Базовые процессы текстовой обработки
Современный подход к описанию процессов понимания текстовой информации и отдельных высказываний предполагает, что в основе их лежат процессы конструирования внутренних концептуализаций элементарных суждений (предложений). Конкретная форма таких концептуализаций пока неясна. Существует по меньшей мере четыре модели первичных концептуализаций, представленные в работах Шенка (Шенк, 1980), Кинча (Kintsch, 1972; 1975), Линдсея, Нормана, Румельхарта (Rumelhart, Lindsey & Norman, 1972; Gentner, 1981) и Андерсона (Anderson, 1976; 1983; 2003). Отметим, что предполагаемые этими моделями различия касаются лишь внутренней структуры первичных концептуализаций. В общем же плане все модели сходятся на том, что основой концептуализации является логическая модель высказывания, называемая пропозицией.
Понятие пропозиции не имеет определения. Это одно из базовых понятий математической логики. Психология познания заимствовала это понятие, также не дав ему четкого определения. Неформально можно сказать, что пропозиция описывает состояние дел в некотором мире безотносительно ко времени. Единственным свойством пропозиции специалисты по логическому анализу языка считают свойство истинности. Таким образом, пропозиция связывает субъекта с миром, информирует его о положении дел в этом мире. Иными словами, понятие пропозиции настолько абстрактно, что единственное, что о ней можно сказать, – это то, что она выражает некоторое значение.
В серии исследований было показано, что, во-первых, конкретная синтаксическая форма высказывания не запоминается субъектом, а во-вторых, успешность запоминания высказывания и текста зависит не столько от их физической длины и грамматической формы, сколько от логической пропозициональной структуры: чем больше пропозиций включает в себя высказывание, тем труднее его запомнить, разумеется, при прочих равных условиях (Kintsch, Kozminsky, Streby, McKoon & Keenan, 1975).
Другими исследователями (Ratcliff & McKoon, 1978) было обнаружено, что успешность лексической преднастройки определяется не близостью слов внутри предложения, но близостью структурных составляющих пропозиции. Методика их эксперимента состояла в следующем. Испытуемые читали короткие тексты с целью их запоминания. Затем наступала фаза тестирования. На экране монитора испытуемым предъявлялись слова. Часть из них содержалась в прочитанных предложениях, а другая часть не содержалась. Задача испытуемых состояла в том, чтобы как можно быстрее определить новые и старые слова. Оказалось, что в случае последовательного предъявления слов из одного и того же предложения (т.е. лексической преднастройки целевого слова-стимула) время реакции испытуемого уменьшается. Особо заметным такое уменьшение становится тогда, когда слово-преднастройка относится к той же пропозиции, что и целевое слово.
Таким образом, экспериментальные факты свидетельствуют о том, что информация, находящаяся в памяти человека, действительно имеет пропозициональную форму. Эта информация и является результатом процессов понимания высказывания.
Большинство исследователей считает, что центральным элементом пропозиции является предикат, выполняющий конституирующую роль. Каждому предикату приписан один или несколько аргументов. Пропозиции, имеющие в своем составе общие элементы, образуют комплексные пропозиции, которые, в свою очередь, могут объединяться в макропропозиции первого, второго и более высоких порядков, таким способом достигается связность в понимании текста. Также возможно, что одна пропозиция становится элементом другой пропозиции, как бы встраиваясь в него. Так возникают иерархии пропозиций.
В многочисленных психологических исследованиях было показано, что в основе связности текстовой информации могут лежать самые различные причины. В связи с этим Шенк и Абельсон (Schank & Abelson, 1977; Schank & Wllensky, 1978), например, кроме понятия "концептуализация", аналога понятия "пропозиция", используют понятия "каузальной цепочки", "цели", "плана", "скрипта" и "темы". Другие авторы для объяснения процессов обработки связного текста вводят понятия "грамматики историй" (Mandler, 1982; Mandler & Johnson, 1977; Thorndyke, 1977) и точки зрения (Black, Turner & Bower, 1979; Keysar, 1994).
Проблема, таким образом, заключается в вопросе о том, какие процессы, кроме процессов конструирования пропозиций, определяют тот факт, что текстовая информация представляется читателю или слушателю в виде единого целого.
Другим важным понятием, определяющим современный подход к пониманию того, как обрабатывается информация, представленная в текстовом виде, является понятие когнитивной схемы.
Это понятие начало активно использоваться теоретиками познания, начиная примерно с середины 70-х гг. (см. Найссер, 1981), хотя в своей основополагающей интерпретации оно восходит еще к работам Ж. Пиаже (1994) и Ф. Бартлетта (Bartlett, 1932). Некоторые исследователи, однако, предполагают, что сам Бартлетт заимствовал это понятие из работ психофизиолога Хебба, посвященных исследованию нервных механизмов поддержания позы у животных (Oatley, 1978). В этих работах была обоснована необходимость описания поведения животных, связанного с поддержанием той или иной позы, с помощью понятия схемы тела. В качестве морфологических основ схемы тела рассматривались сложные нейронные структуры ассоциативного типа.
Ф. Бартлетт (Bartlett, 1932) решил использовать понятие когнитивной схемы для описания результатов экспериментов, отражающих особенности запоминания осмысленного материала.