Базисные условия поставки

Базисные условия поставки определяют обязанности сторон договора купли-продажи, связанные с доставкой товара от продавца к покупателю, и устанавливают момент перехода права собственности на товар и риска случайной гибели или порчи товара с продавца к покупателю. Базисные условия создают основу (базис) цены в зависимости оттого, включаются ли расходы по доставке в цену товара или нет.

В редакции ИНКОТЕРМС 2010 термины, определяющие базисные условия, подразделены на четыре группы (табл. 6.6).

1. Ситуация, когда продавец передает товары покупателю непосредственно в согласованном местеобычно в своих помещениях (термины группы "Е" – отправка груза – EXW – франко-завод).

2. Ситуация, когда продавец обязан передать товар перевозчику, выбранному покупателем (термины группы "F" – основной вид транспортировки продавцом не оплачивается – FCA FAS, FOB).

3. Ситуация, когда продавец обязуется заключить договор перевозки, но без принятия на себя риска утраты или повреждения товара или каких-либо дополнительных расходов после отгрузки и отправки товара: продавец отвечает за перевозку груза до согласованного с покупателем пункта назначения и не несет дополнительных расходов, возникших после надлежащей передаче товара перевозчику (термин группы "С" – основной вид транспортировки продавцом оплачивается – CFR, CIF, СРТ, CIP).

Таблица 6.6

Базисные условия поставки

Группа терминов

Термины (условия)

Вид транспорта

ОГЛАВЛЕНИЕ условий

Момент перехода права собственности и рисков покупателю

Таможенные формальности, необходимые для вывоза и ввоза товара

Заключение договора перевозки и оплата фрахта/перевозочной платы

Другие условия

1

2

3

4

5

6

7

Е отгрузка

EXW Франко-завод (...наименование места)

Все виды

С момента предоставления товара в распоряжение покупателя в месте и в срок, указанный в договоре

Осуществляются покупателем

Осуществляется покупателем

Покупатель несет все расходы и все риски с момента предоставления товара в распоряжение покупателя

F

основная перевозка не оплачена продавцом

FCA Франко-перевозчик (...наименование места)

Все виды, включая смешанный

С момента передачи товара перевозчику

Осуществляются покупателем

Осуществляется покупателем

Доставку товара перевозчику осуществляет продавец

FAS Свободно вдоль борта судна (...наименование порта отгрузки)

Водный

После того, как товар размещен на пристани вдоль борта судна

Осуществляются: для вывоза – продавцом, для ввоза – покупателем

Осуществляется покупателем

Доставку товара в порт погрузки осуществляет продавец

FOB

Свободно на борту (...наименование порта отгрузки)

Водный

С момента переноса товара на борт через поручни судна

Осуществляются: для вывоза – продавцом, для ввоза – покупателем

Осуществляется покупателем

Продавец обязан за свой счет поставить товар на борт судна

С Основная перевозка оплачена продавцом

CFR

Стоимость и фрахт (...наименование порта назначения)

Водный

Как в FOB

Осуществляется для вывоза – продавцом, для ввоза – покупателем

Осуществляется продавцом

Продавец оплачивает расходы по доставке товара в пункт назначения, указанный в договоре

CIF Стоимость, страхование и фрахт (...наименование порта назначения)

Водный

Как в CFR

Осуществляются: для вывоза – продавцом, для ввоза – покупателем

Осуществляется продавцом

Как в CFR + продавец осуществляет страхование товара

СРТ

Перевозка оплачена до (...наименование места назначения)

Все виды, включая смешанный

С момента передачи товара перевозчику

Осуществляются: для вывоза – продавцом, для ввоза – покупателем

Как в CFR. Продавец оплачивает фрахт/перевозочную плату до согласованного с покупателем пункта

Страхование товара осуществляется покупателем

СІР Перевозка и страхование оплачены до... (...наименование места назначения)

Все виды, включая смешанный

С момента передачи товара перевозчику

Осуществляются: для вывоза – продавцом, для ввоза – покупателем

Как в СРТ

Как в CFR + продавец осуществляет страхование товара до согласованного с покупателем пункта

D Прибытие

DAT Поставка на терминале (...название терминала)

