тех регионах, где преобладают указанные виды экономической деятельности.

Таким образом, безработица может быть вызвана разными причинами - спадом производства в экономике (циклическая), природными факторами (сезонная), структурными изменениями в отраслях производства (структурная, технологическая), несовершенством информации на рынке труда (фрикционная).

Комбинация причин, вызывающих тот или иной тип безработицы, формирует общий уровень безработицы в стране, который может отличаться от реального показателя безработицы на рынке труда. В связи с этим на практике понятие безработицы конкретизируют, используя различные критерии для ее классификации (рис. 2.15).

Конкретизация безработицы по выделенным критериям важна при исследовании проблем, возникающих при безработице, а также для разработки системы социальной защиты безработных и путей минимизации безработицы. Особую проблему для выработки мер пассивной и активной политики занятости и снижения уровня безработицы составляет достоверность определения количества безработных. Сегодня почти все страны используют стандартную методику Международной организации труда (МОТ) для определения численности безработных. Эта методика базируется на трех критериях безработного состояния: 1) отсутствие работы или самозанятости;

Рис. 2.15. Классификация безработицы

2) готовность и способность работать в данное время; 3) осуществление практических шагов по поиску работы. В России определить реальный уровень безработицы достаточно сложно, во-первых, из-за неоднозначности критериев безработного состояния (например, можно ли считать безработным вынужденно частично занятого и какова должна быть продолжительность состояния "вне работы" и "поиска работы" для отнесения человека к категории безработных); во-вторых, из-за регистрационного подхода к процедуре получения статуса безработного (человек должен зарегистрироваться в Службе занятости, пройти проверку на соответствие некоторым условиям, а уже признанные безработными лица не должны отклонять предложения о трудоустройстве, а получаемое ими пособие по безработице сокращается с ростом стажа безработицы).

Эти факторы преуменьшают реальный уровень безработицы. Периодические обследования домохозяйств, проводимые Федеральной службой государственной статистики с 1992 г., дают более полное представление о процессах на рынке труда, ибо проводятся во всех регионах РФ, охватывают все население страны на основе выборочного метода наблюдения, все сферы экономической активности, все сектора экономики и все категории работающих, включая самостоятельную занятость, неоплачиваемых работников из числа членов семьи, временных работников и совместителей.

Обследование домохозяйств - это единственный источник данных, который позволяет объединить и измерить занятость, безработицу и экономическую активность. Данные, получаемые методом экспертного опроса населения, увеличивают реальный уровень безработицы по меньшей мере в три раза по сравнению с официально регистрируемым. Программы обследования проводятся по рекомендациям МОТ, что обеспечивает международную сопоставимость статистических показателей.

Показатель "уровень безработицы" (УБ) рассчитывается как отношение количества безработных (U) ко всему экономически активному населению (L), где L = Е + U, а Е - численность занятого трудом населения, т.е. УБ = U/L.

Показатель "распространяемость безработицы" характеризует общее число лиц, имевших в определенном периоде статус безработного независимо от того, сохранили они этот статус к концу периода или нет. Общее число лиц определяется как сумма стоявших на учете на начало периода и признанных безработными в данном периоде. Статистическая отчетность и экспертные обследования позволяют определять распространенность безработицы как в целом, так и по отдельным социально-демографическим группам (мужчины, женщины, молодежь, сельские и городские жители).

Показатель "движение безработных" характеризуется системой показателей: 1) сколько новых лиц поставлено на учет; 2) сколько лиц имели статус безработного в начале периода; 3) сколько лиц снято с учета, в том числе трудоустроено, оформлено на досрочную пенсию, снято по другим причинам; 4) сколько безработных осталось на учете в конце периода.

Показатель "продолжительность безработицы" характеризует среднюю длительность поиска работы лицами со статусом безработного (на конец рассматриваемого периода), а также теми безработными, которые были в этом периоде трудоустроены. При анализе безработицы показатели ее продолжительности имеют особое значение. Средняя продолжительность безработицы и доля безработных, длительно не работающих, позволяют судить о виде безработицы - фрикционная (текучая), циклическая (хроническая).

Уровень безработицы является социальным индикатором развития экономики, и как социально-экономическое явление может рассматриваться с точки зрения запаса и потока. Запас - это количество безработных (10 на данный момент времени. Поток - характеристика динамики безработных, движения в и из состояния безработицы. Показатели потока безработных связаны с притоком в безработицу (Г) и оттоком из безработицы (О). В целом выделяют шесть основных потоков, которые характеризуют состояние рынка труда и уровень безработицы (рис. 2.16): от занятых к безработным, и наоборот, от экономически неактивных к занятым, и наоборот, от безработных к экономически неактивным, и наоборот.

Рис. 2.16. Схема потоков на рынке труда

Обозначим эти потоки:

o b - доля занятых, которые выходят из рабочей силы;

o h - доля тех, кто из экономически неактивного населения переходит в занятые;

o с - доля безработных, которые выходят из рабочей силы;

o g - доля тех, кто из экономически неактивного населения переходит в безработные;

o s - доля тех, кто теряет работу и становится безработным;

o f - доля безработных, которые находят работу.

Тем самым, уровень безработицы является функцией от шести потоков (направлений движения):

, (2.18)

где знак над переменной означает ее прямую или обратную связь с уровнем безработицы.

