Бенедиктинский устав
Устав св. Бенедикта наставлял: "Монастырь должен, насколько это возможно, быть организованным таким образом, чтобы производить все необходимое, иметь воду, мельницу, сад и различные ремесла, дабы монахи не были вынуждены выходить за его стены, что пагубно для их душ". Специальная глава "О каждодневном рукоделии" предписывала монастырской братии распорядок дня с чередованием молитв и чтения с физическим трудом. Черное облачение монахов-бенедиктинцев включало скапулярий (от лат. scapula – "плечо") – фартук для прикрытия рясы в ходе лесных и полевых работ. На братию возлагалось обустройство обителей своими руками: литье колоколов, изготовление стеклянных окон и ламп, книжных переплетов, красок, золотой и серебряной утвари (кадильницы, кресты, чаши, кубки, подсвечники), мозаичная отделка стен и полов.
Но императорская забота Карла Великого и Людовика Благочестивого о вере включала, наряду с основанием сотен церквей и монастырских аббатств, их одаривание зависимыми держателями и повсеместное обложение земледельцев церковной десятиной. При Карле Великом для маленьких церквей считалось обычным владение 200–300 дворами крепостных работников, а для крупных – 3–8 тыс. дворов; аббатство в Туре, куда настоятелем император назначил своего приближенного, ученого Алкуина (735–804 гг.), владело 20 тыс. дворов. Поэтому аббатства "самообеспечивались" не столько трудом монахов, сколько трудом растущего числа зависимых и подневольных держателей, часть которых обязывали к ремесленным работам – изготовлению для монахов одежды, обуви и орудий труда – топоров, лопат, вил, серпов, лемехов.
Религиозный фактор развития торговли и ремесла
Хотя устав св. Бенедикта предписывал, что "надо с корнем исторгнуть из монастыря страсть любоимания" и соблюдать умеренность в трапезах, с ростом феодализма монастыри превратились в центры стяжания богатства. Духовенство приумножало земли и доходы переносом святых мощей и реликвий в новые храмы, требуя жертвовать для них имущество; нс только обещало небесное блаженство, но и угрожало адскими муками за нежелание жертвовать (что вызвало нарекания даже со стороны Карла Великого на склоне его лет). Монастыри стали взимать с зависимых поселян мясные и бочарные оброки, добиваться монополий на продажу соли и вина. Светские сеньоры, постоянно занятые столкновениями и резней, основывали новые церкви и дарили им земли не только ради искупления грехов и "на помин души", но чтобы обеспечить себе пожизненное владение, завещанное церкви.
Стечение к монастырям богомольцев притягивало и купцов, и на пространстве около монастыря возникал торг, отчего аббатству была двойная выгода от торга: пошлина с торговцев-мирян и доход от продажи предметов культа, изготовленных в самом монастыре. Поэтому, несмотря на порицающие тексты Священного писания и учителей церкви, торгующие не изгонялись, а монастыри добивались привилегий на устройство ярмарок (от нем. Jahrmarkt – "ежегодный рынок"), которые к X в., приуроченные к церковным праздникам, стали широко распространенным явлением.
Купцы следовали за паломниками; а монастыри устанавливали контроль над торговыми путями. В XI в. два важнейших перевала через Альпы получили имена Сен-Бернар и Сен-Готард в честь основателей близлежащих высокогорных монастырей – француза св. Бернара Мантонского и баварца св. Готтарда (Годехарда), епископа Хидельсхаймского.
Круг обслуживавших монастырь ремесленников, поначалу немногочисленный, постепенно расширялся. Он включал не только наиболее искусных на руки монахов, но также мастеров, присылаемых по воле королей (оброчное невольничество), и умельцев из числа зависимых крестьян (поощряемых дополнительными наделами). Возник также и слой свободных бродячих ремесленников, странствовавших и промышлявших заказами в разных местах.
Первым ремеслом, регулярно выполнявшим работу на заказ потребителя, стало кузнечное (нередко подразумевавшее умение также работать по дереву и стеклу, инкрустировать оружие); о его значении свидетельствует распространенность фамилий, означающих на разных языках "кузнец": Шмидт по-немецки, Смит по-английски, Эррера по-испански, Ковач по-венгерски и т.п.
Каролингское законодательство дало также импульс возрождению городской жизни, возводя в ранг города местопребывание епископа с кафедрой (от греч. "кафедра" – возвышенное место для речи, проповеди; отсюда итал. cattedrale, франц. cathedrale, англ. cathedral – здание-собор), вокруг которой формировался совет духовных лиц – капитул (от лат. capitulum). Со временем в черте города отдельными общинами стали оседать кузнецы и прочие мастера.