Беллетристическая повесть
В XV в. отмечается рост интереса к беллетристическому чтению, особенно к жанру повести, которая выросла из легенды, сказки или притчи, а главной проблемой в ней являлся вопрос о нравственном облике правителя.
"Повесть о мунтьянском воеводе Дракуле"
По мнению Я. С. Лурье, "Повесть о Дракуле" создана в конце XV в. государевым дьяком Федором Курицыным. Известный еретик и крупнейший дипломат, он возглавлял в 1480-е гг. русское посольство в Венгрию и Молдавию. Там он мог услышать предания о Дракуле и использовать их в своей повести. На первый взгляд это типичная историческая повесть, поскольку в тексте упоминаются реальные события и лица, например венгерский король Матвей Корвин и турецкий султан Мехмед II, которые в XV в. неоднократно пытались захватить "Мунтьянскую землю" – Валашское княжество, находившееся на территории современной Румынии. Ничего не сообщая о предыстории "мунтьянского воеводы", "Повесть" подробно рассказывала о судьбе его потомков. У главного героя произведения существовал реальный прототип – правитель Валахии в 1450–1470-е гг. Влад по прозванию Цепеш ("сажатель на кол"), или Дракула ("Дракон"; позднее имя было соотнесено с румынским словом "дьявол"), о жестокости которого в Европе ходило много легенд. "Повесть о Дракуле" – оригинальная обработка одного из "бродячих" сюжетов мировой литературы, отличающаяся от немецких и венгерских произведений на эту тему.
Написанная в форме посольской "отписки", "Повесть" состоит из ряда рассказов, похожих на исторические анекдоты, в основе которых лежит диалог. Жизнь того, кто ведет беседу с Дракулой, часто зависит от его ума, находчивости и умения угодить владыке. По-разному складываются судьбы двух католических монахов, прибывших из Венгрии и увидевших во дворе Дракулы множество посаженных на кол и колесованных людей. Тот, кто начал учить царя милосердию, попал в число мучеников; другой за мудрость ответа: "Ты, государь, от Бога поставленъ еси лихо творящих казнити, а добро творящих жаловати", – был награжден и с честью отправлен на родину. Один из главных в "Повести" – мотив испытания, "соревнования умов", поскольку жестокость в Дракуле сочетается с остроумием; его речи загадочны, иносказательны. Прежде чем сжечь нищих, он спрашивает их, хотят ли они стать "беспечальными" и ни в чем не испытывать нужды, подразумевая, что только смерть может избавить человека от всех бед и забот. Послы многих государств казнены Дракулой за то, что не смогли ответить на его коварные вопросы по причине неопытности, "малоумия", веры в статус дипломатической неприкосновенности.
Грозный владыка искореняет зло в своей земле, в какой бы форме оно ни встречалось: ленивой жене, чей муж ходит в рваном платье, по его приказу отрубают руки; воинов, раненных в спину, он распоряжается казнить, а тем, кто ранен в грудь, воздает почести; послам, не снявшим перед ним шляп, Дракула повелевает прибить их к головам, чтобы не только "своих обычаев крепко держались", но и чужие уважали. Сжигая нищих и калек, Дракула полагает, что заботится о богатстве государства, нравственном и физическом здоровье народа. Он изощренно жесток, но в чем-то его бессердечие благотворно. В земле Дракулы в безлюдном месте у колодца может стоять золотая чаша, которую никто не стремится украсть, ибо воров ждет мучительная смерть. "И толико ненавидя во своей земли зла, яко хто учинит кое зло, татбу или разбой, или кую лжу, или неправду, той никако не будет живъ. Аще ль велики боляринъ, иль священник, иль инок, или просты, аще и велико богатьство имѣл бы кто, не может искупитись от смерти..." – пишет автор "Повести", подчеркивая справедливость Дракулы, одинаково относившегося к виновным, независимо от их социального статуса и имущественного положения.
Ученые по-разному определяли идейный смысл "Повести о Дракуле": одни видели в ней осуждение тирании, другие – апологию сильной власти. Существование столь противоположных мнений можно объяснить доминированием в произведении беллетристики, а не публицистики, когда автор прямо выражает свое отношение к герою. Переход Дракулы из православия в католичество но требованию венгерского короля вызывает и осуждение, и сочувствие, ведь это вынужденный шаг для человека, 12 лет находившегося в плену: "Увы, не возможе темничныя временныя тяготы понести, и уготовася на бесконечное мучение..." В целом произведение лишено средневекового дидактизма, а в самом герое преобладает то "зломудрие", то "велемудрие".
Вернув корону, Дракула продолжил борьбу с турками и погиб на поле боя. Примечательно, что смерть героя является неожиданной и странной, т.е. в соответствии с представлениями древних становится наказанием за грехи. В сумятице боя, чтобы лучше видеть, как его воины "рубят" отступающих врагов, Дракула поскакал на гору, опережая приближенных, но был принят за "турчина" и сражен копьем. В контексте других известий "Повести" (например, сообщения о том, что Дракула попал в плен из-за измены в собственном войске) сцена гибели "мунтьянского воеводы" свидетельствует об антинародном характере его правления. Под сомнение ставится та философия жизни, согласно которой благая цель оправдывает любые средства для ее достижения, даже те, что грубо попирают нравственную норму.
Созданная в Средневековье, "Повесть о Дракуле" отразила жестокие нравы эпохи, когда человек постоянно испытывал страх смерти, чувствуя себя беззащитным перед стихийными бедствиями и эпидемиями, которые выкашивали целые города, перед тяготами военного времени и произволом властей. Идеальным мог считаться правитель, который умел быть грозным по отношению к врагам государства и милостивым для "добро творящих". Избегая однозначных оценочных суждений, древнерусский писатель как бы выносил на всенародное обсуждение вопрос, который станет одним из главных в публицистике грядущего столетия, – каким подобает бытъ государю.
В XVI в. интерес к беллетристике падает, и "Повесть о Дракуле" попадает в разряд "неполезных", так как в ней слишком откровенно рисовалась жестокость царя, напоминавшая страшные расправы Ивана Грозного с неугодными боярами. В XVII в. интерес к произведению возрождается, но сам образ Дракулы упрощается, лишается двойственности: "мунтьянский воевода" изображается или мудрым, или жестоким.
Другие произведения на эту тему, окружая единодержавную власть благочестивого государя ореолом святости, использовали для идеализации героя приемы либо агиографии ("Повесть об иверской царице Динаре"), либо сказки ("Повесть о Басарге"), Нарушая жанровый канон, они вносили в литературу конфликты, подсказанные самой действительностью, но в решении их допускали вымысел.