Все виды

С момента передачи товара покупателю на терминале

Осуществляется: для вывоза – продавцом, для ввоза – покупателем

Осуществляется продавцом

Продавец несет все риски и все расходы по доставке до места назначения

DAP

Поставка в пункте (... название пункта)

Все виды

С момента передачи товара покупателю в указанном в договоре пункте

Осуществляется: для вывоза – продавцом, для ввоза – покупателем

Осуществляется продавцом

DDP

Поставка с оплатой пошлины (...наименование места назначения)

Все виды, включая смешанный

С момента передачи товара покупателю в месте назначения

Осуществляется продавцом

Осуществляется продавцом

4. Термины, определяющие условия следования груза вплоть до его доставки в страну назначения. Продавец несет все расходы и принимает на себя все риски до момента доставки товара до пункта назначения (группа "D" – прибытие груза – DAT, DAP, DDP).

В ИНКОТЕРМС к каждому термину указаны соответствующие обязанности продавца и покупателя. Однако разнообразие сфер и регионов торговли не позволяет в универсальных правилах детально сформулировать обязанности сторон по всем возможным договорам купли-продажи. Поэтому при подготовке проекта контракта необходимо изучить практику, сложившуюся в тех или иных сферах торговли, образцы действующих контрактов. Желательно, чтобы продавец и покупатель в период заключения контракта информировали друг друга о такой практике и во избежание неясностей четко отражали свои позиции соответствующими условиями контракта.

Правила ИНКОТЕРМС действуют только между сторонами договора купли-продажи и не распространяются на отношения, возникающие из договора перевозки. Ответы на вопросы, каким образом продавец должен выполнять свои обязанности по отгрузке товара перевозчику для их транспортировки и какова юридическая судьба груза в пути, следует искать в международном транспортном законодательстве либо в договоре международной перевозки.

Под термином "перевозчик" понимается не только предприятие, непосредственно осуществляющее перевозку, но и предприятие, берущее на себя обязательства выступать в качестве перевозчика или посредника в осуществлении перевозки и доставить товар в пункт, указанный покупателем (юридическое или физическое лицо, ответетвенное по договору за перевозку).

Рассмотрим ОГЛАВЛЕНИЕ и толкование базисов.

1. Условие "Е" – франко-завод (EXW). Это условие выгодно продавцу, поскольку налагает на него минимум обязанностей – единственная обязанность продавца состоит в том, чтобы предоставить товар на своем предприятии (па складах, в пакгаузах, терминалах) в распоряжение покупателя. При этом продавец не отвечает за погрузку товара на предоставленное покупателем транспортное средство. Все риски, связанные с перевозкой товара от предприятия-продавца к месту назначения, несет покупатель. Этот базис устанавливает следующие обязанности сторон.

Продавец обязан:

1. Предоставить товар в соответствии с условиями договора, предусматривающими его качество и состояние.

2. Предоставить товар в распоряжение покупателя в указанный в договоре срок в обозначенном пункте поставки для его погрузки на перевозочные средства покупателя, заблаговременно уведомив его об этом.

При этом на практике возникает вопрос о моменте перехода товара в собственность покупателя. Это – предоставление товара в распоряжение покупателя, под которым понимается создание продавцом организационных и правовых условий и возможностей, требуемых для того, чтобы покупатель мог осмотреть товар, проверить его качество и количество и принять его в свое владение. Поэтому если покупатель, оплатив фрахт транспорта, в указанную дату подаст вагон к погрузке, но окажется, что по вине продавца товар невозможно забрать, убытки, включая транспортные расходы и оплату железнодорожного транспортного тарифа, будут возложены на продавца.

3. Обеспечить за свой счет упаковку, необходимую для того, чтобы покупатель мог принять исполнение. Данный базис предполагает применение продавцом минимальной упаковки своего товара, обеспечивающей его погрузку.

4. Оплачивать расходы, вызываемые проверкой товара (проверка качества, измерение, взвешивание, подсчет и др.), которая необходима для предоставления товара в распоряжение покупателя.

5. Нести все риски утраты или повреждения товара до момента, когда он будет предоставлен в распоряжение покупателя.

Покупатель обязан:

1. Принять поставленный товар, как только он будет предоставлен в распоряжение покупателя в месте и в срок, указанные в договоре; уплатить цену товара в соответствии с условиями договора.

