Базовая пенсия

Базовую пенсию гарантированно обеспечивает государство путем выплаты из федерального бюджета при соблюдении минимальных условий по стажу, возрасту, размеру перечисленных взносов. Поскольку это аналог существующего фиксированного базового размера страховой пенсии (ФБР), ее размер с 2015 г. установят на уровне ФБР (сейчас 3945 руб.).

Базовая пенсия будет ежегодно индексироваться по темпам роста либо прожиточного минимума, либо инфляции. Тем самым обеспечивается сохранение реального уровня пенсии, а в перспективе уменьшается дефицит бюджета Пенсионного фонда в отношении к ВВП. Трансферт федерального бюджета на базовую пенсию будет постепенно снижаться – с 3% ВВП в 2012 г. до 1,6-1,7% к 2030 г.

Страховая пенсия

Ее размер зависит от стажа и заработка, а также от макроэкономической ситуации и состояния бюджета Пенсионного фонда. Формула для определения размера страховой пенсии по старости такова:

СП = ИПК • СПК,

где СП – размер страховой пенсии по старости; ИПК – индивидуальный пенсионный коэффициент; СПК – стоимость одного пенсионного коэффициента в году назначения страховой пенсии по старости.

Итак, пенсионные права рассчитываются не в сумме, а в индивидуальных пенсионных коэффициентах (ИПК), отражающих степень личного участия работника в системе. Один балл назначается за каждый год работы при уплате всех 22% взносов с максимального размера зарплаты, с которой уплачиваются взносы (сегодня 568 тыс. руб. в год). Сейчас этот уровень соответствует примерно 160% средней заработной платы; к 2015 г. будет составлять 230%, или около 1 млн руб. в год, к 2021 г. – 1,88 млн руб. в год. Для тех, кто выходит на пенсию в 2015 г., нужно будет заработать 6,6 балла, а в 2021 г. – 30 баллов.

Поощряется более поздний выход на пенсию путем начисления дополнительных баллов ИПК. Максимальная надбавка за стаж составит 2,5 балла. Увеличивается также и базовая пенсия (табл. 6.9).

Таблица 6.9. Коэффициенты роста пенсий в зависимости от времени выхода на пенсию

На сколько лет отложен выход на пенсию

Коэффициенты

для базовой пенсии

для страховой пенсии

1

1,056

1,066

2

1,12

1,15

3

1,19

1,24

4

1,27

1,34

5

1,36

1,45

6

1,46

1,59

7

1,58

1,74

8

1,73

1,9

9

1,9

2,09

10

2,11

2,32

В итоге при 30-летнем стаже уплаты страховых взносов и при выходе на пенсию на 5 лет позже установленного возраста пенсия достигнет 37% заработка, т.е. приблизится к международному стандарту. При стаже уплаты взносов 35 лет коэффициент замещения составит 48%, а пенсия будет на 85% больше обычной.

Индивидуальные пенсионные коэффициенты корректируются также в зависимости от статуса будущего пенсионера, например, увеличиваются для родителей с детьми, для прошедших службу в армии и пр.

Для получения права на страховую пенсию необходимо набрать за весь период трудовой деятельности определенное число баллов индивидуального пенсионного коэффициента. При выходе на пенсию рассчитывается средний индивидуальный пенсионный коэффициент за весь стаж: коэффициенты суммируются и умножаются на стоимость одного пенсионного коэффициента (СПК), которая утверждается в бюджете ПФР. В 2015 г. СПК прогнозируется на уровне 647,7 руб. Полученная сумма и будет размером страховой пенсии.

Права на получение базовой и страховой пенсии одинаковы и содержат два условия. Первое условие - минимальный страховой стаж 15 лет (сегодня он составляет 5 лет). В настоящее время страховой стаж менее 15 лет имеют около 10% выходящих на пенсию граждан. Норма будет вводиться поэтапно в течение 10 лет, увеличиваясь каждый год на один год. Рубежом достижения максимальной пенсии является стаж 30 лет. На Западе трудовой стаж, необходимый для получения пенсии в полном объеме, варьирует по странам: в Англии он составляет 27 лет, в Швеции – 30 лет, в Дании и Италии – 40 лет, во Франции –37,5 лет. Второе условие – минимальный размер пенсионных взносов должен быть уплачен, исходя из двух минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) в течение 15 лет.

Если граждане не выполнили условий обязательного пенсионного страхования, они получают социальные пенсии из федерального бюджета, начиная с 60 лет (женщины) и 65 (мужчины).

Третий тип пенсии – накопительная пенсия, формируемая на прежних условиях, т.е. являющаяся аналогом нынешней накопительной части пенсии. Однако следует учитывать изменение структуры тарифа: отмена накопительной части для лиц, не распорядившихся пенсионными накоплениями до конца 2015 г., и применение тарифа 6% для лиц, выбравших режим управления пенсионными накоплениями.

