Базовая концепция логистики

Логистика является стремительно развивающейся экономической наукой. В связи с этим ее терминология и понятийный аппарат постоянно уточняются, дополняются и наполняются новым ОГЛАВЛЕНИЕм.

В зарубежной и отечественной литературе встречаются различные подходы к определению понятия логистики. Так, Американское общество инженеров-логистов предложило следующее определение: логистика есть искусство и наука управления, техники и технической активности, которые предусматривают планирование, снабжение и применение средств перемещения для реализации намеченных операций во имя достижения поставленной цели.

Французские специалисты трактуют логистику как совокупность различных видов деятельности в целях получения с наименьшими затратами необходимого количества продукции в установленное время и в установленном месте, в котором существует конкретная потребность в данной продукции.

В немецкой науке под логистикой подразумевается процесс планирования, реализации и контроля эффективных и экономных с точки зрения затрат технологий перемещения и хранения материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, а также связанной с ними информации о поставке товаров от места производства до места потребления в соответствии с требованиями клиентуры.

Российские научные школы также не имеют единого подхода к определению логистики. Точки зрения отдельных их представителей приведены в табл. 1.1.

Таблица 1.1

Определения понятия логистики российскими учеными и специалистами

Научная школа

Автор

Определение

Санкт- Петербургский государственный университет экономики и финансов

Щербаков В. В., д-р экон. наук, проф. и др.

Логистика – "наука об управлении материальными и связанными с ними информационными, финансовыми, сервисными и другими потоками с целью оптимизации функционирования хозяйственных систем на основе эффективного использования всех видов ресурсов"[1]

Санкт- Петербургский государственный инженерно-экономический университет

Лукинский В. С., д-р техн. наук, проф. и др.

Логистика – "наука об управлении материальными и связанными с ними информационными, финансовыми и сервисными потоками в экономической системе от места их зарождения до места потребления для достижения целей системы и с оптимальными затратами ресурсов"

Логистика – "инструмент интегрированного управления материальным потоком и связанными с ним информационными, финансовыми потоками и сервисом, способствующий достижению целей организации с оптимальными затратами"

[2]

Государственный

университет – "Высшая школа экономики"

Сергеев В. И., д-р экон. наук, проф. и др.

Логистика "(в широком смысле) – наука об управлении материальными потоками, связанной с ними информацией, финансами и сервисом в определенной микро-, мезо- или макроэкономической системе для достижения поставленных перед нею целей с оптимальными затратами ресурсов".

Логистика "(в узком смысле – с позиции бизнеса) – инструментарий интегрального управления материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками, а также сопутствующим сервисом, способствующим достижению целей организации бизнеса с оптимальными затратами ресурсов"[3]

Государственный университет управления

Аникин Б. А., д-р экон. наук, проф.

Логистика – наука "управления материальными потоками от первичного источника до конечного потребителя с минимальными издержками, связанными с товародвижением и относящимся к нему потоком информации"[4]

Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова (РЭУ им. Г. В. Плеханова)

Степанов В. И., д-р экон. наук, проф.

Логистика – "система управления потоковыми процессами, в том числе процессом товародвижения в различных сферах деятельности субъектов хозяйствования"[5]

Московский государственный автомобильнодорожный институт (технический университет)

Миротин Л. Б., д-р техн. наук, проф.

Логистика – "наука об организации совместной деятельности специалистов ключевых функциональных подразделений предприятия, а также группы предприятий по эффективному продвижению продукции по цепи "закупки сырья – производство продукции – сбыт – распределение" на основе интеграции и координации операций, процедур и функций, выполняемых в рамках данного процесса с целью минимизации общих затрат ресурсов"[6]

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

Альбеков. А. У., д-р экон. наук, проф. и др.

Логистика – "наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематtриальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации"[7]

Научная школа кафедры Коммерции и логистики СПбГУЭФ (ныне СПбГЭУ) руководствуется следующим определением.

Логистика – это наука об управлении материальными и связанными с ними информационными, финансовыми, сервисными и другими потоками с целью оптимизации функционирования хозяйственных систем на основе эффективного использования всех видов ресурсов.

Несмотря на то что в работах по логистике российских ученых и специалистов обнаруживается достаточно широкий разброс мнений в трактовке логистики: от практического (с позиции бизнеса) изложения ее сущности как инструмента менеджмента, используемого для управления материальными и (или) сервисными потоками, до нового научного направления, рассматривающего сквозную организационно-аналитическую оптимизацию экономических потоков, можно выделить то общее, что содержится в различных точках зрения.

