Базисные технологии эдукации

Здесь мы будем рассматривать только базисные общепедагогические технологии,неопускаясь на нижние уровни, где в такого рода технологиях происходят дальнейшие изменения для приспособления их к решениям конкретных задач. Базисных технологий всего три, и этому есть объяснение. В эдукационном процессе взаимодействуют учитель, ученик и предмет обучения (воспитания). Процесс направлен на усвоение предмета. Цель ученика – овладеть им. Цель педагога – организовать, помочь, при этом возможны три схемы организации процесса учителем:

• "от предмета";

• "от ученика";

• с обеих сторон – "от ученика" и "от предмета".

В зависимости от того, чему отдается приоритет, получают три принципиально различающиеся технологические схемы организации учебно-воспитательного процесса:

1) технология предметно ориентированного обучения, направленного на усвоение предмета, – предметно ориентированная технология, которую также называют продуктивной;

2) технология личностно ориентированного обучения, направленного на удовлетворение потребностей ученика, – личностно ориентированная технология, которую также называют щадящей;

3) технология сотрудничества, направленная на усвоение предмета и удовлетворение потребностей ученика, – партнерская технология.

Нетрудно понять, что цели процесса в каждом из приведенных случаев разные и завершается он созданием продуктов различного количества и качества. Например, процесс, направленный "от предмета", имеет целью создать продукт, не тождественный тому, который возникает, когда процесс направляется "от личности". В зависимости от того, какие требования предъявляются к педагогическому продукту, избирается та или иная схема организации процесса. Казалось бы, важнейшим критерием целесообразности выбора схемы является объем знаний, умений, качество обучения. Но это не всегда так, ведь не всем потребителям педагогических услуг в современном рыночном мире нужны знания. Для кого-то более важным будет развитие способностей, склонностей, дарований. Кому-то нужны прочные навыки, а кто-то захочет удовлетворить в школе свои потребности в общении, самовыражении.

Предметно ориентированная технология отводит главное место учебному материалу, который является объектом пристального внимания педагога. Усвоение материала – ключевая цель обучения (воспитания). Господствующая схема процесса педагогической деятельности: материал → обучаемые → результат. Основное внимание уделяется предмету, а не ученику. Контроль качества усвоения игнорирует личность ученика и сводится к жесткому и объективному контролю усвоения предмета. Кто не способен овладеть предметом, тот отсеивается. Предметно ориентированная технология безжалостна к ученикам, но гарантирует высокий уровень обученности. Достижение запланированных целей в установленные сроки и на заданном уровне – вот основные критерии обучения.

Личностно ориентированная технология ставит в центр ученика, а материал является как бы дополнение к нему. Ее цель – развивать личность, а не овладевать предметом. Показателем обучения (воспитания) служат не количество и качество усвоенного, а прогресс личности. Он определяется по таким критериям, как развитость, раскрепощение собственного "Я", самопознание, самоопределение, самостоятельность, независимость суждений и т.п. Учебно-воспитательный процесс здесь строится по схеме "от ученика", и если ученикнежелает учиться, то процесс сжимается, деформируется либо прекращается сам собой. Никакого насилия ни в чем нет. Количество и качество конкретных знаний, умений никого особенно не интересуют. Основной критерий – удовлетворение запросов личности, создание условий для самореализации.

Партнерская технология (технология сотрудничества) предусматривает оптимальное сочетание предметно и личностно ориентированного обучения (воспитания). Педагог одинаково хорошо заботится и об усвоении учебного предмета, и о развитии личности. Его намерения состоят в том, чтобы ученики вынесли из класса максимум конкретных знаний, умений, понимание общих закономерностей в сочетании с развитием собственного "Я", личностными оценочными суждениями, другими необходимыми человеку качествами. Программа обучения по технологии сотрудничества многоплановая, а ее реализация – дело чрезвычайно трудное, ведь необходимо соединить сложную науку с тонкими прикосновениями к душе каждого ученика. Нужно действовать так, чтобы каждый ученик вышел из класса обученным, личностно поднятым, удовлетворенным.

Партнерская технология – труднейшая для практической реализации. Три группы задач: научить, развить, воспитать, объединенные генеральной целью обеспечения развития и воспитания, с одной стороны, и создания условий для самореализации личности – с другой, требуют от педагога работы на фантастическом уровне. Важно подчеркнуть, что в недалеком прошлом наши педагоги умели применять такую технологию. Сегодня, чтобы уверенно чувствовать себя на рынке педагогических услуг, преподаватель должен в совершенстве владеть тремя базисными технологиями, которые существенным образом различаются между собой по количеству и качеству продукта (табл. 9.1).

Таблица 9.1

Анализ базисных педагогических технологий по наиболее важным критериям

Критерий

Продуктивная педагогическая технология

Технология сотрудничества

Щадящая педагогическая технология

Цели

Полное и глубокое усвоение практически необходимых знаний, умений

Усвоение знаний, умений с учетом потребностей и возможностей развития ученика

Развитие личностных качеств посредством избранных самим учеником знаний

Направленность

На усвоение продуктивных знаний, умений

На формирование знаний, развитие личности

На развитие личностных качеств

Приоритеты

Предмет изучения

Познавательный

труд

Личность ученика

Продукты

Глубокое усвоение жизненно необходимых знаний, умений

Усвоение предложенных школой знаний без гарантированного применения

Ознакомление с произвольными знаниями по желанию ученика

Гарантии

Полное усвоение на избранном уровне

Гарантии полной обученности нет

Никаких гарантий

Отношения

Авторитаризм, ведущая роль учителя

Демократизм, паритетные отношения

Педоцентризм, ведущая роль ученика

Сроки

Полная средняя школа за 10 лет

Полная средняя школа за 11 лет

Школа за 12– 13 лет

Затраты труда учителя

Высокие

Средние

Низкие

Квалификация педагога

Высокая

Высокая

Учительствовать могут все

Схема обучения

Жестко регламентированная, без отклонений; по алгоритму и технологии

По взаимному соглашению

Свободная

Сравнение особенностей базисных технологий и созданных ими продуктов свидетельствует не о преимуществах одних технологий над другими, а нацеливает на правильный выбор именно той технологии, которая отвечает заявленным потребностям. Личностно ориентированная педагогика выступает за мягкое, щадящее обучение, но без гарантий, что ребенок получит твердые знания. Продуктивная авторитарная педагогика ратует за трудное, конкретное, результативное обучение. Рынком будут востребованы все технологии. Кому-то надо обучиться конкретным знаниям и умениям и за счет овладения специальностью добиться успеха в жизни – он изберет жесткую продуктивную технологию. Кому-то нужен лишь педагогический присмотр – он предпочтет щадящую личностно ориентированную технологию. Подавляющее большинство склонится к технологии партнерства (сотрудничества). Впрочем, многим россиянам по душе традиционное продуктивное обучение с привкусом авторитаризма.