Бергсон
Последним крупным представителем философии жизни был французский мыслитель Анри Бергсон (1859-1941). В теоретической философии он отстаивал принципы интуитивизма, существенно ограничивая роль разума в деле обретения достоверного знания. В этике, которой он посвятил итоговое произведение своей жизни "Два источника морали и религии" (1932), Бергсон также остается верным своей позиции.
Рассматривая взгляды Шопенгауэра, Кьеркегора и Ницше, мы видели, что они выступали против императивной формы нравственности. Тем не менее нормы составляют необходимую часть морали. Вопрос только в том, какую роль они в ней играют – основную или вспомогательную? В поиске ответа Бергсон обращается к истории возникновения запрета. Он полагает, что в нем отразилось желание общества сделать жизнь столь же упорядоченной, как и окружающий мир природных явлений. Отсюда запреты – это преломление инстинкта самосохранения, а отнюдь не разума, как полагал рационализм. Порожденные инстинктом нормы, как правило, также исполняются людьми инстинктивно. За ними стоит авторитет общества, и любая социальная система крайне консервативно относится к ним, не желая признавать никаких изменений. Запреты связывают людей в единое целое, позволяют им обуздать разрушительные антиобщественные силы, но, с другой стороны, они противятся влияниям извне, опасаясь разрушения общины.
Однако человек не может жить исключительно в закрытой системе. Помимо инстинктивной привязанности к родной земле, в нем существует тяга к преодолению границ узкого окружения. Он стремится к неизведанному, к общению с другими людьми и, наконец, к жизни, согласно другой морали, не разделяющей людей по узким общинам, а, наоборот, собирающей их в единое человечество. Эта мораль базируется не на норме, а на порыве человека к совершенству. Она зафиксирована не в кодексах и запретах, а в образах героев-подвижников, разбивающих своей проповедью национальные и иные перегородки между людьми. При этом пророки ничего не требуют от своих последователей, они просто зовут за собой. Этот образ открытой морали основан на творческом понимании собственной жизни, которая ради движения к наивысшему состоянию может быть приведена в соответствие с живым образом совершенства. В качестве подвижников, чей образ стал основой для великих нравственных учений, Бергсон называет Христа Спасителя, Моисея, пророка Мухаммеда, Заратустру и др. Отметим, что оба образа морали – нерациональны. Первый основан на социальном инстинкте, второй – на эмоциях.
Кроме того, различные понимания нравственности существенно отличаются друг от друга по мотивации. Мораль запрета руководствуется лишь долгом, а мораль призыва – универсальной любовью, энтузиазмом, верой в прогресс, тягой к героизму. Означает ли это, что мы должны отвергнуть первый образ и жить согласно второму? Отнюдь нет. Человек не может существовать, руководствуясь только порывом, стремясь постоянно преодолевать себя. Порыв может быстро иссякнуть, но это не значит, что мы в таком случае получаем право не выполнять нормы. Взятые отдельно друг от друга, обе морали не смогут утвердиться: исполнение норм превращается в рутину, а порыв быстро сходит на нет. Поэтому будет правильным рассматривать их не как два отдельных идеальных типа нравственного сознания личности, а как две ее стороны. В таком случае порыв дает нормам их обоснование, а нормы придают порыву обязательность. Именно здесь, на стадии согласования двух практических линий поведения, огромную роль должен сыграть разум. Исторически это выглядит так: общество живет в согласии со своей узкой, закрытой моралью, но затем являются подвижники и вносят в нее необходимые для дальнейшего развития свежие идеи. Эти идеи осмысляются обществом и постепенно закрепляются в практике. Между закрытой и открытой душой есть душа открывающаяся – подводит итог своим размышлениям французский философ.
Бергсон завершает теоретическое обоснование антинормативного поворота. Его итогом становится современное понимание двух важнейших типов морали. Первый – это узкая, нормативная мораль, выражающая социальные установления, второй – это широкая, полная мораль, основанная на тяге личности к совершенству. Для первого образа характерна опора на запреты, которые могут быть весьма изменчивы и ситуационно обусловлены. Второй образ, напротив, сориентирован на ценности, которые имеют для него абсолютное значение.
Этика философии жизни возникла и развивалась во многом как реакция на рационалистическое толкование морали. Ей удалось значительно расширить понимание нравственного опыта, внести в него элементы различных познавательных способностей и мировоззренческих черт. Шопенгауэр снова восстанавливает в правах моральные чувства (сострадание), Кьеркегор ищет связь этики и религии, Ницше указывает на ценностное измерение морали, а Бергсон пытается придать концептуальное единство всем указанным находкам. Каждый из рассмотренных здесь мыслителей станет непререкаемым авторитетом для нескольких последующих этических учений.
***
История этики не заканчивается на философии жизни. В XX в. появится несколько очень интересных направлений, которые внесут много нового в понимание нравственных феноменов. Мы их рассмотрим в следующих главах применительно к решению основных теоретических проблем этики.