Все специалисты сходятся во мнении о том, что объектом изучения в логистике является управляемый поток и порождающий его потоковый процесс, а предметом организационно-экономические отношения, возникающие в связи с формированием и обеспечением движения потоков. Именно это позволяет делать вывод о существовании единой базовой концепции логистики. Исходя из общего понимания концепции[8], базовая концепция логистики представляет собой систему взглядов на рационализацию хозяйственной деятельности путем оптимизации потоковых процессов и формирует основную бизнес-идею логистики.

Базовая концепция логистики – это не просто система взглядов, а совокупность теорий из различных областей знаний, работающих на решение экономической задачи, которая состоит в организации движения потоков.

Логистика охватывает все стадии воспроизводства – снабжение, производство товаров и услуг, сбыт, включая транспортировку и хранение – как единый процесс преобразования предмета труда в продукт труда и рассматривает этот процесс с позиции движения потоков. Она проявляет себя прежде всего на уровне предприятия, руководствующегося соответствующей бизнес-идеей. Однако современная логистика предполагает выход за рамки воспроизводственного цикла и расширяет охват до масштабов жизненного цикла товара, включающего в себя, помимо стадий воспроизводства, стадии потребления продукта труда и утилизации. Использованная для развития предпринимательства логистика получает название предпринимательской логистики.

Основная бизнес-идея логистики, предусматривающая формирование логистического подхода к управлению с комплексным охватом процессов, локализующих предпринимательскую деятельность организационными рамками предприятия, сопряжена с экономией затрат.

В соответствии с классической постановкой задачи оптимизации целевой функцией является снижение общих издержек на линии реализации процессов. Ограничениями при этом могут служить: фактор территориального размещения предприятий-поставщиков и потребителей (удаленность производственных мощностей от баз и складов хранения, доступные виды транспорта и способы транспортировки, нормы экспедирования и пр.); обязательства по договору поставки (условия комплектования партий товаров, ритмичность поставки, упаковка и тара и пр.); технологические регламенты производства (состав и структура технологического процесса, стандарты подготовки к производственному потреблению, формирование партий подачи сырья, материалов в цехи и на рабочие места и пр.) и др.

Логистический подход предполагает отказ от изолированного рассмотрения издержек на каждой отдельной стадии, в каждом отдельном процессе и попытки их минимизации

в пользу нахождения оптимального сочетания

где Сс – затраты на снабжение; Сп затраты на производство; Ср – затраты на распределение; Сх – затраты на хранение (складирование); СТ – затраты на транспортировку.

Указанная постановка задачи позволяет обосновывать критерий оптимизации с использованием принципа оптимальпости Беллмана: решение, которое принимается на каждом этапе (в границах стадии или процесса), должно быть таким, чтобы вклад текущего этапа плюс оптимальный вклад всех последующих этапов в совокупности были оптимальными.

Следует иметь в виду, что данная задача является инвариантной для всех звеньев экономики. В масштабах национальной и региональной экономики она формулируется как общеполитическая идея – "экономика должна быть экономной", в масштабах отраслевой экономики – как стратегический приоритет управления развитием производства, но в первую очередь ставится и решается на уровне основного экономического звена – предприятия, для которого снижение общих издержек сопряжено с решением задачи повышения конкурентоспособности, а на этой основе – и увеличения рыночной доли.

Пример[9]

По данным крупнейших аналитических компаний AMR Research, Forrester Research, при внедрении интегрированной логистики компании получают следующие конкурентные преимущества:

• уменьшение стоимости и времени обработки заказа от 20 до 40%;

• сокращение времени выхода на рынок от 15 до 30%;

• сокращение затрат на закупки от 5 до 15%;

• уменьшение складских запасов от 20 до 40%;

• сокращение производственных затрат от 5 до 15%;

• увеличение прибыли от 5 до 15%.

В соответствии с логистической концепцией предпринимательства, принятой в качестве производной от базовой концепции, процесс управления предприятием представляется в виде совокупности бизнес-проектов – согласованных мероприятий, подчиненных главной стратегии предприятия – укреплению его рыночной позиции, а также устойчивому развитию, характеризующемуся максимизацией прибыли на долгосрочном временном горизонте. При таком подходе становятся необходимыми преодоление локального образа мышления и реализация комплексных решений, готовность к внедрению логистических инноваций.

Логистическая концепция предприятия требует установления новых партнерских отношений с покупателями и поставщиками. Она также предполагает исключение всего "лишнего" (с точки зрения профильной деятельности) и закрепление в собственном в бизнесе всего "необходимого" – решения такого характера должны обосновываться действием описанного выше принципа оптимальности.

Пример[10]

С 1 января 2010 г. ЗАО "Пикалевский цемент" (принадлежит "Евроцемент труп" Филарета Гальчева) запланировало выход из так называемой пикалевской цепочки. Известно, что предприятие, заявлявшее о планах перехода на собственное сырье еще в 2009 г., приобрело оборудование для производства и разработало известковый карьер в Ленинградской области, потратив на это около 3 млрд руб., а также уже с сентября на 40% сократило потребление белитового шлама, закупаемого у "БазэлЦемент-Пикалево".