К показателям безработицы относится размер пособия по безработице, который дифференцируется в зависимости от категории граждан, признанных безработными. Пособие выплачивается:

1) лицам, уволенным с предприятий по любым основаниям (кроме увольнения по собственному желанию) и имевшим в течение последнего года до начала безработицы не менее 12 календарных недель (трех месяцев) оплачиваемую работу. Размер пособия определяется по следующей формуле: в течение первых трех месяцев в размере 75% среднего заработка за последние три месяца по последнему месту работы, в течение четырех следующих месяцев - 60% того же среднего заработка; в дальнейшем (пять месяцев) - 45% среднего заработка. Общая продолжительность выплаты пособия - 12 месяцев безработицы. Введены ограничения по размеру пособия по безработице - оно должно быть не ниже 20% бюджета прожиточного минимума (БПМ) по региону и не выше самого БПМ;

2) лицам, не имевшим 26 календарных недель оплачиваемой работы в течение года до начала безработицы, а также лицам, впервые ищущим работу либо желающим возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва - пособие выплачивается не ниже 20% БПМ по региону;

3) безработным, обучающимся по направлениям службы занятости с выплатой стипендий в период обучения в размере 75% от средней зарплаты за последние три месяца работы; размер пособия по безработице для этой категории лиц составляет 20% БПМ по региону.

Показатель "скрытая безработица" не учитывается в общем показателе уровня безработицы. Федеральная служба государственной статистики косвенными путями изучает масштабы скрытой безработицы, используя отчеты предприятий, исследуя формы скрытой безработицы - излишнюю численность работников; численность занятых на условиях неполного рабочего времени и желающих перейти на полный рабочий день, но не имеющих такой возможности в силу экономической конъюнктуры фирмы; численность лиц, находящихся в административных отпусках без сохранения содержания, в длительных отпусках с минимальным размером оплаты труда (МРОТ); численность лиц, простаивающих из-за отсутствия материально-технических ресурсов. Тем самым, в российских условиях скрытой безработицей называется ситуация, когда работники, формально не разрывая трудовых отношений и считаясь занятыми, не имеют работу и не получают зарплату или работают неполное рабочее время (день, неделю). В международной практике такая ситуация называется недозанятостью, а скрытая безработица состоит из людей, которые не входят в экономически активное население на данный момент времени, но хотели бы войти в рабочую силу, если предоставленная им работа будет для них подходящей.

Показатель "структура безработицы" характеризует безработных по полу, возрасту, уровню образования, профессиональному статусу, социальным признакам (рабочие, служащие, специалисты), по уровню доходов и обеспеченности, по причинам увольнения. Анализ структуры безработицы проводят на основе сочетания статистических, оперативных и социологических методов исследования. Итогом анализа может быть разработка социально-демографического портрета безработного.

Вопрос о социально-экономических последствиях безработицы занимает особое место в теории безработицы. Безработица, прежде всего, означает недоиспользование производственного и человеческого капитала общества; она оборачивается для страны потерями национального продукта и национального дохода. Если экономика не может создать достаточного количества рабочих мест для всех, кто хочет и может работать, потенциальное производство товаров и услуг теряется безвозвратно. В невыпуске продукции проявляются экономические издержки безработицы. Разницу между фактическим объемом валового национального продукта (ВНП) и потенциальным, который мог бы быть создан, но не произведен, принято называть отставанием объема ВНП. Закон А. Оукена математически описывает зависимость между ростом безработицы и отставанием фактического ВНП от потенциально возможного. Его закон гласит: если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1%, то отставание ВНП составляет 2,5%. В этом законе принципиальным моментом является уровень безработицы, принимаемый обществом как естественный или нормальный (а он, как известно, складывается из структурной и фрикционной безработицы). Естественный уровень безработицы считается предельно допустимым, ибо при нем достигается равновесие факторов, повышающих рыночные цены и заработную плату. По мере развития рыночной экономики естественный уровень безработицы повышается. В западных странах в 70-80-е гг. XX в. естественная норма безработицы составляла 3-4%, сегодня 5-6%. В России эту норму определить трудно из-за отсутствия стабильной низкой инфляции и наличия высокой скрытой безработицы.

Внеэкономические издержки безработицы лежат в плоскости социальных, психологических и политических проблем. Они связаны не только с увеличением социальной напряженности в обществе, но и с возможным изменением политического курса страны в сторону отхода от экономических (рыночных) реформ. Негативные социальные последствия безработицы связаны со снижением жизненного уровня безработного, а также уровня заработной платы занятых вследствие усиления конкуренции на рынке труда; с увеличением налоговой нагрузки на занятых вследствие необходимости социальных компенсаций и материальной поддержки семей безработных; с полной или частичной утратой квалификации лиц, длительное время остающихся безработными, а также с увеличением затрат общества на ее восстановление; с ростом преступности, с нравственной и психологической деградацией лиц, длительное время не имеющих работы. Массовая безработица ведет к росту суицида, психическим расстройствам, смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. Безработица увеличивает расслоение населения по уровню доходов, ведет к маргинализации (от лат. marginalis - находящийся на краю) отдельных слоев населения и социальной апатии (бездеятельности).

Основные направления государственной политики содействия занятости населения и его защиты от безработицы представлены на рис. 2.17.

Наиболее перспективными направлениями регулирования занятости и минимизации безработицы являются активные экономические методы с использованием инструментов стимулирования инвестиционной активности, поддержки малого бизнеса и самозанятости, профессионального обучения и переподготовки кадров. Основной тактической задачей является минимизация безработицы, приостановка ее роста с одновременным обеспечением безработных приемлемыми социальными гарантиями и поддержкой.

Рис. 2.17. Структурная схема основных направлений политики занятости и минимизации безработицы