Базисные и транспортные условия контрактов международной торговли
Организация и управление материальными потоками в международной торговле требуют особых знаний и специальной подготовки. Условия доставки товаров являются составной частью контрактов купли-продажи.
ОГЛАВЛЕНИЕ условий на доставку зависит от задействованных в перевозке видов транспорта, характера груза, вида международной сделки, действия международных договоров, соглашений и обычаев и определяется базисными условиями поставки товаров, в частности конкретным базисом, сформулированным в данном контракте купли-продажи.
Базисные условия контрактов определяют:
• обязанности продавца и покупателя по организации и осуществлению логистических операций по доставке товара;
• момент перехода рисков потери, порчи и утраты товара с продавца на покупателя (момент окончания обязательств продавца по поставке товара);
• обязанности сторон по оплате расходов, связанных с доставкой товара по контракту (оплата логистических операций).
ОГЛАВЛЕНИЕ и толкование позиций, входящих в базис поставки при заключении и исполнении договоров международной купли-продажи, регулируются рядом нормативных актов. Прежде всего, это Конвенция ООП о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (Венская конвенция 1980 г.) – многостороннее международное соглашение, имеющее целью унификацию правил международной торговли. Документ подписали более 50 государств, в том числе Россия, Украина, Казахстан, Белоруссия. Национальное законодательство отдельных стран также содержит нормативные акты, регулирующие условия договоров.
Наиболее широко в практике мировой торговли применяются "Правила толкования международных торговых терминов" (далее – Правила), определяющие ОГЛАВЛЕНИЕ базисов, которые разрабатываются Международной торговой палатой. Последняя редакция Правил носит название "Инкотермс-2010". С правовой точки зрения этот документ имеет:
• факультативный, или рекомендательный, характер. Стороны, использующие его условия в своей работе, должны делать ссылку на этот документ;
• общий характер, предлагая лишь принципиальный подход или решение.
В связи с этим:
• сторонам контракта необходимо уточнять и конкретные детали взаимных обязательств;
• стороны по контракту имеют право формулировать и применять любые условия поставок, отличающиеся от условий Инкотермс. Однако при этом все логистические условия контрактов должны быть четко оговорены и зафиксированы в письменной форме;
• по всех странах при заполнении таможенных документов в графе "Условия поставки", как правило, требуется указать базисные условия контрактов в соответствии с толкованием Инкотермс;
• стороны при заключении контракта должны информировать друг друга о имеющихся национальных особенностях в толковании условий и терминов Инкотермс.
Всего в "Инкотермс-2010" содержится 11 базисных условий.
Конкретное ОГЛАВЛЕНИЕ транспортных условий сделки зависит от следующих факторов: базиса поставки, вида транспорта, способа доставки, транспортной специфики груза. Наиболее широкий круг транспортных операций отражен в контракте купли-продажи при базисах поставки, которые предусматривают передачу товаров продавцом покупателю в промежуточном пункте пути его следования (в морском или речном порту, на пограничном железнодорожном терминале, в аэропорту).
Логистические условия контрактов купли-продажи могут занимать значительную часть содержания контракта купли-продажи. Например, если речь идет о поставках массовых грузов (нефть и нефтепродукты, руда, уголь и другие сырьевые грузы). Именно при торговле сырьевыми товарами транспортные и логистические условия наиболее подробны и требуют детальной проработки.
К основным вопросам, связанным с доставкой и требующим особой проработки в контракте, относятся:
• срок отгрузки товара из пункта отправления либо доставки товара в пункт назначения;
• наименования пунктов отправления и назначения;
• порядок сдачи товара продавцом перевозчику и принятия продукции покупателем от транспортного средства;
• система взаимного предоставления информации продавцом и покупателем о готовности товара к грузовым операциям, о сроках прибытия транспортного средства под грузовые операции;
• распределение расходов по доставке между продавцом и покупателем;
• согласование вида договора, которым должна быть впоследствии оформлена международная перевозка;
• нормы погрузки и выгрузки товара и время, положенное по договору купли-продажи на выполнение грузовых операций (если речь идет о массовых грузах: насыпных, нативных или навалочных);
• порядок размещения груза на транспортном средстве;
• транспортная упаковка и маркировка;
• особые условия перевозки, связанные со спецификой товара, его физико-химическими свойствами (особорежимные грузы), особенностями маршрута перевозки;
• вопросы, связанные со страхованием груза в процессе доставки.