До этого предприятия города Пикалево работали в единой производственной цепочке: "Пикалевский глиноземный завод" (ПГЗ), а также "Метахим" (ООО "УК Севзаппром") и "Пикалевский цемент", закупающие у "БазэлЦемент-Пикалево" побочные продукты – карбонатное сырье и белитовый шлам соответственно. "БазэлЦемент-Пикалево", владеющее ПГЗ, закупало у "Фосагро", принадлежащего "Апатиту", нефелиновый концентрат.

"Евроцемент груп" заявлял о планах перейти на собственное сырье весной 2008 г. после того, как "БазэлЦемент" объявил о перепрофилировании глиноземного завода в цементный и, соответственно, об отказе в поставках белитового шлама "Пикалевскому цементу".

По мнению генерального директора ЗАО "Агентство строительной информации" Е. Ботка, сырьевой фактор не является важнейшим в формировании рентабельности производства. Рентабельность зависит от цен на цемент. Когда цены вернутся на уровень 2008 г., хотя бы 150 долл. за тонну, то это не сильно повредит покупателю, а производство станет рентабельным. И даже при запуске всех производств Северо-Западного региона, объем около 3-4 млн т в год рынком будет потреблен, а значит, с выходом "Пикалевского цемента" из цепочки никто из ее участников не пострадает.

Логистика позволяет субъектам предпринимательства формировать стратегию по обеспечению своего конкурентного преимущества, исходя не из абстрактной ориентации па рынок, а при ориентации на конкретного потребителя.

Зарубежные аналитики отмечают, что у фирм, принявших на вооружение логистическую концепцию и построивших свою конкурентную стратегию на ее основе, наблюдается значительное улучшение показателя, отражающего отношение прибыли от производства и продажи товаров и услуг к инвестированному капиталу. При этом указывается на двоякое значение логистики, заключающееся в уменьшении издержек и увеличении доли присутствия на рынке.

Ведущие западные компании отчетливо воспринимают логистику в качестве важнейшего стратегического фактора развития своего бизнеса и инвестируют в нее значительные суммы. Уже возникло понимание того, что критическому анализу должны быть подвергнуты все основополагающие принципы деятельности компаний, при этом перестройке подлежит сама система управления.

В основу новых трансформаций положены следующие переходы[11]:

• от функций к процессам. Функциональная структура организации нацелена в большей мере на использование ресурсов, а не на создание конечного продукта. Эффективность же любой компании должна оцениваться лишь с позиций удовлетворения потребностей покупателей за счет ее рентабельной деятельности. Это может быть достигнуто посредством горизонтальной координации в рамках компании, формированием внутрихозяйственных связей, которые составляют основные процессы предприятия. Развитые до взаимодействия с поставщиками и потребителями, они обретают межфункциональный характер и определяют способность компании вести эффективную конкурентную борьбу на рынке;

• от прибыли к повышению эффективности. В условиях, когда движущей силой развития является конкуренция, способствующая снижению прибылей, акцент переносится на эффективность. Различные показатели, характеризующие использование материалов, оборудования, рабочей силы, анализируются с позиции сокращения издержек, а значит, и увеличения доходности в управлении предпринимательской деятельностью;

• от товаров к потребителям. Удовлетворение запросов потребителей – цель любой коммерческой организации, структуры управления которой должны этому соответствовать. Маркетинговая продуктовая ориентация (конец 1960-х – начало 1970-х гг.) оказалась недостаточной и потребовала дополнения объектной ориентацией на конкретного потребителя, что стало эффективным при формировании детальных баз данных потребителей и поставщиков товаров на основе информационных технологий. С организационной точки зрения это решение подразумевает управление рынками, каналами сбыта и покупателями, а в целом – так называемое управление спросом, которое осуществляется в качестве межфункционального подхода к обслуживанию потребителей;

• от запасов к информации. Прямая информация о сбыте в реальном масштабе времени уменьшает потребность в прогнозах и снижает издержки на запасы. Это требует развития информационных систем управления логистикой быстрого реагирования;

• от сделок к взаимоотношениям. В бизнесе имеет значение не столько рыночная доля, сколько ее качество. Удержание имеющихся покупателей и повышение их лояльности важнее завоевания новых. Все большее распространение получает тенденция сокращения покупателями числа своих поставщиков с согласованием графиков поставок. В основе таких трансформаций лежит идея о партнерских взаимодействиях между поставщиком и покупателем для обеспечения конкурентных преимуществ на рынке. Логистика позволяет устанавливать такие взаимоотношения через информационные структуры виртуального предприятия.