При этом решено новые пенсионные накопления в НПФ на период 2014–2015 гг. перевести под управление ВЭБ для их использования в распределительной системе. После переаттестации негосударственных пенсионных фондов и их акционирования накопления будут возвращены фондам с учетом доходности от размещения этих средств по ставке не меньше, чем инфляция плюс 1%.

В целях дальнейшего развития пенсионной системы предполагается расширение охвата работающих обязательным пенсионным страхованием и поэтапное повышение уровня облагаемого заработка.

Планируется постепенное приведение в соответствие страховых взносов самозанятых граждан с уровнем пенсионных выплат. Предусматривается формирование их пенсионных прав исходя из коэффициента замещения 40% при уплате соответствующего тарифа страховых взносов. Самозанятые граждане будут иметь право выбора варианта уплаты страховых платежей.

Важным направлением является поэтапное преобразование системы досрочных пенсий. Сейчас более 30% пенсионеров составляют лица, получающие досрочную трудовую пенсию за счет ПФР, а не страховых взносов работодателей. Это приводит к снижению уровня пенсионного обеспечения остальных пенсионеров и снижает ответственность работодателей за условия и безопасность труда, оптимизацию рабочих мест.

Для обеспечения социальных гарантий работникам и оптимизации пенсионного бюджета вводится дополнительный тариф страховых взносов для работодателей, у которых работники выходят на пенсию досрочно. Создается система компенсаций работникам с одновременным введением льготы по налогу на прибыль для работодателя. Для педагогов, медицинских и творческих работников сохранится право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а для иных работников необходимо постепенно увеличить требования к стажу для досрочного назначения пенсии. К середине 2030-х гг. данная категория пенсионеров перейдет на общие основания пенсионного обеспечения.

Помимо совершенствования трудовой пенсии необходимо развивать корпоративное пенсионное страхование. Оно должно способствовать формированию достойного уровня пенсий (с коэффициентом замещения свыше 40%) для лиц с высоким уровнем доходов. Для этого необходимо эффективное функционирование институциональных групп в виде НПФ, банков и страховых компаний, реализующих эти задачи. Выстраивается система нового правового регулирования их деятельности, система стандартизации финансовых пенсионных продуктов, налоговых льгот. Так, вводится понятие пенсионный продукт, реализуемый на основании договора о корпоративной пенсионной программе.

Перспективная структура пенсионной системы Российской Федерации представлена на рис. 6.11.

Такова модель реформирования пенсионной системы. Она будет функционировать с 2015 г. Какие результаты даст реформирование системы? Средний размер трудовой пенсии к 2030 г. увеличится по сравнению с 2011 г. в 3,3–4,2 раза (в зависимости от сценария экономического развития). Соотношение пенсии с прожиточным минимумом пенсионера достигнет уровня 2–2,7 с последующим прогрессивным увеличением. На государственном уровне обеспечивается пенсия, гарантирующая коэффициент замещения не менее 40% для лиц с трудовым стажем не менее 30 лет и с заработком не ниже среднего по стране. В целом трехуровневая пенсионная система должна обеспечить работнику при страховом (трудовом) стаже не менее 42–45 лет индивидуальный коэффициент замещения 55–70% утраченного среднего заработка. Не менее 20% экономически активного населения будет охвачено негосударственными пенсионными программами на добровольной основе.

С общественных позиций важно повышение финансовой устойчивости пенсионной системы. При отмене накопительного компонента дефицит пенсионной системы к 2020 г. снизится с 3 до 2,5% ВВП. Следовательно, снизится и трансферт из федерального бюджета Пенсионному фонду, т.е. оздоровится федеральный бюджет, его средства можно направить на другие насущно необходимые цели.

Рис.6.11. Пенсионирование в Российской Федерации

Правовое обеспечение пенсионной реформы приводится в табл. 6.10.

Таблица 6.10. Законодательное обеспечение пенсионной рефор.мы

Название закона

Что регламентирует

"О страховых пенсиях"

Вводит новую пенсионную формулу

"О накопительной пенсии"

Выводит накопительную пенсию в отдельный институт

"О гарантировании прав застрахованных лиц в системе ОПС РФ"

Гарантирует номинал взносов в накопительную часть. НПФ и ПФР должны будут уплачивать взносы в гарантийный фонд АСВ

Поправки к закону "О негосударственных пенсионных фондах"

Обязывают НПФ сменить организационноправовую форму (из НП в АО).

Повышают требования к НПФ. Устанавливают правила смены НПФ

Поправки к отдельным законодательным актам по вопросам ОПС

Предоставляют гражданам право выбора тарифа отчислений в накопительную часть (6 или 0%)