2. Нести все расходы, связанные с принятием и транспортировкой товара, и все риски, которым он может подвергнуться, с момента, когда товар предоставлен в распоряжение покупателя.

3. Оплачивать таможенные пошлины и экспортные налоги.

2. Условия "F":

• франко-перевозчик (FCA – free carrier);

• свободно вдоль борта (FAS – free alongside ship);

• свободно на борту (FOB – free on board).

По этим условиям продавец должен передать товар перевозчику в соответствии с инструкциями покупателя, который в свою очередь заключает договор перевозки и выбирает перевозчика.

Условие фраико-перевозчик (при перевозке товара по железной дороге – франко-вагон) означает, что если в договоре в качестве пункта передачи указано помещение продавца, то поставка считается завершенной, когда товар погружен в транспортное средство покупателя; в других случаях продавец считается выполнившим свои обязательства по поставке товара, если товар, не отгруженный с транспортного средства продавца, предоставлен в распоряжение покупателя. Обязанности продавца заключаются в том, чтобы доставить товары, прошедшие таможенную очистку для вывоза, в распоряжение (под охрану) перевозчика или лица, действующего от его имени. Условия франко-перевозчик распространяются на поставку товара не только наземным, но и водным и воздушным транспортом. При условии франко-перевозчик риск случайной гибели или повреждения товара переходит с продавца на покупателя в момент передачи товара перевозчику. Как правило, место передачи товара перевозчику определяет покупатель, что специально должно быть оговорено в тексте договора международной купли-продажи. Если такого условия нет в контракте, место передачи товара перевозчику выбирает продавец.

Таможенная очистка – комплекс таможенных процедур, связанных с обязанностью продавца или покупателя по выполнению обязательств в результате перехода товара через таможню страны ввоза и вывоза.

При условии FAS (свободно вдоль борта) продавец считается исполнившим свои обязательства, когда товар размещен вдоль борта судна на набережной (пристани) или на лихтере (если судно стоит на рейде). Право собственности на товар переходит с продавца на покупателя после того, как товар размещен на пристани вдоль борта судна. Риск случайной гибели или повреждения товара и все последующие расходы переходят на покупателя с момента перехода к нему права собственности на товар. Обязанность по выполнению таможенных формальностей, необходимых для вывоза товара, по условиям FAS возлагается на продавца.

При условии FOB (свободно на борту) продавец обязан за свой счет погрузить товар на борт указанного покупателем судна в согласованную дату или в пределах оговоренного срока в названном порту отгрузки в соответствии с обычаями порта, а также выполнить таможенные формальности, необходимые для вывоза. Покупатель должен за свой счет зафрахтовать судно и своевременно известить продавца о сроке, условиях и месте погрузки, названии, времени прибытия судна. В этом случае право собственности и риск случайной гибели или повреждения товара, а также все дальнейшие расходы переходят с продавца на покупателя в момент переноса товара на борт через поручни данного судна.

3. Условия "С":

• стоимость и фрахт (CFR – cost and freight);

• стоимость, страхование и фрахт (CIF – cost, insurance and freight);

• перевозка оплачена до... (СРТ – carriage paid to);

• перевозка и страхование оплачены до... (CIP – carriage and insurance paid to).

При условиях "С" продавец должен заключить договор перевозки на обычных условиях за свой счет до указанного в договоре купли-продажи пункта. По условиям "стоимость, страхование и фрахт" и "перевозка и страхование оплачены до..." продавец также обязан оформить и оплатить страхование груза (товара).

Фрахт – плата владельцу транспортных средств (в основном морских) за предоставленные им услуги по перевозке грузов, а также в зависимости от условий договора плата за погрузку, выгрузку и укладку грузов.

Существо условий "С" заключается в том, что продавец освобождается от любого дальнейшего риска случайной гибели или повреждения товара и расходов после того, как он надлежащим образом выполнил свои обязательства: заключил договор перевозки, передал груз перевозчику и обеспечил страхование по условиям "стоимость, страхование и фрахт" и "перевозка и страхование оплачены до..." (договор отгрузки).

Условие поставки CFR (стоимость и фрахт) сходно с условием FOB. Риск случайной гибели или повреждения товара, а также риск любого увеличения расходов переходят с продавца па покупателя в момент переноса товара через поручни судна в порту отгрузки. Отличие заключается в том, что при условии CFR продавец берет на себя обязанность оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в указанный пункт назначения.

