Беспредельны ли познавательные способности
Однако возможен еще один подход к теме. Наши представления о мире, наши знания все-таки реальны. Но далеко не все может быть познано сразу, так как познание есть процесс. Иначе говоря, успешно продвигаться по пути познания человек, разумеется, может. Но это вовсе не означает, что он разгадает все тайны сразу. Важно подчеркнуть, что, по утверждению Канта, нужно твердо знать, каковы возможности и пределы разума, на что он должен претендовать, а от чего должен воздержаться. Именно этим и занимается философия, так как, по определению Канта, метафизика является прежде всего наукой о границах человеческого разума.
Границы человеческих познавательных способностей не бесконечны. Но ведь теория познания ничего не берет на веру. Это положение тоже требует доказательств. Можно предположить, что познавательный аппарат будет эволюционировать и достигнет совершенства. Кроме того, человек создал в помощь своим органам восприятия и опыта новейшие инструменты. И еще создаст. Познание станет более проникающим, универсальным. Но и тогда нельзя будет абсолютно точно и доказательно знать, насколько точно наше познание постигает действительность.
Мыслители XVIII в. полагали, что сознание человека предельно прозрачно, а процесс мышления протекает без всяких помех. Если логически доказана некая истина, то она оказывается приемлемой для всех. На то и дан человеку разум, чтобы откликаться на зов ума. Мышление понималось как чистый процесс приближения к ясному и всеобщему знанию. За минувшие два столетия картина резко изменилась. Оказалось, что сознание реализует себя не просто, а преодолевая внутренние коллизии разума. Истина нередко соседствует или вовсе сплетается с предрассудками.
Однако теория познания стала гораздо драматичнее после того, как был открыт феномен бессознательного. Еще в античной философии были выдвинуты догадки о том, что человеческая психики, т.е. внутренний мир человека богаче, обширнее сознания. Во многих душевных состояниях человек не отдает себе отчета. В психике есть такие сферы, которые полностью не охватываются мышлением одномоментно и полностью. Стало быть, разум нужно освобождать от "идолов сознания".
Основная проблема теории познания – познаваемость мира. Но при этом исследованию подлежит не только то, что мы познаем, но прежде всего то, что мы должны познавать, т.е. наша способность познания. Эту проблему можно решить, если принять определенные исходные положения, которые являются постулатами (исходными положениями) научного знания. К их числу относятся признания гипотетического характера всех знаний о действительности, существования независимого от сознания определенного мира, частичной познаваемости и объясняемости реального мира. Эти постулаты нельзя доказать, но имеются аргументы, которые делают их очевидными.
Понимание и объяснение
Понимание – способность иметь о чем-либо правильное мнение; в психологии: постижение смысла и значения чего-либо и достигнутый благодаря этому результат. Понимание – это также вызванное внешними или внутренними воздействиями специфическое состояние сознания, фиксируемое субъектом как уверенность в адекватности воссозданных представлений и содержания воздействия. Объяснение – функция научного познания, состоящая в раскрытии сущности изучаемого объекта. Объяснить – значит пролить свет на какой-либо более или менее запутанный факт путем установления того, зачем и почему нечто именно такое, а не иное.
Чувственный и рациональный этапы познания и их формы
Чувственное восприятие – переживание, осознавание истинно предметного (принадлежащего как внешнему миру, так и внутреннему) с помощью внешних чувств или непосредственно с помощью "внутреннего" чувства. Рациональный этап – разумный, отправляющийся от разума и осуществляющийся благодаря разуму. Абстракция (от лат. abstractio – отвлечение) – чисто мысленное, данное в понятиях. В философском смысле абстрактным является: 1) реальный результат всякого мышления, результат абстрагирования; 2) все понятийное.
Эмпиризм, рационализм, априоризм и интуитивизм
Эмпиризм – направление в гносеологии, которое все познание выводит из чувственного опыта (эмпирии). Рационализм – точка зрения рассудка, соответственно – разума; совокупность философских направлений, делающих центральным пунктом анализа разум, мышление, рассудок – с субъективной стороны, а разумность, логический порядок вещей – с объективной. Априоризм – познание априори, т.е. до опыта. Этот тип познания характерен для кантианства и неокантианства. Интуитивизм – философское течение, представители которого противопоставляют рациональному познанию непосредственное постижение действительности, основанное на интуиции. Она понимается как особая способность сознания, несводимая к чувственному опыту и логическому мышлению.