Условие поставки CIF (стоимость, страхование и фрахт) налагает на продавца, помимо обязанностей по условию CFR, также обязанность обеспечить морское страхование товара от риска случайной гибели или повреждения во время перевозки. Продавец обязан: зафрахтовать тоннаж и оплатить фрахт, доставить товар в порт и погрузить его на борт судна в согласованный срок, передать покупателю коносамент или морскую накладную, а также заключить договор со страховщиком, выплатить страховую премию, выписать на покупателя и вручить ему страховой полис.

Коносамент – документ, выдаваемый перевозчиком грузовладельцу в удостоверение факта принятия груза к морской перевозке и подтверждение обязательства передать его грузополучателю в порту назначения. Выполняет три функции: расписки в получении груза судном; товаросопроводительного документа в международной торговле; доказательства наличия и содержания договора о перевозке.

Следует отметить, что согласно условиям CIF и CIP от продавца требуется лишь обеспечение страхования на условиях минимального покрытия. Однако согласно термину CIP, если покупатель желает иметь дополнительное покрытие, ему необходимо согласовать с продавцом, что последний обеспечит дополнительное страхование, или самому застраховать товар на условиях более широкого покрытия.

4. Условия "D":

• поставка на терминале (DAT – delivered at terminal);

• поставка в пункте (DAP – delivered at point);

• поставка с уплатой таможенных пошлин (DDP – delivered duty paid).

При условиях "D" продавец отвечает за прибытие товара на терминал или в согласованный пункт назначения и несет при этом все виды риска и все расходы по доставке (договор прибытия). Согласно терминам группы "D", за исключением DDP, в обязанности продавца не входит обязанность поставить товар прошедшим в стране назначения таможенную очистку, необходимую для его ввоза.

ИНКОТЕРМС 2010 направлен для использования как в случаях международной, так и в случаях внутренней торговли. Для торговых организаций и блоков (например, ЕС), где границы формально отсутствуют, новые правила и условия стали проще для использования. Учитывая, что большинство стран сейчас предъявляют требования проверки безопасности, новые правила вводят обязательство обеих сторон предоставлять всю необходимую информацию по запросу в случаях проведения таможенной импортно/экспортной очистки. Назад версия ИНКОТЕРМС не предъявляла таких требований.

Выбор того или иного базисного условия поставки определяют стороны договора, которые должны иметь в виду, что данный выбор предопределяет ОГЛАВЛЕНИЕ многих последующих условий контракта. При этом и продавец, и покупатель исходят из принципа наименьших материальных затрат на поставку. Например, расходы, которые несет продавец, по условию франко-склад покупателя, включаются в стоимость товара, которая может оплачиваться в иностранной валюте. Если у покупателя – нехватка валюты, для него более выгодны условия франко-завод. В этом случае покупатель может избежать дополнительных расходов в иностранной валюте, организуя, например, доставку товара на собственном транспорте или по договору с перевозчиком, не требующим платы в иностранной валюте.

ОГЛАВЛЕНИЕ договора международной купли-продажи товаров

Особенностью правового регулирования договоров международной купли-продажи товаров является то, что стороны договора должны определить, законодательство какой страны применимо к данному договору. Выбор законодательства партнеры осуществляют по соглашению. Если в договоре такое соглашение отсутствует, то в случае возникновения спора суд, арбитражный суд применяет соответствующие коллизионные нормы национального законодательства. Следует отмстить, что иностранное законодательство, избранное сторонами договора, не может быть применено к отношениям сторон, если это противоречит публичному порядку Российской Федерации.

Наименования сторон в договоре, страны их принадлежности должны быть полными и точными, без сокращений. Недопустимо использование аббревиатур, если только это не общепризнанные наименования. При идентификации договаривающихся сторон точно указывают фирменные наименования, под которыми партнеры зарегистрированы в торговом (государственном) реестре страны принадлежности; их правовое положение (организационно-правовая форма), включая номер и тип лицензии на данный вид деятельности, юридический и фактический адреса.

При заключении договора международной купли-продажи необходимо достичь соглашения по всем существенным условиям. К ним относятся:

• предмет договора;

• качество товара;

• цена товара и общая сумма контракта;

• сроки поставки;

• способ платежа.